Беседы по Четвероевангелию. Евангелие от Матфея, глава 6,19-23. Беседа 18-я

Далее мы читаем:

«но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6, 20).

Блаж. Феофилакт так разъясняет 19-й и 20-й стихи 6-й главы: «…говорит о нестяжании, ибо люди приобретают много имущества для тщеславия. Он показывает тщету земного сокровища, потому что червь и тля портят пищу и одежду, а воры крадут золото и серебро. Потом, чтобы кто не сказал: «Не все же крадут», Он говорит: хотя бы и ничего подобного не было, но то самое, что предается заботе о богатстве, есть великое зло и бедствие для души, потому что пекутся о вещах тленных и забывают Бога».

Так что вы, жены, ругающие своих трудящихся мужей за недостаток в семье, не подталкиваете ли вы их к тому вожделению о богатстве, которое окажется губительным для вас и для них, а особенно для детей ваших. Необходимо иметь представление о подлинном богатстве жизни нашей, которое заключено в самой нашей возможности существовать и не просто существовать, а существовать в Боге и с Богом.

Некий старец, придя в одно селение, чтобы продать свое рукоделие, встретил простолюдина, который, окруженный нищими и убогими, возвращался с работы в свой дом. Старец вместе с другими вошел к нему, и простолюдин омыл всем ноги, всех накормил, напоил и успокоил. Узнав, что это был каменотес Евлогий, который каждый день всю заработанную плату делил с бедными, старец подумал, что если бы этот человек был богат, сколько бы он сделал добра! И стал молить Бога, чтобы Он дал Евлогию богатство. Молитва старца была услышана, и Господь сказал ему: «Евлогию лучше оставаться так, как теперь. Но если хочешь, Я дам ему богатство, только поручишься ли за него?» «Ей, Господи, – отвечал старец, – от рук моих взыщи душу его!» На другой день Евлогий, по обычаю придя на работу, начал ударять киркою в каменную скалу и, пробив отверстие, увидел в скале пещеру, наполненную золотом. Задумался Евлогий и решил золото перенести домой. И вот уже нищие забыты, а Евлогий по ночам возит к себе золото. Затем он удалился в Византию, купил дворцы, сделался вельможей. Прошло два года. Однажды старец видит во сне, что Евлогий изгоняется от лица Господня. Ужаснулся отшельник и пошел в то селение, где в первый раз встретил Евлогия. Долго ища и не находя его, он обратился к одной старице с вопросом: «Нет ли у вас в селении какого нищелюбца?» Старица сказала ему: «Увы, был у нас такой, каменотес, но теперь он стал вельможей и ушел от нас». Старец воскликнул: «Что я сделал, ведь я убийца!» Он сел на корабль и отправился в Византию. Найдя дом Евлогия, он сел у его ворот и стал ждать выхода хозяина. Дождался: выходит Евлогий, окруженный рабами, гордый, надменный. Старец пал перед ним и воскликнул: «Помилуй, я что-то хочу сказать тебе!» Но Евлогий вместо ответа приказал бить старца. Встретил он в другой раз Евлогия и опять был бит. Встретил в третий, и опять ему, старцу, нанесли раны по приказу Евлогия. В отчаянии старец решил вернуться домой, сел на корабль и тут упал без чувств. В это время во сне он снова видит Господа с гневным лицом, окруженного Ангелами, и Господь повелевает им изринуть старца от Своего лица как виновника в погибели Евлогия. Но явилась Матерь Божия и стала умолять Господа о прощении. Тогда Господь сказал старцу: «Впредь не проси того, чего не должно. Я возвращу Евлогия в его прежнее положение». Радостно проснулся старец и со слезами возблагодарил Господа и Пречистую Его Матерь. Что случилось? Умер в Царьграде царь Иустин, любивший Евлогия, а новый приказал отобрать его имение в казну, а самого его убить. Евлогий бежал и наконец достиг своего села. Первым его делом было пойти к скале, не найдется ли в ней опять золота. Но золота не нашлось. Тогда он пришел в себя, сделался нищелюбцем и страннолюбцем. Старец, узнав об этом, прославил Бога.

Итак, многие из нас даже не догадываются, какими бы жестокими мы оказались бы, если бы у нас было богатство. Поистине через нашу нищету, а правильнее сказать,  скромный достаток Бог оберегает нас от великих духовных падений.      зт уже нищие забыты, а Евлогий по ночам возит к себе золото.ять киркою в каменную скалу и ил.ый, окруженный нищими и убогими, в

И мы читаем далее:

«ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21).

Наше подлинное сокровище на Небесах! Сказано о Божьих угодниках: «Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр. 11, 13-16).

Вы слышите! Братия и сестры! Бог приготовил нам Город! Сын Божий Сам говорил о Себе: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14, 2-3). Вот к какому наследию и какому богатству надо стремиться, какого счастья алкать и искать. А мы порою размениваем блага вечной жизни на свиные рожки временного наслаждения и временного удовольствия. Таким образом, мы уже в этой временной жизни обрекаем себя на несчастия и бедствия, а в будущей жизни – на муку нескончаемую. Мы как бы отказываемся от жизни вечной ценою жизни временной, от жизни нетленной ценою жизни тленной, от жизни на небесах ценою жизни земной. Такая торговля невыгодна для нас! Мы играем с огнем! Нам всем надо остановиться и выстроить правильную иерархию в своей жизни – что должно стоять на первом месте, а что на втором. Сказано: «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк. 12, 29-31).

Вот какой глубокий смысл  заложен в словах из Нагорной Проповеди: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Блаж. Феофилакт поясняет: «То есть если ты оковал свой ум заботою о богатстве, то ты погасил светильник, омрачил свою душу…».

Авва Евагрий, пишет: «Хорошо богатеть кротостью и любовью». Некоторым дьявол нашептывает: «А тебе нужны богатства, чтобы помогать другим». Авва Евагрий отвечает и на это недоумение: «Не пожелай иметь богатство для раздаяния бедным. Ибо и это есть лесть лукавого, часто приходящего в видах тщеславия и ввергающая ум в дела многомятежные».

Подлинное богатство верующего человека – это его религия. Соединение с Богом – вот что действительно имеет смысл в жизни каждого тварного существа. Преп. Ефрем Сирин писал: «Тебя, Господи, ищем мы в молитве, потому что в Тебе заключено все. Тобою да обогатимся, потому что Ты – богатство, не изменяющееся от перемены времени».

Богатство, «не изменяющееся от перемены времени», ожидает верующих в Новом Городе Иерусалиме. В Писании этот Город описан следующими словами: «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Отк. 21, 2-4).

Те удивительные благословения, которые ожидают верующих в Новом Иерусалиме, будут касаться не только духовно-нравственных, но и космически-физических перемен. Сказано: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Отк. 22,1-5). Вот к чему надо стремиться, вот куда и надо возлагать все свои сердечные намерения. Вот то удивительное место, где собраны все сокровища духовной благости, которые никто не восхитит и незаконно не присвоит себе. Как и сказано: «где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут».

И мы читаем далее:

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6, 22-23).

Что для нас есть светильник?

Для кого-то его светильник – его собственный мир идей, фантазий, гипотез и заблуждений. Кто-то руководствуется идеями других людей. А кто-то ищет познания от Бога.

В Книге Притч сказано: «ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни» (Прит. 6, 23). Иными словами, всем нам необходимо руководствоваться Светом Божественного Откровения, это и будет означать «око твое…  чисто…все тело твое будет светло». Подчиняя свою волю воле Создателя, мы начинаем удаляться от зла и совершенствоваться. Сама Божественная святость проявляет себя в мире как Божественный Свет, как слава Создателя, вот почему сами понятия святость и свет тождественны друг другу. Своей святостью Господь Бог как бы наполняет, освещает весь мир. Сказано: «…Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6, 3). Слова «вся земля полна славы Его» означают: вся земля полна трисиятельной славы Его. Ап. Иоанн пишет о святости Божией: «…Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1, 5-7).

Некоторые верующие жалуются, что они не могут все понять сразу. Наивные! Бог не даст нам сразу полноту Своего света в этой земной жизни, иначе мы ослепнем, и не только духовно, но и физически. Как ослеп Савл, будущий ап. Павел, когда свет с Небес осиял его. Сказано: «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Прит. 4, 18). Полный день для верующего наступит только тогда, когда угаснет для него сияние этой земной жизни и откроется свет жизни вечной. Как и сказано: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13, 12). Ап. Павел называл смерть приобретением. Он писал: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1, 21). Поэтому мы перед телами усопших зажигаем свечи. Они символизируют собою то, что для мертвого христианина угас свет этой жизни и воссиял свет Жизни Божественной.

Иметь чистое око означает иметь евангельское восприятие жизни, то, что в ветхозаветные времена означало ходить пред Богом. Нагорная Проповедь Сына Божия – есть именно начертание хождения перед Богом во свете Евангельского Благовествования. Каждая заповедь Евангелия – это и есть вспышка света во тьме греха. Вот почему о начале самой проповеди Сына Божия и сказано: «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4, 16).

Как нам понять, что Сей свет Божественного Слова, касаясь нас, не просто не попаляет нас, но и, напротив, просвещает и через сие делает восприимчивыми к Божественному освящению, преображению и даже преосуществлению. Впрочем, последняя тайна столь велика, что ее коснемся лишь в других беседах.

Последнее, что необходимо добавить: для нераскаянных грешников святость Бога, свет Его Божественного присутствия откроется в Последний День, как поядающее пламя Страшного Суда.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий