Беседы по Четвероевангелию. Евангелие от Матфея, глава 6, 24-34. Беседа 19-я

Продолжение, Начало читать  Здесь

Протоиерей Олег Стеняев

Нагорная проповедь

 

Сегодня мы  рассмотрим две темы:

1)       Не можете служить двум господам (Мф. 6, 24);

2)       Не заботьтесь о завтрашнем дне (Мф. 6, 25-34).

Итак, первая тема о невозможности служения двум господам.

Сказано:

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6, 24).

Под словом «мамона» надо понимать не только богатство, но и все то, что может стоять между нами и Богом. Именно в таком смысле мы и будем рассматривать данный стих. Тем более что об опасности богатого образа жизни мы говорили на прошлой беседе по Евангелию.

Блаж. Феофилакт не сводит понятие «мамона» только к богатству, как обычно и переводится это слово. Феофилакт пишет: «Двумя господами называет Бога и мамону, потому что они дают противоположные приказания. Мы поставляем в господина себе диавола, исполняя его волю, равно и наше чрево делаем богом, но существенный и истинный Господь наш есть Бог. Не можем мы работать Богу, когда работаем мамоне. Мамона есть всякая неправда, неправда же – диавол».

То, что может стоять между нами и Богом, это идол. Идолом для человека может быть и его семья, его работа, его хобби, его привязанность к деньгам, сексу, алкоголю и наркотикам. Все то, что препятствует нам видеть Бога на первом месте, моментально оказывается идолом. Дух идолопоклонства может проникнуть и в сферу нашей религиозной жизни. Даже духовник или иерарх может оказаться идолом (истуканом), если своим авторитетом, своим диктатом и давлением он окажется между нами и Божьим Законом. В таком положении оказались католики, возвеличившие степень достоинства римского папы. Папа для них заслонил и подменил Христа. Когда в России императоры почитали себя главою Церкви, это был не папизм, а цезаро-папизм. Императорская власть исключила власть патриарха, и Петр I упразднил патриаршество. Св. Филарет (Дроздов) в письме на имя Николая I писал: «Что ж, Вам удалось поставить на колени Православную Церковь России, но помните, следующая очередь Вашего престола…».

Некогда, еще при жизни св. и прав. Иоанна Кронштадского, вокруг него образовалась странная группа людей, которые называли себя «иоаннитами». Они верили в то, что батюшка Иоанн – как Бог. Некоторые считали за счастье броситься под его карету. Эти люди превратили истинного святого в идола. Для сектантов-«богородичников» Дева Мария оказалась кумиром и идолом. Для протестантов идолом оказалась Библия, буква убила их сознание, и они не увидели, не ощутили дух Писания. Идолопоклонство является ужасным грехом в глазах Бога, особенно когда на место Бога поставляется тварь. В Послании к Римлянам сказано: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям…» (Рим. 1, 21-26).

Постыдные страсти, которые теперь так сильно распространились, являются следствием заражения сознания людей духом идолопоклонства. В наше время идолами и кумирами являются политики, бизнесмены, олигархи, музыканты и киноактеры. Эти кривляющиеся политиканы-комедианты и артисты-клоуны пленяют сознание масс. Люди, пораженные их стремительным и блестящим успехом, стремятся им подражать и, как в болоте, начинают утопать в постыдных страстях и пороках.

Ап. Павел никогда не делал из людей идолов. Он писал о других апостолах: «И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека…» (Гал. 2, 6). И действительно, в Церкви нет внешних авторитетов. Иерархическая должность не является в христианстве чем-либо более, чем служебное положение в общине. Сказано: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20, 25-27).

Но, к сожалению, служители Церкви иногда ведут себя именно как князья и господствуют над народом Божьим как вельможи. Они забыли, что любая должность в Церкви обязывает человека быть и «рабом» , и «слугою» для всех верных.

А по отношению к вероучению в Церкви даже Апостол, даже Ангел с неба не может быть абсолютным авторитетом. Сказано у ап. Павла: «Но если бы даже мы (т. е. апостолы – О.С.) или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1, 8-10).

Ап. Павел решительно изобличил в лицемерии первоверховного ап. Петра и ап. Варнаву. Сказано ап. Павлом: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.   Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» (Гал. 2, 11-14).

Сейчас разыгрался скандал вокруг патриарха Иерусалимского, и многие смутились и пребывают в смятении.

Библия категорична по подобным вопросам, в Писании сказано: «Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?» (Ис. 2, 22).

Православный человек не язычник, чтобы завидовать богатым и почитать политиков-клоунов и музыкантов-скоморохов; мы не паписты (католики), чтобы слишком большое значение придавать иерархическим церковным должностям; мы и не протестанты – чтобы слепо верить во все богословские концепции, которые нам подсовывают от лица Церкви.

По вопросу о любых формах идолопоклонства Закон Божий категоричен. Сказано: «не делайте предо Мною богов…» (Исх. 20, 23). Иными словами, любая часть творения никогда и ни при каких обстоятельствах не может занять место Творца. И кто бы не навязывал вам те или иные формы идолопоклонства, особенно под видом ложного почитания человеков, тех или иных, отвечайте на эту бесовскую диверсию словами Сына Божия, сказавшего: «…отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4, 10).

 

Блаж. Иероним Стридонский, рассуждая о мамоне, понимает под этим словом, понятием только богатство и пишет следующее: «На сирском (арамейском – О. С.) языке мамоной называется богатство. Не можете служить Богу и богатству! Пусть это слушает скупец, пусть слушает тот, кто носит имя христианина, что он не может одновременно служить богатству и Христу. Впрочем, Он не сказал о том, кто имеет богатство, а о том, кто является рабом богатства. Действительно, кто является рабом богатства, тот как раб сохраняет богатство, а кто сбросил с себя ярмо богатства, тот раздает его как господин».

Смысл этих слов очевиден: если ты не способен раздать свое богатство нуждающимся братьям, то богатство господствует над тобою, а не ты над ним. Этим человек тоже оскорбляет Бога. Над нами должен быть только Один Господствующий, и это Бог. Сказано: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим. 6, 16). Рабство «послушания к праведности», – это рабство Богу. То единственное рабство, которое делает человека по-настоящему свободным!

 

И мы читаем далее:

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф. 6, 25).

Забота о потребностях нашего тела, «что… есть и что пить… во что одеться», беспокоит многих и многих, особенно в наше время социального неравенства. Но христианин не может замыкать интересы своей жизни только на вопросах, относящихся к насущным проблемам тела. Сама природа, окружающая нас, предоставляет нам все условия для того, чтобы мы могли позаботиться о себе самих и своих близких. Блаж. Иероним Стридонский пишет: «Итак, мы почти совершенно освобождаемся от заботы о том, что природа дала всем и что есть общее у животных, диких зверей и людей».

Все ресурсы, предоставляемые той территорией, на которой мы проживаем, должны в обязательном порядке принадлежать всем коренным жителям данной территории. Сам Господь Бог установил пределы обитания для всех племен, народов и языков. Сказано: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17, 26).

То хищническое отношение к земле и ее ресурсам, которое имеет место быть в современном российском обществе, не выдерживает библейской критики. Священное Писание научает нас именно бережному отношению к плодородному слою, полезным ископаемым и всему природному богатству земли, на которой мы живем. Экологическая проблема – это тоже проблема греха, нераскаянного греха. В Книге Откровения сказано: «И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить… и погубить губивших землю» (Отк. 11, 18). Закон Божий запрещает продажу любого надела земли в «вечное пользование»: «Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев. 25, 23). Землю можно продать только на время (не более пятидесяти лет) или отдать в залог, и если сам хозяин не может выкупить ее, то его родственники должны это сделать. Сказано: «по всей земле владения вашего дозволяйте выкуп земли. Если брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его; если же некому за него выкупить, но сам он будет иметь достаток и найдет, сколько нужно на выкуп, то пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит опять во владение свое» (Лев. 25, 24-27). По наступлении «юбилейного года» (через каждые 50 лет) земля безвозмездно возвращается ее природному обладателю: «если же не найдет рука его, сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит во владение свое» (Лев. 25, 28). Весь юбилейный год земля отдыхала: «Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее» (Лев. 25, 11). Каждый седьмой год земля сохранялась под парами: «а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли» (Лев. 25, 4-5).

Итак, Слово Божие учит нас бережному, рачительному и ревностному отношению к земле нашего проживания. Если бы наши власти следовали библейским принципам ведения земельного и природного хозяйства нашей страны и ее ресурсов, то это принесло бы достаток и благополучие всем ее коренным жителям. Те предательские законы, которые регулируют вопросы, связанные с нашей землею и ее ресурсами, должны быть немедленно отменены. А ответственные за их осуществление и принятие должны быть объявлены вне закона и изгнаны за пределы нашего Отечества. Пусть они живут там, где проживают их патроны (господа), интересам которых они так ревностно служат.

Сами же мы не должны кормиться от продажи «сырья» нефти и газа, а своими руками укреплять и расширять благополучие нашей Родины. Блаж. Иероним Стридонский далее пишет: «Но нам повелевается, чтобы мы не были озабочены тем, что будем есть, ибо в поте лица своего мы приготовляем себе хлеб: мы должны трудиться».

 

В «Отечнике» св. Игнатия рассказывается: «Братия, усмотрев, что Антоний Новый способен ко всякой работе, брали его с собой и, дав ему в руки лопату, заставляли копать землю. Удручаемый трудом, омываемый непрестанно потом и слезами, он воздыхал и молился мысленно Богу: «Господи! Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя» (Пс. 24, 18). По прошествии довольно долгого времени он видит во сне некоего мужа в великой славе. Муж этот держал весы. На левой их стороне положены были все грехи Антония, содеянные им от юности, а на правой – все добродетели. Сперва обе чаши весов стояли на одном уровне, потом начала перетягивать левая, в которую положены были согрешения. Тогда славный муж, взяв лопату, которой копал Антоний, положил ее на правую чашу, – она и перетянула тяжесть согрешений. А славный муж, взглянув на Антония, сказал: «Вот! Бог показал тебе значение твоих трудов и простил тебе все твои согрешения»».

 

Сейчас такая ситуация в России, что на чашу наших добрых дел надо положить и меч воина, который очистит наше Отечество от предателей политиков и олигархов-эксплуататоров. На чашу «весов добрых дел» Русская Церковь должна положить все свои усилия в деле защиты нищих, обездоленных и ограбленных соотечественников наших. Дистанцируясь от богатых и сильных мира сего, Церковь должна оставаться со своим народом в его страданиях и переживаниях. В противном случае народ, отождествив церковь (как общественный институт) с эксплуататорами, спекулянтами и богатеями, отвернется от нее. Мы, священники, не имеем права ввергать людей в подобный соблазн. Ведь о Христе сказано: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8, 9). Подлинное богатство Церкви – это нищета Христова. Не всегда Церковь избирала для себя этот путь. Иногда, в отдельных представителях своих она занимала сторону богатых. Но как Тело Христово она всегда была, есть и будет Церковь нищих, плачущих, кротких, алчущих и жаждущих, милостивых, чистых сердцем, миротворцев, изгнанных и поносимых.

Святейший Патриарх в своих епархиальных выступлениях постоянно подчеркивает, что церковная община – это не клуб для избранных, это община для каждого и для всех. Он призывает идти в народ и быть с народом, т. е. жить интересами, чаяниями и переживаниями своей паствы. В своем епархиальном Обращении от 15 декабря 2004 года Святейший Патриарх говорит: «Церковь призвана Своим Божественным Основателем к служению любви (см.: Ин. 13, 34) и потому во все времена своего земного странствования не может быть безразличной к нуждам общества. Социальное служение прихода должно стать частью его миссионерской деятельности».

И мы читаем далее:

«Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6, 26).

Блаж. Иероним пишет: «Итак, следует понимать это место просто в том смысле, что если птицы без забот и без печали питаются через промыслительную силу Божию, – птицы, которые сегодня есть и которых завтра не будет, то насколько более произволение Божие печется о людях, которым обещана вечная жизнь». Да! Действительно! Бог заботится о всем своем творении. Этим самым Бог научает и нас прилагать усилия в деле попечения о других. Вы спросите: а как мы сможем подражать Богу? В Писании сказано: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). А если вы хотите понять, в чем заключаются совершенства Бога Отца, то обратите все ваше внимание на Бога Сына.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий