Беседы по Четвероевангелию. Евангелие от Матфея, глава 6,19-23. Беседа 18-я

Блаж. Иероним учит: «Гноящиеся глаза обыкновенно видят многочисленные (ложные – О.С.) светильники, глаз простой и чистый созерцает простое и чистое (Евангельское учение – О.С.). Все это он будет переносить и к чувству. В самом деле, подобно тому, как тело совершенно погружается во тьму, если глаз не будет прост, и душа будет держать все чувства в непроглядной тьме, если она утратит свое первоначальное сияние. Итак, если находящийся в тебе свет есть тьма, то сколь велика будет самая тьма! Если чувство, которое есть свет, помрачается пороком души, то, подумай, какою тьмою будет окутан и самый мрак!»

Мы все должны уяснить, что если Свет Евангелия не укоренится в душе нашей, то ее окончательно поглотит тьма. В аду даже пламя черное и не является источником света. Бог рано или поздно отделит носителей света (сынов света) от носителей тьмы (сынов тьмы). Подобное предостережение содержится и в начале Библии, где сказано: «И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью…» (Быт. 1, 4-5). Каждый православный ожидает наступления вечного дня, который в богословии называется Восьмым Днем. Но его наступление должно совершиться уже во дни этой нашей земной жизни. Когда Свет Евангельского Откровения изгонит всякий мрак из сердца нашего. Когда каждый раскаявшийся грешник сможет ходить во свете Божием и во свете своей прощенной души увидеть Свет Прощающего: «Во свете Твоем да узрим Свет!»

ВОПРОС: В чем смысл Воскресения Христова, ведь люди воскрешались и до Его воплощения и после?

ОТВЕТ: Чтобы нам лучше понять смысл Воскресения Христова, мы лучше должны понять и уяснить для себя смысл и назначение Его Смерти. В Писании Сказано: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь» (Ис. 53, 5-8). Итак, Сын Божий умер за преступления всего рода человеческого,  и в этом главный смысл Его страданий и Его Крестной Смерти.

Но в чем тогда смысл Его Воскресения?

Здесь прежде всего надо обратить внимание на то, что Сам Отец Небесный силою Своею воскрешает Сына Своего. Сказано: «но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян. 2, 24); и еще: «…Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах» (Ефес. 1, 20). Сын Божий мог восстать из гроба и силою ипостасного Божества, но как добровольная жертва Он ожидал решения Своего Небесного Отца, Которому и была принесена сия великая ЖЕРТВА. Одним из древнейших исповеданий нашей веры звучат слова ап. Павла: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10, 9-10). И решение было принято! Воскресив Иисуса Христа из мертвых, этим самым Бог Отец согласился с тою жертвою, которую Его Божественный Сын принес за каждого из нас! А это значит, геенна гаснет, ад трясется, грехи наши рассыпаются. Святитель Иоанн Златоуст так и пишет: «Через Воскресение Христово угашается геенна огненная, умирает неусыпающий червь, ад приходит в смятение, диавол печалиться, грех умерщвляется, злые духи преследуются Ангелами и в ужасе разбегаются, те, которые произошли из земли, мы, человеки, взбегаем на небеса, находящиеся в аду освобождаются от уз диавола и, прибегая к Богу, говорят: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»  (1 Кор.15,55)». Святитель Григорий Палама писал: «Воскресение Господне является обновлением человеческого естества, и оживлением, и воссозданием, и возвращением к бессмертной жизни».  Слова Златоуста перекликаются со словами Паламы, он тоже верит в преображающую силу Христова Воскресения. Златоуст как бы добавляет: «Когда блудник делается целомудренным, корыстолюбивый – милосердным, жестокий – кротким, то и в этом заключается Воскресение». Итак! Да знает каждый! В Его смерти (смерти Сына Божия) погребены все наши греховные поступки – грех умерщвлен; в Его Воскресении из мертвых каждый получает возможность на новую жизнь в Боге и с Богом! Сказано: «быв погребены с Ним в крещении (крещение – это образ умирания для греха), в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога (т. е. Бога Отца), Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2, 12).

В древности Каин и Авель ждали, примет ли их жертву Бог; ждал этого и пророк Илия на горе Кармил. А мы, христиане, знаем, что крестная Жертва Сына Божия принесена (христиане три ночи ожидали результата), и Бог Отец, воскресив Его (Сына Своего) из мертвых, подтвердил эту истину, что сия Священная Жертва Им принята. Вот почему в Его воскресении наше оправдание!

Теперь всякий раз, когда на Пасхальный призыв «Христос воскресе!» мы будем отвечать: «Воистину воскресе!», – то этими словами мы будем исповедовать веру в то, что Жертва, принесенная Сыном Божиим на Кресте, принята Отцом Небесным, и мы пробуждаемся от смерти греховной к жизни благодатной. Мы оставляем гробы нашей прежней греховной жизни, сдираем с себя саван наших пороков, рушим склеп наших грехов и идем во след за Тем, Который Сам о Себе сказал: «…Я есмь путь и истина и жизнь…» (Ин. 14, 6).

  Продолжение следует...

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий