Беседы по Четвероевангелию. Евангелие от Матфея, глава 6, 9-10. Беседа 12-я

Продолжение, Начало читать Здесь

Протоиерей Олег Стеняев

«Отче наш»

Сегодня мы продолжим изучение молитвы «Отче наш…».

Итак, эта молитва начинается словами:

«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое» (Мф. 6, 9-10).

Православный Катехизис свт. Филарета (Дроздова) уточняет: «Мы осмеливаемся называть Бога Отцом по вере во Иисуса Христа и по благодати возрождения» (398). Иными словами: мы усыновляемся Богу Отцу только во Христе Иисусе. Сам Сын Божий наставляет нас: «…Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин. 16, 23). Поэтому молитва «Отче наш…» не мыслима вне общения с Сыном Божиим. Только в Нем (во Христе) мы получаем такой доступ к Отцу Небесному, который позволяет нам осознавать в себе самих сыновство Богу. Собственно, смысл христианской религии и заключается в том, чтобы в каждом верующем во Иисуса Христа пробудить осознание сыновства Богу по благодати чрез возрождение свыше.

Рождаясь свыше, мы начинаем понимать, что теперь у нас новое родство. У нас новые братья и сестры, это братья и сестры по вере во Иисуса Христа. Сказано: «ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра…» (Мф. 12, 50).

При Кресте Господнем, в лице Иоанна Богослова, мы все усыновляемся новой Матери нашей Деве Марии. Сказано: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19, 26-27).

Теперь мы все имеем и нового Учителя. Сказано: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23, 8-9).

Теперь всякое родство наше и всякое сердечное намерение имеет своим средоточием самого Бога Отца. Сказано в Писании: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Ефес. 3, 14-15). С другой стороны, и самое жительство свое мы имеем теперь уже не только на земле, но и на небесах. Сказано: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2 Кор. 5,1-2). Вот какой глубокий смысл заключается в первых словах Молитвы Господней: «Отче наш».

Теперь мы рассмотрим следующие слова из Молитвы Господней: «сущий на небесах». Что означают эти слова?

Сущий – это одно из имен Господа Бога. С таким именем Бог открылся боговидцу и пророку Моисею. Сказано: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» (Исх. 3, 4). На иврите это имя произноситься как Эhйе. Это самое редкое имя Бога в Ветхом Завете, встречается всего 51 раз. Это имя Бога можно назвать собственным Его именем. Ни одно живое существо не может сказать, что оно сущее, т. е. самодостаточное. Все тварные существа не могут существовать самостоятельно и зависят от многих факторов. Например, существа телесные не могут существовать без воздуха, без пищи и т. д. Поэтому все тварные существа –они не сущие, но существующие, т. е. существующие за счет кого-то или чего-то. Бог самодостаточен и не нуждается ни в чем. Бог может обойтись и без существования всего тварного (всего – сотворенного Им). Он действует только по Своему собственному произволению. Поэтому можно сказать, что существует (сущий) только Бог. Все остальное может существовать только поскольку Бог даст, предоставит ему эту возможность. Разрыв с Творцом означал бы для любой части Его творения полное уничтожение.

Те души, которые будут «вечно» находиться в аду, они тоже будут поддерживать свое существование благодаря Богу. Иначе их бытие моментально прекратится. Этот принцип существования всех существ неизменен. Сказано: «ибо мы Им живем и движемся и существуем…» (Деян. 17, 28). Причем все формы жизни поддерживаются только божественною Любовью, которую Творец изливает по отношению ко всему Своему творению. Св. Исаак Сирин писал о существовании лиц, находящихся в аду: «И также скажу, что даже бичуемые в аду испытывают бичевание любви. Мучение, исходящие от любви, то есть, мучение тех, кто осознал, что согрешил против любви, тяжелее и горше страданий, причиняемых огнем. Боль, терзающая сердце согрешившего против любви, острее всякой сущей в мире пытки. Неверно воображать, будто грешники в аду лишены Божьей любви… (Но) сила любви проявляется двояко: она причиняет муки тем, кто согрешил против нее, так точно, как это бывает между любящими здесь, на земле; тем же, кто исполнил ее веления, она дарит усладу»1. Действительно, преступление, совершенное против любимого, всегда горше любого другого преступления. Когда осознание этого наступит в аду, это и будут бесконечные муки невостребованной любви. В Библии о глубоком разочаровании грешников в вечной жизни сказано: «Нам уготованы жилища здоровья и покоя, а мы жили худо; уготована слава Всевышнего, чтобы покрыть тех, которые жили кротко, а мы ходили по путям злым. Показан будет рай, плод которого пребывает нетленным и в котором покой и врачевство; но мы не войдем в него, потому что обращались в местах неплодных. Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание, а наши лица – чернее тьмы» (3 Езд. 7, 51-55).

Итак, если мы не осознаем в этой жизни Бога как единого Сущего, то наше собственное существование будет лишено всякого положительного смысла.

В Молитве Господней о Боге сказано, что Он есть «сущий на небесах». Как понять эти слова «…на небесах»? Православный Катехизис поясняет: «В призывании следует говорить Иже еси на Небесех для того, чтобы, начиная Молитву, оставить все земное и тленное и вознести ум и сердце к Небесному, Вечному и Божественному» (401). Толкование блаж. Феофилакта несколько иное: «Словом: «Отче», показывает тебе, каких ты удостоился благ, соделавшись сыном Божиим. Словом же: «на небесах», указал тебе на твое отечество и на отеческий дом, поэтому, если желаешь иметь Бога отцом, смотри на небо». О том, что каждый христианин имеет дом на небесах, смотрите, что об этом сказал Сам Господь: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14, 2-3). Итак, Сын Божий и вознесся на Небо, чтобы приготовить для нас место, и вернется для того, чтобы забрать нас к Себе. А пока, произнося слова Молитвы Господней, мы будем иметь в виду, что у нас есть и Отец на Небесах, и небесное неувядаемое наследие.

Заключительная часть 9-го стиха 6-й главы Евангелия от Матфея: «да святится имя Твое». О том, что означают эти слова, мы поговорим сегодня подробнее.

Первая часть Молитвы Господней, рассмотренная нами, называется: Призывание. Теперь мы переходим к тем частям Молитвы Господней, которые называются: Прошения. Прошения есть то, что связано с насущными нашими проблемами – как духовными, так и материальными. С одной стороны, слова «да святится имя Твое» можно и нужно отнести к словам, прославляющим Бога; с другой стороны, в этих словах заложено глубокое желание каждого верующего человека прославлять Бога не только словом, но и святить Его Святое Имя жизнью своею. Христиане как бы вкладывают в это прошение следующий смысл: «да святится имя Твое» в каждом поступке всей нашей жизни. Блаж. Феофилакт восклицает: «…соделай нас святыми, чтобы прославлялось имя Твое. Ибо как моими худыми делами Бог хулится, так моими добрыми делами – святится, то есть прославляется, как Святой». Читая это истолкование, не надо думать, что человек способен своими добрыми или злыми делами что-то прибавить Богу или что-то убавить от Него. Бог совершенно не зависит от нас и наших поступков. Одна из основополагающих христианских догматических доктрин – это вера в неизменяемость Бога. Сказано о Боге: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1, 17). У Бога ничего не прибывает и ничего не убывает!

Православный Катехизис поясняет: «Имя Божие свято и, без сомнения, свято само в себе… Оно может еще святится в людях, то есть вечная святость Его в них может явиться. Происходит это следующим образом. Во-первых, когда мы, имея в мыслях и сердце имя Божие, так живем, как требует Его святость» (402, 403, 404). Блаж. Иероним поясняет: «Да святится имя Твое, – не в Тебе, а в нас, ибо если из-за грешников имя Божие подвергается злословию у язычников, то, наоборот, ради праведных оно святится». 

То, что называется освящением, совершенно неизвестно протестантскому богословию (протестанты делают акцент на искуплении и оправдании). Однако в самом Священном Писании сказано: «Ибо воля Божия есть освящение ваше…» (1 Фес. 4, 3). Итак, по мнению блаж. Феофилакта, данное прошение (прошение «да святится имя Твое») есть призыв к святости. Сказано в Законе Божием: «…Итак будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 11, 45).

В православном понимании спасение человека есть дело всей его жизни и, более того, выходит за пределы этой земной жизни, ибо наше тело спасается от власти тления и смерти только в день второго воскресения (напоминаю, что первое воскресение, по учению православному, происходит в этой земной жизни, когда неверующий становится верующим, когда язычник становится христианином, а еретик православным). Спасение в православном понимании делится как бы на три этапа: искупление, освящение и обожение.

Искуплению – соответствует библейская добродетель – вера. Сказано: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11, 6); и еще: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10, 9).

Освящению – соответствует библейская добродетель – надежда. Сказано: «Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца» (Евр. 6, 11); и еще: «Ибо мы спасены в надежде…»  ( Рим. 8, 24).

Обожению – соответствует библейская добродетель – любовь. Сказано: «а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5).

А. С. Хомяков (1804—1860) писал: «Спасающийся же спасается в Церкви как член ее и в единстве со всеми другими ее членами. Верует ли кто, он в общении Веры; любит ли, он в общении Любви; молится ли, он в общении Молитвы (в Надежде – О.С.2. Ко спасению призывается не только человеческая душа, но и дух и тело. Сказано: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5, 23). Тело, как мы уже определили, спасется только в день всеобщего Воскресения. Как и сказано: «День же суда будет концом времени сего и началом времени будущего бессмертия, когда пройдет тление» (3 Езд. 7, 43). Следовательно, Спасение человека есть не только спасение его души от власти греха, но и преображение его духа, и изменение его тела. Сказано: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (1 Кор. 15, 53-54). Итак, победа нашего Спасения возможна при условии полного воссоздания падшего человека. Только в тот момент, когда облеченные в бессмертные тела праведники услышат радостный призыв: «…приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34), можно будет сказать о завершении нашего спасения. А пока это не произошло, актуальными остаются слова: «Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения» (2  Пет. 3, 17).

Искупление – есть начало пути в деле спасения, Освящение – середина, а Обожение – радостное завершение.

Оправдание и Освящение – есть соединение тайны Искупления с тайною Воцерковления. Человек, приходящий к Богу, приносит покаяние в Церкви, крестится и причащается в Общине Иисуса Христа. Ап. Павел так и пишет: «…но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6, 11). Спасение – это не просто юридическое прощение, которое никак не затрагивает нашей поврежденной грехом природы. Напротив,  Спасение – это и есть полное изменение нашей природы во всей ее целокупности. Св. Ириней Лионский писал: «по неизмеримой благости Своей (Сын Божий – О.С.), сделался Тем, что и мы, чтобы нас соделать тем, что есть Он»3. Об этом же, только более решительно, говорит и св. Афанасий: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом»4. Известный православный богослов синодального периода Евгений Успенский писал в конце 19-го века о значимости Искупления, Освящения и Обожения: «Но там, где высказывается христианское учение о благодатном оправдании людей во Христе, там в Священном Писании слово «оправдать» употребляется не в значении «формально объявить правым» (de jure), а в значении «соделать правым» (de facto)… следовательно, и оправдание людей во Христе состоит не в одном только прикрытии грехов человека, и не во внешнем вменении ему праведности Христовой, а в фактически-действительной перемене духовной его природы, в ея всецелом обновлении»5. Иначе можно прямо сказать, что та перемена всей нашей жизни, которая происходит в результате воцерковления, она полностью изменит природу и нашей души, и нашего тела. Если об изменении физического мира сказано: «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы» (Ис. 30, 26), то о преображенном человечестве, а правильнее сказать,  преосуществлении человека сказано: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3, 2). Но давайте зададим себе вопрос: а кто-нибудь видел Его, как Он есть? Да! Видели, на Фаворе. Сказано: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 1-2). Вот что значит: «будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». Вот что значит Освящение и Обожение в православном понимании этих слов. Искупление – это дверь в мир великих божественных перемен в жизни каждого верующего в значении Крови Сына Божия. Но начало пути не означает удачное его завершение, поэтому вместе с преп. Антонием Великим мы можем сказать: «Жди искушения до последнего твоего вздоха»6.

Далее мы читаем следующее прошение:

«да приидет Царствие Твое…» (Мф. 6, 10).

Здесь уместно напомнить, что главная тема, доминирующая во всех проповедях Иисуса Христа, – это тема о Царствии Божием. Достаточно вспомнить притчи Христа, которые за редким исключением посвящены грядущему Царствию Божию. Без сомнения, проповедь о Царствии Божием является прямым вызовом всем царствам земным, всем политическим, экономическим и социальным системам, господствующим на нашей планете. По мере приближения Царства Бога земные правительства будут объединяться в едином глобализационном проекте единой мировой державы под управлением единого планетарного мирового правительства. Сказано: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их» (Пс. 2, 1-3). Священная Псалтирь призывает нас свергнуть с себя оковы мирового правительства, создаваемого «против Господа и против Помазанника Его». Богохульное мировое правительство объединит народы и племена, царей и князей в едином заговоре против грядущего Царствия Христова. Каждый христианин должен проявить бдительность перед наступлением страшного дня, в который силы добра и зла столкнутся в последней решающей битве. Сказано: «Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного. И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон» (Отк. 16, 12-16). Итак, мы видим, что последняя битва начнется при водах Евфрата (в Ираке). Там началась и первая битва зла с добром, когда дьявол соблазнил наших прародителей в Раю. О местонахождении Рая сказано: «Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки… Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат» (Быт. 2, 10, 14). Итак, Рай Едемский находился между Тигром и Евфратом (Месопотамия) – теперешние земли Ирака и Ирана. Здесь змей дьявол впервые выпустил свое жало, здесь он окончательно и будет сокрушен. Теперь опять сей змей вполз в земли Междуречья; чем это кончится, к чему приведет? В тяжелые времена живем…

Когда мы произносим слова Молитвы Господней: «да приидет Царствие Твое», мы отрекаемся от всех земных форм правления, которые находятся под непосредственным дьявольским управлением, и ратуем о полном прекращении власти дьявола и его приспешников на этой планете. Посмотрите вокруг себя: среди нас уже сейчас много апостолов сатаны, эмиссаров антихриста. Они рядятся в одежды политиков и бизнесменов, в одежды религиозных деятелей и в одежды миротворцев. Но их почерк очевиден – они ненавидят детей Божиих, клевещут на них, преследуют и убивают их.

Один из московских викариев рассказывал мне, что он выявил для себя странную закономерность: против священнослужителей (как архиереев, так и иереев) патриотической и строго православной направленности постоянно плетутся разные интриги. Это делают и лжебратия (иуды в рясах – лица, как правило, определенной национальности), это делают представители спецслужб, журналисты и политики. Подобной подрывной деятельностью занимаются и всякие специалисты по религиозным вопросам. Одним словом, лица, ненавидящие истинное Православие, Православие без купюр. Мы, христиане, должны быть готовы и к тому, что за имя «православный» могут начать и убивать. Какими бы тяжкими не были гонения прошлого, самые страшные гонения впереди. Сказано: «…и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан. 12, 1). В эти тяжелые времена люди особенно остро ощутят духовный голод. Сказано: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам. 8, 11-12). Пока эти ужасные времена не наступили, мы все должны сплотиться вокруг преданных Христу архипастырей и пастырей, которые проповедуют нам Святое Евангелие. Надо защищать их от апостолов (посланников) антихриста. Особенно надо защищать истинных в Православии архиереев, ибо, как учил св. Игнатий Богоносец: «Без епископа, нет Церкви». Именно по епископату и наносится самый тяжелый удар! Мы должны вымаливать у Господа защиту для русского епископата. Они – сосуды благодати в Церкви и истинные преемники апостолов. Без их служения христианство теряет всякое апостольское, а значит, и евангельское основание.

Блаж. Иероним пишет: «Да приидет Царствие Твое. – Он просит или вообще о царстве, чтобы дьявол перестал царствовать в мире, или просит о том, чтобы Бог царствовал в каждом человеке, и чтобы грех не царствовал в смертном теле людей. Вместе с тем нужно стремиться и к тому, чтобы просить царства Божия (вечного) и не бояться суда, что является свойством великого дерзновения (пред Богом) и чистой совести». В этом истолковании блаж. Иероним приподнимает завесу некоей тайны. Он говорит в начале данного истолкования: «Он просит…», – имея в виду, что молитва «Отче наш» являлась собственной молитвой Иисуса Христа. В этой молитве, конечно, Он более говорил от нашего имени и за нас. Но если попытаться представить, какой могла быть молитва в Истинном Человечестве Иисуса, то невозможно представить никакой, кроме Молитвы Господней, молитвы «Отче наш».

Молитва Господня обладает и врачующей силою!

Почаевский патерик рассказывает: «Сын одной матери, молодой человек, вел жизнь рассеянную. Скорбящая мать открыла свою скорбь преподобному Макарию Овручскому и просила его помощи. Преподобный взялся врачевать больного душой сына. Он то призывал его к себе, то бывал в доме матери, уговаривая сына прийти в себя. Рассеянный сын, долго не внимавший ничему, как-то раз спросил: «Зачем принуждать долго молиться?» Преподобный отвечал: «Долгие молитвы совершают иноки по обету, и это к тебе не относится. Но вот что относится к тебе: оставаться без молитвы – то же, что осудить душу на голодную смерть. Читай одну молитву «Отче наш» и в ней найдешь все: свет богопознания, и урок жизни, и утешение, и силу для духа. Прочесть эту молитву со вниманием, думаю, нетрудно». Рассеянный сын послушался. И что же вышло? Прочтя раз молитву, он захотел прочесть ее в другой и в третий раз. Затем молитва до того полюбилась ему, что он стал читать ее часто и, читая, учился добру, стал трудиться, жить со вниманием к себе, переменился во всем и был утехой матери до гроба».

Блаж. Феофилакт видит в рассматриваемом прошении мольбу о приближении Второго Пришествия. Он пишет: «Да приидет Царствие Твое. – То есть, Второе Пришествие, ибо человек со свободною совестью смело молится о пришествии воскресения и Суда».

Но можем ли мы считать себя людьми со свободною совестью (свободной от власти греха), если, оборачиваясь назад, мы видим в своем недалеком прошлом ужасные грехи и страшные преступления. К тому же, эти наши грехи на слуху у многих, ибо грешили мы, не стыдясь, и на глазах не только знакомых нам людей, но и в присутствии малознакомых. Как вырваться из сего порочного круга, который дьявол петлею отчаяния и уныния стягивает на нашей шее. Можем ли мы избавиться от нашего греховного прошлого? Можем ли мы обрести свободу от рабства греха и дьявола? Попробуем ответить на этот вопрос.

Как мы уже определились, для того, чтобы нам прийти к Богу, нам необходимо проявить глубокую веру по отношению к Нему. Сказано: «А без веры угодить Богу невозможно…» (Евр. 11, 6). Причем в христианстве вера не есть только отвлеченное от жизни созерцание. Напротив! Вера в Новом Завете – есть, прежде всего, действие, направленное к Объекту веры. Сказано: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Итак, прежде всего вера осуществление и лишь потом – созерцательная уверенность. Следовательно, невозможно веровать в свое собственное спасение и ничего не делать для его осуществления.

Преп. Акакий Пафлагонский так уверовал в возможность полного изменения человеческой природы во Христе, что однажды воскликнул: «Согрешаю я. – Почему? – Ибо если Он воспринял нашу природу, мы уже исправились, но не чувствуем этого… Чтобы ощутить это, мы должны стать такими, как и Он, Его детьми, Его возлюбленными, упоенными и радующимися тайнам Его человечества и Его божественности»7. Посему вера познается по ее направленности к Объекту веры. Если это вера в Бога, то она должна быть неотрывно соединена с желанием исполнить Его святую волю. Рассуждая о живой вере, ап. Павел писал: «непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа…» (1 Фес. 1, 3). Здесь ап. Павел видит возможность подлинного духовного делания, как живой веры, как результат решительного соединения со Христом. Евангельская истина непреложна: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).

Крикливый Запад пытается все делать своими собственными усилиями, своими талантами, своей гениальностью и упорством. Лидерство – вот их стимул! Молчащий Восток, напротив, всецело уповает на Бога, Его совершенства и Его любовь. Любовь в библейском понимании и есть совокупность всего совершенного, по-настоящему деятельного и передового. Сказано: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3, 14). Писание также учит: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8). Следовательно, облечься в любовь, к чему нас призывает ап. Павел, и означает сочетаваться Христу, т. е. соединиться со Христом. Но примет ли Он нас такими, какие мы есть: грешными, запутавшимися в собственных противоречиях и предрассудках, наделенными безумными комплексами и амбициями? Да! Примет! Сказано: «...приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6, 37). Какие радостные и обнадеживающие слова!

Но где и как пережить встречу с Господом? Может быть, для встречи с Ним надо отправиться в паломническую поездку в Иерусалим или на Афон? А может быть, прямо сейчас броситься бегом к близлежащему храму? Нет! Христос учит, что разрешение всех наших проблем должно произойти внутри нас самих. Только тогда перемены будут иметь не внешнее, а глубоко личное значение. Сказано: «верою вселиться Христу в сердца ваши» (Ефес.3,17). И не смущайтесь, что горница вашего сердца не убрана и исполнена всяческих непотребств. Сын Божий и пришел в этот мир спасать таких, как ты и как я, грешников. Именно для таковых и будет открыто Небо. Сказано: «…Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31).

И не надо откладывать дело своего спасения на завтра. Ибо завтра может и не наступить! «Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6, 2).

Прямо сегодня, после этой радиопередачи обратись с молитвой покаяния к Богу, и Он силен и услышать, и исправить, и простить тебя. Радость твоего обращения к Богу наполнит все Небо. И чем более ты грешен, тем более радости о твоем покаянии будет на Небесах. Господь Иисус Христос учил: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лук. 15, 7).

Если ты имеешь нужду в покаянии, то ты будешь прощен Богом. Бог отвергает только тех, которые не имеют нужды в покаянии, т. е. считают себя «праведными» и «благочестивыми». Особенность таковых ложных «праведников» – они всех осуждают и всеми недовольны, так им легче скрыть от самих себя и от других реальное состояние своих падших душ.

Подлинный праведник всем желает спасения и духовного благополучия:

Для старца Силуана Афонского было особенно характерно молиться за умерших, томящихся во аде… Для него было невыносимо сознавать, что люди будут томиться во «тьме кромешной». Архимандрит Софроний вспоминал: «Помним его беседу с одним монахом-пустынником, который говорил:

– Бог накажет всех безбожников: будут они гореть в вечном огне.

Очевидно, это (такие злые пожелания приятно было говорить этому монаху– О.С.) доставляло удовлетворение, что они будут наказаны вечным огнем. На это старец Силуан с видимым душевным волнением сказал:

– Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в Рай и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?

–  А что поделаешь, сами виноваты, – говорит тот.

Тогда старец со скорбным лицом отвечал:

– Любовь не может этого понести… Нужно молиться за всех».

Однажды я спросил одного православного религиоведа: «Вы молитесь за сектантов, с которыми так отчаянно боретесь?» Религиовед ответил: «Я их проклинаю. Зачем мне еще за них и молиться». Я с ужасом отошел от этого человека, оказывается, он по утрам не читает Утреннего Правила. Иначе он знал бы, что все православные христиане молятся утром за заблудших еретиков, сектантов и отступников. В Утреннем Правиле есть такие слова: «Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленыя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви  причти».

Любовь может излучать только тот, кто сам объемлем этой Любовью. Мы должны любить всех заблудших и надеяться, что Господь приведет и их и нас на стезю спасения. Сказано: «а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5).

Молитва помогает нам примириться и с нашими личными врагами. В таком случае, надо молиться о них, чтобы Господь говорил доброе о нас в их сердца. Когда я сам стал так молиться за своих обидчиков, таким образом, то Господь чудесно скорректировал эту мою молитву. И теперь я ее читаю так: «Господи, глаголи мирное обо мне в сердца врагов моих; и глаголи мирное в сердце мое и о них».

Древний патерик рассказывает: «Брат, обиженный кем-то, пришел к старцу в келлию и говорит ему: «Отче, я скорблю». Старец спрашивает: «Отчего?» Он отвечает: «Некий брат обидел меня, и меня мучит демон, доколе я не воздам ему». Старец говорит ему: «Послушай меня, чадо, и Бог избавит тебя от этой страсти. Для примирения с братом пойди в свою келлию и молчи, усиленно молясь Богу об обижавшем тебя брате». Брат сделал, как сказал ему старец. И через семь дней Бог отъял от него гнев ради того принуждения, которое он делал и ради послушания старцу».

Итак, подлинное освящение, в котором мы все нуждаемся, это такое состояние, когда Имя Господа святится в жизни нашей, когда воля Божия святится в жизни нашей, когда Любовь Божия, излитая в сердца наши Духом Святым, делает нас святыми по благодати. Вот о чем мы и просим в известном прошении из Молитвы Господней: «да святится имя Твое». Только те из нас, которые освятились Любовью Господней, без страха о грядущем Страшном Суде Господнем могут присовокупить к выше обозначенному прошению и следующее прошение: «да приидет Царствие Твое». Но такое возможно, если сыновство Богу через веру в Иисуса Христа вспыхнуло в сердцах наших. Только тогда мы и сможем с чистою совестью произнести эти удивительные и возвышенные слова:

«Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое…».

 

1. Учение о спасении в разных христианских конфессиях, ББИА, г. Москва, 2004, стр. 52
2. Хомяков А.С. «Церковь одна», в: Хомяков А.С. Сочинения. В 2-х тт. Т.2: Работы по богословию. М.: Медиум – ВФ, 1994, с.19.
3.  «Против ересей», 5, предисловие.
4. «О воплощении», 54.
5.  «Обличительное Богословие», Евгений Успенский, репринтное издание, СПБ, 2004 г. Стр.179.
6.  «Апофтегмы», записанные в алфавитном порядке. Антоний 4 (PG 65:77A).
7.  Преп. Акакий Пафлагонский, Главы о созерцании. 29, 3-5.

 

Продолжение следует...

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий