Беседы по Четвероевангелию. Евангелие от Матфея, глава 7, 6-11. Беседа 21-я

Продолжение, Начало читать  Здесь

Протоиерей Олег Стеняев

Нагорная проповедь

Сегодня мы продолжаем наши беседы  по тексту Евангелия от Матфея.  И сегодня мы будем читать седьмую главу с шестого стиха и ниже:

«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7, 6).

Блаженный Феофилакт поясняет, что псы – это неверные, то есть неверующие, а свиньи – это хотя и верующие, но ведущие жизнь вопреки заповедям Божьим.  Они грешат, но при этом не каются в своих грехах, они как бы радуются своей нечистоте и не принимают никаких усилий, чтобы от нее избавиться.

Подобное духовное состояние – не редкость для наших дней. Люди наслаждаются греховным состоянием своего духа и ничего ни хотят исправить. Их проблема даже не их грех, а их отношение ко греху. Грех может быть любым, важно – соглашаемся ли мы с ним или нет? О жителях Иерусалима сказано: «Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло» (Ис. 3, 9). Именно такие – как свинья.

Но для многих людей осознание своей греховности есть начало подлинной святости, когда, пройдя через горнило искушений, они очищаются в огне подлинного покаяния. Сказано: «дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота…» (1 Петр. 1, 7). Такие люди становятся как очищенное золото, которое из-за примесей невозможно поначалу рассмотреть. Когда золото смешано с другой породой, то только специалист может рассмотреть драгоценность.

Блаженный Феофилакт пишет далее: «Итак, не должно высказывать тайн о Христе неверным, ни светлых и жемчужных слов богословия – нечистым, потому что те, как свиньи, попирают или презирают то, что им говорят, а псы, обратясь, терзают нас, как поступают так называемые философы».

«Псы» , как мы увидели выше у Феофилакта, – это безбожники, а здесь он называет их еще и философами. Это связано с тем, что многие безбожники подобно языческим философам скрывают свое неверие за пустыми, напыщенными и ничего не значащими словами.

Сейчас многие молодые люди увлекаются философией. Но любая ли форма философии полезна для христианина? В Писании сказано: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2, 8). Если под философией понимать любовь к словам мудрости, так вот Библия запрещает нам стремиться к философии, основанной не на Христе, а на пустом обольщении «по преданию человеческому, по стихиям мира». Иными словами, подлинная философия – это Богословие. То Слово познания о Боге, которое реально может поменять нашу жизнь, воздействуя на наши сердца.

Неверующие любят говорить о том, что они не верят в Бога, потому что их образованность им в этом мешает. Но это еще один миф! Они не хотят идти к Богу, потому что возлюбили свои страсти и страстишки. Это единственная причина, которая мешает им придти или хотя бы испытать желание приблизиться к Богу. Сын Божий учил: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3, 19-21). Итак, подлинные причины веры или неверия –  любовь или ненависть к Богу.

Но мы возлюбили Бога, так почему же и мы продолжаем грешить?! Причина может заключаться в нашем неполном укоренении во Христе и жизни со Христом.

Посмотрим истолкование блаженного Иеронима, оно отличается от истолкования блаженного Феофилакта.

Блаженный Иероним: «Святыня – это хлеб сынов.  Итак, мы не должны бросать хлеб детей и отдавать его псам…  Свинья не замечает драгоценного украшения, которое валяется в тинистой грязи, и согласно изречению Притчей Соломона: «Если она будет иметь золотое кольцо, то оно покажется еще более мерзким». Некоторые под собаками считают возможным понимать тех, которые, уверовав во Христа, возвращаются к грязи своих грехов, а под свиньями – тех, которые еще не уверовали в Евангелие и еще вращаются в нечистоте неверия и пороках. Поэтому неприлично людям подобного рода быстро вверять бисер евангельский, чтобы они не попрали его и, возвратившись, не начали разрушать».

 

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;   ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему

отворят» (Мф. 7, 7-8).

 

Блаженный Феофилакт:  «Выше заповедал нам нечто великое и трудное, а здесь показывает, как сие может быть выполняемо, а именно – посредством непрестанной молитвы, не сказал – просите один раз, но – «Просите», то есть непрестанно.  Потом подтверждает слова свои примером человеческим, как бы так говоря: кто усердно ищет чего-либо, тот обыкновенно находит искомое, и кто, стоя у дверей, непрестанно стучится в них и дожидается с терпением, тому когда-нибудь непременно отворят, так думай и о духовном прощении».

Блаженный Иероним«Тот, Который выше запретил требовать плотского, теперь показывает, чего мы должны искать. Если просящему дается и если ищущий находит, а толкающему открывают, то, следовательно, тот, которому не дается, который не находит, которому не открывают, является просившим, искавшим и толкавшим не так, как должно.  Итак, будет толкать в дверь Христову, о которой сказано:  «Вот  врата Господа; праведные войдут в них» (Пс. 117, 20), чтобы, когда мы пойдем ими, нам открылись скрытые в тайне сокровища в Христе Иисусе, в Котором всякое познание».

 

«Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?  и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» (Мф. 7, 9-10).

 

Блаженный Феофилакт:  «Представляя в пример то, как и чего дети с успехом выпрашивают у своих родителей, Господь учит нас, что и у Отца Небесного должно также просить постоянно и только полезного.  Вы сами, – говорит, – видите, как ваши дети просят у вас полезного, на примере хлеба, рыбы, и в том случае, когда они просят именно полезного, вы даете им, противного же тому не даете, хотя и просят, так точно и вы ищите духовного, а не плотского».

 

«Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7, 11).

 

Блаженный Феофилакт:  «Называет людей лукавыми, по сравнению их с Богом, поскольку природа наша, как создание Божие, добра.  Только по собственной воле мы стали лукавыми и остаемся лукавыми вопреки неизреченной Божией благостыни».

Блаженный Иероним«Нужно заметить, что Он назвал апостолов злыми, если только в лице апостолов не осуждается весь род человеческий, сердце которого с детства по сравнению с Божественным милосердием расположено ко злу.  Читай книгу Бытия.  И не удивительно, если людей этого века Он называет злыми, когда и апостол Павел напоминает [о том же говоря:]  Оценивая [по достоинству] время, потому что дни лукавы».

 

 Продолжение следует...
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий