Беседы по Четвероевангелию. Евангелие от Матфея, глава 6, 10. Беседа 13-я

Продолжение, Начало читать Здесь

Протоиерей Олег Стеняев

«Отче наш»

 Сегодня мы продолжаем наши беседы по Четвероевангелию; мы продолжаем изучение Молитвы Господней по тексту Евангелия от Матфея.

И то молитвенное прошение, которое мы сегодня рассмотрим, это слова:

«да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6, 10).

Мы уже рассматривали значение прошения «да приидет Царствие Твое», сегодня мы лишь отчасти рассмотрим его и все внимание сосредоточим на словах: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе».

Итак, что для нас означает Царствие Божие, об установлении которого «и на земле, как на небе» мы ежедневно испрашиваем в молитве «Отче наш».

Наше стремление к установлению Царствия Божия на земле, как на Небе, – есть желание осуществить не что иное, как переворот. Т. е. мы стремимся к уничтожению всех существующих форм правления (как несовершенных и, более того, зловредных) для установления безоговорочной теократии (власти Бога). При этом мы отдаем себе отчет, что подобное установление Царства Бога есть всецело дело Бога, и мы не имеем права осуществлять смещение существующих форм правления только своими человеческими усилиями, потому что суд есть дело Божие, а мы все напрочь несовершенны в постижении значимости и реалий Божиих Судов. Но все же переворот необходимо совершить, его надо совершить в своем собственном сердце…

Выдергивая сатанинские плевела, мы можем выдернуть много и Божией пшеницы. Посему Господь и сказал: «…нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф. 13, 29-30). Как известно, когда пшеница и плевелы созревают, трудно отличить одно от другого. Только по плодам их и можно отличить. Со временем пшеница наливается зернами, а плевелы так и остаются без всякого плода. Сам Господь учил: «Итак по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 20-21).

Но как распознать, кто исполняет волю Божию, а кто нет? И в чем заключается воля Отца нашего Небесного? Писание учит нас: «и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2). Итак, мы познаем волю Бога тогда, когда противопоставляем себя этому миру, не сообразуемся с ним, но преобразуемся в познании Бога и Его святой воли, запечатленной на страницах Священного Писания. Сказано: «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием» (Ефес. 5, 17-21).

Мирские люди далеко отстоят от постижения воли Бога, они не заботятся иметь Бога в разуме, они не воспевают по Псалтири Его Святые Имена, а это и означает, что они сбились с истинного пути и недалеко от окончательного падения в муку вечную, она же вечная духовная смерть. По пути ли нам с таковыми? В Писании сказано: «оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15,  14). Известно, какой ужасной была кончина царя Ирода «Великого». Блаж. Феофилакт сообщает: «Горькую кончину имел Ирод: он изверг свою нечестивую душу, пораженный горячкою, болью в животе, водяною (болезнью – О.С.) в ногах, гниением тайного члена, порождением червей, одышкою, трясением тела и судорогами».

Все эти политики, мироправители, цари и князья, сильные и богатые в мире сем, – что есть они как не солома, сберегаемая к огню на День суда? И те, которые слишком близко окажутся с ними в тот День, будут также объяты пламенем судного Дня.

Игумен одного общежительного монастыря, имевшего около двухсот братий, был нищелюбив. Со временем человеческая слава пленила его, и он стал проявлять любовь к богатым и боярам и за это был прославляем ими. Однажды к нему в монастырь пришел Господь в образе убогого старца и попросил привратника доложить, что такой-то брат с большим трудом пришел к нему. Привратник застал игумена беседующим с богатыми; постояв немного, он сказал игумену об убогом, не зная, что это Христос. Игумен же, бранясь, возмутился, зачем привратник впустил пришельца, разве не видит, что он беседует с людьми. Привратник ушел ни с чем. Но долготерпеливый Господь ожидал, пока выйдет игумен. Через некоторое время один богач пришел в монастырь, игумен его сразу встретил во вратах обители. Увидев игумена с богатым, богатый милостью и друг смиренных – Христос стал умолять игумена, сказав, что имеет к нему слово. Но игумен даже не обернулся и с богатым ушел на обед. После обеда, провожая гостей до ворот, игумен опять пренебрег просьбой убогого и незлобивого Старца. И вечером не принял он Того Небесного Странника. Уходя, «Старец» сказал привратнику: «Так скажи игумену, что ради прежних его трудов и прежнего его жития Я приходил к нему, желая дать ему благословение, но он не захотел. Так как ищет он славы человеческой, Я пошлю к нему вельмож всей этой страны, благо же Царствия Моего он да не ищет, ибо оно отныне закрыто для него». И тогда все познали Вседержителя Христа, приходившего в образе нищего. Мы должны четко различать, что значит слава небесная по сравнение со славою земною. И чего надо искать для себя прежде всего в этой  жизни.

Посему осознаем, подданными какого Царствия мы являемся, дабы нам,  подобно нечестивому Исаву, не променять Божие благословение на «чечевичную похлебку» временных благ этого проходящего мира. Нам не надо устраивать переворотов и революционных потрясений во имя установления Царствия Божия «и на земле, как на небе», для того чтобы что-то изменить в жизни общества; надо измениться самому. Революционные потрясения необходимы нашей бессмертной душе. Они должны принять такой радикальный характер, чтобы могли быть сравнимы только с новым рождением (перерождением), о котором Сын Божий, беседуя с Никодимом, говорил: «…истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3, 3). По учению Православной Церкви, запечатление сего нового рождения, Рождения свыше, происходит в Таинстве Святаго Миропомазания, в котором мы получаем «печати» Духа Святаго. Раскрытие этих печатей, стяжание их должно быть смыслом всей жизни православного христианина.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий