Страсти апостолов Петра и Павла (большие)

52. И обернувшись к Петру, сказал Павел:
— Мне лучше на колени встать и Бога молить, тебе же – едва заметишь что приступил к делу Симон, – вымолить милость Господню, ведь ты первым был избран! Господом.
И, став на колени, принялся молиться Павел. Петр же, на Симона глянув, молвил:
— Приступай к тому, что затеял, ибо разоблачение твое близко и близок наш из мира уход. Вижу уж я Христа моего, и зовет он к Себе меня с Павлом.

53. НЕРОН: Куда ж это вы против воли моей пойдете?
ПЕТР: Куда призовет нас Господь наш.
НЕРОН: Да кто ж господин-то ваш?
ПЕТР: Господь Иисус Христос, и вижу я, как Он нас себе призывает.
НЕРОН: И эти, стало быть, на небо собрались...
ПЕТР: Куда угодно будет Ему, туда и призовет.
СИМОН: Дабы ты знал, император, что лгуны они, пришлю я к тебе, едва на небо приду, ангелов своих и позову тебя к себе в гости.
НЕРОН: Ну так делай же, как сказал.

54. И вот, залез у всех на глазах увенчанный лаврами Симон на башню, распростер руки и полетел. Как увидел это Нерон, говорит он Петру:
— Честный человек Симон, вы же с Павлом лгуны.
А Петр в ответ:
— Сейчас убедишься, что и впрямь мы ученики Христовы, он же не Христос вовсе, а маг и злодей.
НЕРОН:
— Доселе упорствуете? Гляньте: он на небо уж вступает.

55. Тогда Петр, взглянув на Павла, сказал:
— Подними голову и посмотри!
И, возведя полные слез глаза и узрев летящего Симона, молвил Павел:
— Что ж оцепенел ты, Петр? Исполни начатое, ибо уже призывает нас Господь наш Иисус Христос.
Услышав это ухмыльнулся Нерон и говорит:
— Видят, что побеждены, вот и ополоумели.
А Петр ему:
— Сейчас убедишься, что в своем мы уме.
Павел же молвил Петру:
— Не отвлекайся.

56. И, устремив на Симона взор, сказал Петр:
— Заклинаю вас, ангелы Сатаны, возносящие его ввысь, чтоб обмануть сердца людей неверующих, заклинаю Богом Творцом всего сущего Иисусом Христом, восставшим на третий день из мертвых, дабы не возносили вы Симона, но тотчас и бросили.
И тотчас, отпущенный, рухнул Симон в местности, которую называли Священной дорогой, и на четыре части разбившись, кровавыми брызгами четыре утеса омочил. И свидетельствуют они до нынешних дней о победе апостолов в Риме.

57. Тогда приказал Нерон держать Петра и Павла в оковах. Тело же Симона велел бережно в течение трех дней сторожить, думая, что на третий день он воскреснет.
Говорит ему Петр:
— Теперь-то уж не воскреснет, ибо впрямь он мертв и обречен на вечные муки. А Нерон ему:
— Да кто ж надоумил тебя этакое злодейство-то совершить?
ПЕТР: Коли хочешь знать, уж одних притязаний его довольно, чтобы сгинул он и подобной хулы на Бога к умножению мук своих не возводил больше.
НЕРОН: Смутили вы душу мою, и потому подвергну я вас в назидание прочим суровейшей казни.
ПЕТР: Не тому свершиться должно, чего ты хочешь, но тому, что обещано нам.

58. Говорит тут Нерон своему префекту Агриппе:
— Нечестивцев этих лютой смерти надо предать и потому велю я, чтоб железными крючьями их в Навмахии42 разодрали и чтоб все подобные им были истреблены беспощадно.
ПРЕФЕКТ АГРИППА: Божественный император, не вели их одинаковой казнью казнить.
НЕРОН: Почему?
АГРИППА: Потому что Павел виноват куда меньше, Петр же и в убийстве повинен, и нечестивец впридачу.
НЕРОН: Какой же тогда их казни подвергнуть?
ПРЕФЕКТ АГРИППА: Думаю я, нечестивцу Павлу вправе мы голову отрубить; Петра же, еще и убийство вдобавок к тому совершившего, вели на кресте распять.
НЕРОН: Прекрасно ты рассудил!

59. И тотчас увели Петра и Павла с глаз Нерона. И обезглавили Павла близ Белых Вод у третьего милевого столба по дороге Остию.

60. А когда Петра к кресту подвели, молвил он:
— Был Господь мой Иисус Христос, с небес на землю сошедший, на кресте прямо повешен. Я же с земли на небо сподобился призываться, и потому крест мой должен голову мою к земле направлять, а ноги – к небу. А поскольку и недостоин к тому же я на кресте подобно Господу моему висеть, переверните мой крест!
И опрокинув крест, пригвоздили они ноги его вверху, а внизу – руки.

61. Между тем собралась огромная толпа, проклиная и понося Цезаря Нерона, и до того были люди гнева полны, что хотели тотчас Цезаря самого убить. Но удержал их Петр, сказав:
— Внемлите, детоньки, прошу я вас, и не делайте этого, но послушайте, что скажу я вам. Ведь, поддавшись несколько дней назад на уговоры братьев, ушел уж я было  [из Рима], но повстречал на дороге меня у ворот городских Господь мой Иисус Христос. И, поклонясь ему, спросил я:
— Куда Ты шествуешь, Господи? И сказал Он мне:
— Ступай за мною, Петр, ибо иду Я в Рим, дабы вновь распяли меня.
И когда последовал я за Ним и в Рим возвратился, молвил Он мне:
— Не бойся, ибо пребуду с тобой Я, пока не введу тебя в дом Отца Моего.

62. И потому-то, детоньки, не препятствуйте пути моему, ибо ступают уж ноги мои по стезе небесной. Не печальтесь, но возликуйте вместе со мной, ведь пожинаю я ныне плоды трудов своих.
И сказав так, рек еще Петр:
— Благодарю тебя, Пастырь Добрый, ибо сострадают мне овцы, коих вверил Ты мне. Уповаю на то, что разделят они со мной милость Твою. Тебе их вручаю, дабы не тосковали без пастыря те, у которых Ты есть, благодаря Кому сумел я взрастить стадо сие. — И, сказав так, дух испустил.

63. И явились тотчас туда святые мужи, коих прежде никто не видел и потом увидеть не мог. Говорили они, что пришли едва ль не из Иерусалима, и вместе с мужем славным Марцеллом, который, уверовав, покинул Симона, и последовал за Петром, унесли они тайно тело апостола43 и положили под Теребинтом близ Навмахии, в местности, называемой Ватикан.

64. И говорили народу мужи эти, уверявшие, что из Иерусалима они пришли:
— Веселитесь и радуйтесь, ибо сподобились вы обрести великих заступников, друзей и святых апостолов Господа Иисуса Христа. И знайте, что сей царь прескверный Нерон власть удержать после убийства апостолов не сможет и будет скоро во прах повергнут, и достанется царство его другому.

65. А потом вышло так, что слилась воедино ненависть к Нерону и народа римского, и войска его. И решили они бичевать публично злодея, пока вина его вместе с духом выбита будет. Когда же слух о замысле этом Нерона достиг, напал страх на него, и трепет его объял нестерпимый, и бежал он, да так, что только его и видели. Были правда и те, кто говорил, будто гонимый лютым холодом и голодом скитался он до поры в лесах, покуда волки его не сожрали.

66. Когда же собрались греки везти тела святых апостолов на Восток, случилось землетрясение невероятной силы, и сбежался народ римский, и поспешил за ними, и настиг греков на третьей миле Аппиевой дороги, близ местности, что Катакомбой зовется. И хранились там их тела один год и семь месяцев, пока отделывались гробницы, в которых прежде тела святых апостолов обретались, куда и были они возвращены, восславляемые гимнами, и погребены были мощи Святого Петра в Ватикане близ Навмахии, а Святого Павла у второй мили Остийской дороги, где благодать молитв во веки веков пребудет. Аминь.

Примечание:

1. В греческой версии добавлено: «из Испании».
2. См.: Деян. 27:14-44.
3. Из дальнейшего ясно, что «язычниками» здесь названы языко-христиане, т. е. те, кто уверовал в Мессию Иисуса, не будучи прежде иудеем.
4. Имеются в виду эпизоды ветхозаветной истории.
5. См: Быт. 22:18: «...и благословятся в семени твоем все народы земли»', Гал. 3:8.
6. Рим. 2:11.
7. Рим. 2:12.
8. Рим. 2:15.
9. Ни о каком закрытии синагог христианами в доникейскую эпоху речи быть не могло. В действительности в течение долгого времени христиане и иудеи вместе собирались в синагогах и вели споры об истинности или самозванстве Мессии Иисуса. Памятник в данном случае отражает реалии своей эпохи, при этом обоснование закрытию синагог создается ложной ссылкой на авторитет апостолов.
10. Ср.: Пс. 131:11: «Клялся Господь Давиду в истине и не отречется ее: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем». Это обетование в Новом Завете отнесено к Иисусу Христу. См., напр., Деян. 2:30: «Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его». Здесь, как и в других канонических текстах, подразумевается престол царя Давида, именно так (со строчной буквы) передают это все переводы. В апокрифе же в результате замены «super sedem ejus» Вульгаты на «super sedem suam» речь идет уже о престоле Всевышнего.
11. В канонических Евангелиях этот возглас передан несколько иначе: Мф. 3:17: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое Благоволение»', Мк. 1:11: «Ты Сын...благоволение»; Лк. 3:22: «Ты Сын...в Тебе Мое благоволение». В апокрифе же возгас, обращенный к Христу, контаминирован с обращением Бога к Давиду: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс. 2:7).
12. «искупление ...небу». В греческом тексте: «...спасение мира».
13.  Варианты: «Через Него (т. е. через Христа) открыл Бог путь сыновьям»; «Ныне Бог открыл путь»; «Сей Бог открыл путь жизни».
14. В греческом тексте добавлено: «и обрели жизнь и спасение в имени Его».
15. В греческом тексте добавлено: «Давид».
16.  Это ветхозаветное пророчество (см. Пс. 109:4) христианская экзегеза связывала с Христом – потомком Давида (см. Евр. 7:17, 21). В греческом тексте апокрифа: «Клялся Господь Давиду...» Таким образом, следующая фраза о священнике, оказавшемся на кресте, относится к Иисусу Христу.
17. Внезапное вмешательство отсутствовавшего Петра, скорее всего, является следствием неудачного соединения разных редакций.
18.  "С неба спустился" – эта фраза была для слуха римлян двусмысленной. Помимо основного значения она имела смысл, близкий к нашей поговорке «с неба свалиться», т. е. спятить, нести околесицу.
19.  Вариант: «вам»
20.  Варианты: «Или таков народ ваш?»; «вы и народ ваш»', «даже по сравнению с народом вашим»; «народ ваш или вы?»
21.  Апокрифическое Письмо Понтия Пилата Клавдию (иногда – Тиберию) сохранилось в нескольких, существенно отличающихся друг от друга вариантах. Хождение в христианской среде таких подделок зафиксировано уже в первой половине II в., об одной из них упоминается в Первой Апологии Иустина Мученика (гл. 35). О письме Пилата императору Тиберию знал и Тертуллиан (Апология, 5; 21).
22.  "Бесстыдство же иудеев дошло до того... Вариант: "и до того злы на него иудеи были...
23. Варианты: «двух природ»; «двух сущностей».
24.  В оригинале: «Ego me inter uos nоn conuenio»
25.  Ячменный хлеб в греко-римских поверьях обладал большой магической властью над инфернальными силами. В «Метаморфозах» Апулея ячменные лепешки служат Психее пропуском в подземный мир и охраной во время ее пребывания там. «Не думай, что потерять эти ячменные лепешки – пустое, ничтожное дело, — говорит ей башня, — если хотя бы одну утратишь, света белого больше не увидишь» (VI, 19).
26.  Здесь явно подразумеваются так называемые «Клементины», главы: II, III, VI, XVI, XX.
27.  В одном из манускриптов в этом месте имеется вставка, почти дословно воспроизводящая текст VIII и IX глав «малых» «Страстей Петра и Павла».
28.  В обычном написании – Ианний и Иамврий. Эти египетские чародеи безымянно упоминаются в книге «Исход» (7:11-22; 8:7-19; 9:11) как противники Аарона и Моисея, но в комментариях на «Исход» Талмуда и таргума Ионафана они названы по имени. В новозаветных текстах их имена встречаются только у апостола Павла (2 Тим. 3:7): «Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере». Любопытно отметить, что вину за гибель фараона и его войска апокриф возлагает на противников Моисея.
29.  Ср.: Рим. 15:19.
30.  Ср.: Рим. 12:10.
31. Ср.: 1 Тим. 6:17.
32.  Ср.: 1 Тим. 6:8.
33.  Ср.: Еф. 6:4.
34.  Ср.: Еф. 6:1-3.
35. Ср.: Рим. 13:6-7.
36. Ср.: Кол. 3:18-22.
37.  Ср.:Гал. 1:1.
38.  Здесь автор апокрифа допускает явный анахронизм, т.к. во время описываемых событий (середина I в.) еще не сложился институт епископов как полновластных предстоятелей христианских общин.
39.  Ср.: Деян. 9:5.
40.  Ср.: Иоанн 14:6.
41.  В манускриптах, сохранивших этот текст, последняя фраза читается по-разному и обращена в одних случаях к Симону (при этом купируются слова «в сенате»), в других – к Нерону. Второй вариант выглядит более логичным.
42.  Навмахией назывался расположенный за Тибром цирк Калигулы, в котором для развлечения римлян часто устраивались потешные «морские сражения» с участием гладиаторов.
43.  Папа Григорий Великий (ок. 540-604) пишет о попытке восточных христиан «украсть тела блаженных апостолов». См.: Epistolae, IV, 30.

 

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий