Аароново благословение

 

"Do you not know that you are the temple of God and that the Spirit of God dwells in you?" ("Развѣ не знаете, что вы храмъ Божій, и Духъ Божій живетъ въ васъ?") 1 Кор 3:16

Аароново благословение — троекратное священническое благословение из книги Чисел. При строительстве Скинии Аарону и его сыновьям (коэнам), предписывается благословять народ Израиля:

22. И сказалъ Господь Моисею, говоря:
23. Скажи Аарону и сынамъ его: такъ благословляйте сыновъ Израилевыхъ; говорите имъ:
24. Да благословитъ тебя Господь и сохранитъ тебя.
25. Да призритъ на тебя Господь свѣтлымъ лицемъ Своимъ и помилуетъ тебя.
26. Да обратитъ Господь лице Свое на тебя и дастъ тебѣ миръ.
27. Такъ пусть возлагаютъ имя Мое на сыновъ Израилевыхъ, и Я благословлю ихъ (Чис.6:22-27)

В иудаизме

В Иерусалимском храме это благословение произносили коэны ежедневно после утренней жертвы; при этом на них нельзя было смотреть. Сохраняется в традиционном еврейском богослужении. В диаспоре у ашкеназов даётся только по праздникам. Слова читает кантор, коэны повторяют за ним. При этом коэны покрыты талитом, чтобы предстоящие не видели их лиц.

В Шаббат существует традиция давать Аароново благословение детям.

В христианстве

В христианскую традицию Аароново благословение вошло в основном опосредованно. В византийском обряде Аароново благословение соответствует главопреклонная молитва, завершающая все службы, которая всегда предваряется преподанием мира («Мир всем»). Большинство восточных литургий также содержат главопреклонную молитву после анафоры. По мнению Р. Тафта (Taft. P. 39), главопреклонная молитва вошла в чин литургии в IV в., первоначально она служила отпустом тех христиан, кто по тем или иным причинам не причащался. Впосл. она стала интерпретироваться как молитва перед Причащением, что повлияло и на ее текст. Троекратному упоминанию имени Божия в Аароновом благословении в Новом Завете соответствует упоминание имен трех Лиц Св. Троицы в благословении: «Благодать нашего Господа Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор 13. 13), начинающем центральную молитву литургии — анафору. В литургии II кн. Апостольских постановлений (гл. 57) благословение народа епископом перед анафорой прямо связывается с Аароновым благословением.

В современном православном богослужении слова псалма 66. 1: «Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны» являющиеся парафразой Аароновым благословением, возглашаются священником в качестве конечного благословения на полунощнице, на часах 1-м и 9-м (Великим постом — и на 3-м, и на 6-м), великом повечерии.
Буквально текст Аароново благословение входит в богослужение испано-мосараб. обряда. Св. Исидор Севильский в соч. «О церковных службах» (De ecclesiasticis officiis. I 17), говоря о благословении предстоятеля, ссылается на Аароново благословение. В некоторые дни оно произносится в качестве обычного благословения перед Причащением. Аароново благословение некогда употреблялось и в римском обряде, Сакраментарий папы Геласия I предписывает в некоторые дни читать его текст (см. СДЛ. Ч. 5. С. 94) среди заключительных благословений мессы.
В лютеранских церквах Аароново благословение обычно произносят в конце богослужений.
Особая роль этого благословения подчеркивается современной западной библейской критикой, которая видит в нем продукт послепленного священнического богословия (Seybold)...

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий