Беседы по Четвероевангелию. Евангелие от Матфея, глава 6, 11. Беседа 14-я

Продолжение, Начало читать Здесь

Протоиерей Олег Стеняев

«Отче наш»

 

Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея в разделе наших бесед по Четвероевангелию. И тема сегодняшней беседы это очередное прошение из молитвы «Отче наш». Прошение: «хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мф. 6, 11).

Четвертое прошение Молитвы Господней, которое мы сегодня рассматриваем, касается всех по-настоящему насущных проблем жизни человека. В этом прошении Господь научает нас просить о благах душевных, не забывая и о насущных благах, связанных с телесною стороною нашего существования. Человек не есть только душа или только тело, он есть совокупность душевного и телесного. И в деле домостроительства нашего собственного спасения мы всегда должны об этом помнить.

Пренебрежительное отношение к телу ради интересов души, равно как и пренебрежительное отношение к душе ради интересов тела, – есть уродливые и опасные перекосы, могущие повредить как нашего внешнего, так и нашего внутреннего человека. В Писании говорится о том, что к спасению и усовершенствованию в Боге и с Богом призывается не только наша душа, но и наше тело. Сказано: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5, 23); и еще: «…Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 20). Итак, и наше тело, и наша душа – суть творения Божии.

Только последователи дуализма считали, что в нашем теле заложено нечто совершенно враждебное и совершенно противоположное нашей душе. Но Церковь никогда не разделяла подобных языческих и полуязыческих мировоззрений.

Как мы уже ранее говорили, наше тело сыграет очень важную роль в деле воссоздания нашего целокупного бытия. Если в этой жизни жизнь тела поддерживается наличием в нем души, как сказано: «…тело без духа мертво…»  (Иак. 2, 26), то в будущей жизни все будет не так.

Душа, отделенная от тела, окажется в состоянии некоего бытийного неустройства. Она будет ощущать неполноту своего бытия: или в преддверии блаженств, или в преддверии мучений. И только возвратившись в воскресшее тело, она обретет полноту и целокупность своего бытия. Как и учили святые отцы: грешил в теле – и отвечать будешь в теле, жил праведно в теле – и блаженствовать будешь в теле. Тело в это жизни не спасается, оно точно погибнет, умрет, спасение тела происходит только в День его воскресения из мертвых.

Спасение в Православии и понимается как полное избавление от тления как духовного, так и физического, избавление от смерти физической и духовной. Тление духовное – это грехи. Известно высказывание – грех смердит. Праведность, напротив, благоухает.

Тление физическое – есть результат разложения, то есть, вхождение в состояние могильного смрада уже в этой жизни. Никакие дезодоранты не остановят окончательного разложения тела в смерть. Тело и должно пройти через полное разложение в могиле, чтобы избавиться от смрада и тления и вернуться в состояние предсуществования. Наше предсуществование и есть чистый прах земной, из которого Господь Бог и создал первого человека. Как и сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7). Созданный Богом человек был чужд всякому тлению. Все творение Божье до грехопадения было «хорошо весьма».

Один знакомый мне молодой отец семейства говорил: «мой маленький сын всегда пахнет какими-то карамельками. Я вспоминаю, что в детстве это был и мой запах. А потом я вырос и стал грешить. А, как известно, грех – воняет». Трудно не согласиться с мнением этого человека. От каждого нашего греха веет могилой, хладом смерти и тьмою ада.

Но однажды все это прекратится.

Сказано: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15, 53-55).

 Находясь в теснейшем соединении с нашей душою, тело имеет на душу сильное влияние. Если тело болит, то это сказывается и на нашем духовном самочувствии. И наоборот, здоровье души обеспечивает благополучное состояние нашего тела. Посему насущным хлебом для человека является не только физическая, но и духовная пища. В равной степени врачевание тела не должно оставлять без внимания врачевание души.

Зачем современному человеку нужно здоровье тела? Для того, чтобы грешить! Вот Господь и не посылает многим людям здравие, несмотря на их молитвы, потому что Господь Бог знает, что здравие это может быть использовано для греховной цели; в таком случае болезнь есть большее благо для человека, чем его выздоровление. Но если человек осознает, что здоровье его тела нужно ему для более успешного исполнения воли Божьей в этой земной жизни, то тут же он и получит исцеление всецелое.

Впрочем, чаще Господь уравновешивает наши болезни и наше здравие в теле нашем для того, чтобы мы достигали некоего духовного равновесия. Мне кажется  (впрочем, это мое субъективное мнение), что абсолютное здоровье в этой земной жизни имеют только те люди, которые окончательно определились во зле, и борьба за спасение их душ уже прекратилась. Такие точно уже стоят на краю могилы. Все эти культуристы, спортсмены – бандиты – настолько уже устоялись во зле, что смотришь на их розовые физиономии, а никакой жизни в них уже и не видишь.

В этом смысле недуги и болезни надо еще заслужить. Болен телом, чувствуешь боль, значит, духовно еще не умер. Значит, Господь ведет за твою душу борьбу. Благодари за это Бога. Для ап. Павла насущной проблемой являлась болезнь его тела. Через этот физический, а похоже, и духовный, недуг Господь оберегал его от падения большего.

Ап. Павел сам свидетельствовал о себе: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12, 7-9).

Но вернемся к четвертому прошению Молитвы Господней: «хлеб наш насущный дай нам на сей день», – под хлебом надо понимать не просто мучной продукт, но и все те насущные проблемы, физические и духовные, в разрешении которых мы нуждаемся. Блаж. Феофилакт поясняет: ««Насущным» называет хлеб тот, который достаточен для сохранения нашего естества в силе».

Сейчас мы живем в такое время, когда людей, особенно пожилых, лишают этого насущного пропитания. И делают это бесовски изощренным образом. Пожилых людей лишают их законных льгот. Вместо льгот им предлагают деньги, значимость которых уменьшается с каждым скачком искусственно создаваемой в пользу американского доллара девальвации. Льготы не зависят от девальвации, а деньги, сколько бы их не предлагали пожилым людям как некие дотации вместо льгот, они постоянно теряют свою себестоимость. И эту реформу делают богатые, наглые молодые люди, которые преступным путем дорвались до власти в нашей стране. Мошенники, предатели и подлецы, они залезли в карман к нашим пенсионерам и бессовестно обворовывают их. Вместо того, чтобы вернуть нации ее природные богатства и вырвать их из рук мошенников и воров, они грабят честных пожилых людей, которые все жизнь трудились не покладая рук. Богатства страны, собранные усилиями миллионов ее граждан, оказались – в результате преступной «прихватизации» – в руках маленькой кучки олигархов-казнокрадов и международных мошенников с двойным гражданством и двойной совестью.

Богатство любого общества складывается из усилий всех его граждан, а значит, и должно обеспечивать благополучие граждан нашей страны. Но современная политика такова, что богатство всех отдали небольшой кучке осатанелых капиталистов, но и этого им мало, и они хотят засунуть свои лапы в систему социального обеспечения пожилых, нетрудоспособных членов нашего общества, обворовать стариков, ветеранов и инвалидов. Сказано: «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания» (Иак. 5, 4-5). У пророка Малахии сказано: «И приду к вам для суда и буду скорым обличителем… тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3, 2).

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий