Беседы по Четвероевангелию. Евангелие от Матфея, глава 7, 1-5. Беседа 20-я

 

Продолжение, Начало читать  Здесь

Протоиерей Олег Стеняев

Нагорная проповедь

Сегодня мы продолжаем беседы по Евангелию от Матфея.

И мы начинаем чтение 7-й главы, которая в отличие от 6-й более полно говорит о взаимоотношении человека с человеком и менее – о чисто религиозных вопросах.

Первая тема называется: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1-5).

И мы читаем 1-й стих 7-й главы:

«Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1).

Блаж. Иероним Стридонский поясняет: «Если Он запрещает судить, то на каком основании апостол Павел осуждает блудодея в Коринфе и апостол Петр изобличает во лжи Ананию и Сапфиру? Но из дальнейших (запрещений) Он показал, что именно Он запретил, говоря: «Ибо как вы будите судить, так будут судить о вас». Итак, судить Он не запретил, но научил».

Блаж. Феофилакт настаивает, что запрет судить (осуждать) сохраняется за теми, которые  именно осуждают (ничего не предприняв для исправления – О. С.)  брата по вере. Он пишет: «Господь запрещает не укорять и выговаривать, а осуждать (т. е. не законным, а частным судом – О. С.), потому что укорение и выговор служат к пользе, а осуждение клонится к обиде и унижению, особенно же, когда кто-либо, имея тяжкие грехи, поносит и осуждает других, имеющих меньшие грехи, за которые будет судить Бог».

Преп. Авва Дорофей занимает по данному вопросу еще более принципиальную позицию. Он пишет: «Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику Он знает и душевное устроение каждого, и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение, и способности: и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам один знает».

Итак, только Господь Бог может брать к рассмотрению все обстоятельства содеянного преступления, только Ему одному ведомы все истинные намерения и побуждения согрешившего – следовательно, только Его суд может быть безошибочным и непогрешимым, где ни на йоту, ни на черту Господь не отступит от принципов Небесного Правосудия.

Чем независимее христианские истолкователи Писания от сильных мира сего, тем их позиция более евангельски внятна и выверена. Смысл 1-го стиха 7-й главы может быть и такой: не суди, потому что ты и сам будешь осужден. Как это перекликается со словами молитвы Господней, где сказано от лица молящегося: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6, 12). Все мы, имеющие стать в будущем на Суд Божий, должны проявлять снисхождение к согрешающим братьям нашим. Сказано: «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2, 25-26).

Обязанность Церкви призывать людей к безгрешному образу жизни, но если они и впадут в некий грех то они имеют Ходатаем за себя Самого Господа. Ап. любви Иоанн Богослов писал: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2, 1-2).

Преподобный авва Дорофей вспоминает об одном великом старце, который, узнав о грехе брата, сказал: «О, худо он сделал!» Тогда Ангел принес душу согрешившего и сказал старцу: «Посмотри, тот, кого ты осудил, умер; куда же повелишь ты поместить его: в царство или в муку?»

Подобным же образом преп. Иоанн Савваит только произнес о согрешившем брате: «Горе ему!», как увидел себя стоящего пред Голгофой. Видит Иисуса Христа между двумя разбойниками; преподобный устремился было поклониться Ходатаю мира, но едва успел приблизиться, как Господь повелел предстоящим ангелам: «Изриньте его вон! Это антихрист, ибо осудил своего брата прежде Моего суда».

Вы спросите: почему осудивший брата как антихрист? Потому, что своим человеческим судом дерзнул подменить Суд Христов!

 

Ап. Павел дает совет: «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим. 14, 10-13).

С другой стороны, в каждом осуждении, даже если человек говорит о том, что видел собственными глазами, присутствует элемент клеветы. Как мы выяснили выше, подлинные мотивы любого поступка известны только Богу, Который один учитывает все обстоятельства содеянного.

Клевета – в любой форме и любом виде – есть мерзость в глазах Бога. Клеветник согрешает трижды! Первый раз – против себя самого, допустив в своем сердце неправду на брата своего; второй раз он согрешает против всех тех людей, до которых его клевета дойдет; и третий раз он согрешает против того, на кого клевещет. Ап. Павел пишет: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4, 5).

 

Сам христианин не должен бояться человеческого осуждения и клеветы. Ап. Павел, писал: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе» (1 Кор. 4, 3). О свят. Иоанне Златоусте известно, что злые клирики (священники – О. С.), из зависти, стали распространять о Патриархе Иоанне худую молву, хулили того, который достоин был одних похвал. Иоанн знал о клевете, но как он к ней отнесся? Не обращал на нее никакого внимания, предоставив суд Богу. И вышло так: чем более хулили Иоанна Златоуста его враги, тем более разрасталась добрая слава о нем. До клеветы он был славен лишь в своем отечестве, а после прославился и в дальних странах, и многие люди из этих стран приходили в Царьград за тем, чтобы видеть его и насладиться слушанием его высокого учения.

Клевета и лживые осуждения могут нравственно охарактеризовать только самих клеветников. Воры будут говорить,  что вы не чисты на руку; блудники будут говорить,  что вы развратились; клеветники будут говорить, что вы доносчик; алкоголики будут говорить, что вы спились.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий