Беседы по Четвероевангелию. Евангелие от Матфея, глава 8, 1-10,13. Беседа 23-я

И мы читаем далее 8-ю главу Евангелия от Матфея:

«И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им» (Мф. 8, 4).

Блаж. Феофилакт поясняет, почему Господь повелел прокаженному показаться священнику и принести дар. Феофилакт пишет: «Впрочем, убегая славы, повелевает прокаженному никому не сказывать, что Христос очистил его, но показаться священнику: потому что, если бы священник не объявил прокаженного чистым, то, по иудейскому закону, ему должно было бы оставаться вне города. При сем, во свидетельство иудеям, Христос велит принести дар, как бы так говоря: когда Меня станут обвинять, как нарушителя закона, ты будешь свидетелем против сего: потому что приказываю тебе принести, что предписывается законом (Левит. 13, 46. 14, 2. 4, 10)».

Иисус, будучи Сыном Божиим, не пренебрегает ветхозаветным священством. Этим самым Он научает и нас быть всегда в тесной связи с нашим новозаветным священством, через священство решать необходимые вопросы, прибегать к Таинствам и Церковному суду. Хотя ветхозаветное священство было не на высоте, Господь Иисус Христос учил: «…на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23, 2-3). Тем более нам необходимо слушаться наших пастырей и архипастырей. Церковь учит, что благодать действует и чрез недостойных служителей.

Конечно, пасть могут и священнослужители. Прежде всего, в случае падения епископа, пресвитера или диакона миряне должны знать, что им не принадлежит право суда над священнослужителями (в действительности мирянину не принадлежит право суда и над мирянами и даже право суда над самим собою). Верующий не имеет права и самому себе выносить приговор. Апостол Павел говорил: «...я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1 Кор. 4, 3–4). Мирян судит священник, священника и диакона судит епископ, а епископа судит собор епископов. Также сказано: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1 Тим. 5, 19). При этом мнение «внешних» (не принадлежащих к нашей вере) не учитывается. Сказано: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?» (1 Кор. 6, 1).

С другой стороны, как мы сказали выше, всегда существовало в Церкви учение о том, что благодать Божия действует и через недостойных служителей. Блаженный Августин учил: «Церковь не перестает быть святою и освещающей, если имеет и служителей недостойных, и членов грешных. Кто имеет общение с грешником, но не соизволяет на его грех, тот остается чистым... Служители церкви Божией не перестают быть орудиями благодати Божией, хотя бы сами не были святыми. Каков бы ни был священник, когда он молится за народ, его молитва возносится к Богу, его поучения, если содержат истину, полезны для других, его священнодействия имеют всю силу для верующего. За себя он сам даст ответ Богу, но для паствы своей он есть истинный пастырь» (Жизнь и творения блаженного Августина. Киев, 1855. Т. 9. С. 117).

Святитель Иоанн Златоуст по этому же вопросу сообщает следующее: «Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога; а кто стал презирать священника, тот постепенно дойдет когда-нибудь и до оскорбления Бога…Если ты его презираешь, то презираешь не его а рукоположившего его Бога. А откуда, скажешь, известно, что Бог рукоположил его? Но если ты не имеешь убеждения в этом, то суетна и надежда твоя: ибо если Бог ничего не совершает чрез него, то ты ни крещения не имеешь, ни Таин не причащаешься, ни благословения не получаешь, и следовательно, ты не христианин. Как скажешь, неужели Бог рукополагает всех, даже и недостойных? Всех Бог не рукополагает, но чрез всех Сам Он действует, – хотя бы они были и недостойными, – для спасения народа… В отце, хотя бы он имел бесчисленное множество слабостей, сын покрывает все. “Не ищи славы”, – говорит премудрый, – “в бесчестии отца твоего, ибо не слава тебе бесчестие отца... Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им” (Сир. 3, 10, 13). Если так говорится о плотских отцах, тем более об отцах духовных. Устыдись: он каждый день служит тебе, предлагает чтение Писания, для тебя украшает дом Божий, для тебя бодрствует, за тебя молится, за тебя предстоит и ходатайствует пред Богом, за тебя творит прошения, для тебя совершает все свое служение. Этого устыдись, это представляй и подходи к нему со всяким благоговением».

Ефрем Сирин писал: «Если и не знаешь о каком иерее, достоин ли он сана или не достоин, то не презирай его ради заповеди Христовой. Как не терпит вреда светлое золото, если покрыто оно грязью, а также и самый чистый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам; так подобно и священство (сан) не делается оскверненным от человека, хотя бы принявший (сан) был и недостоин».

Преп. Феодор Студит учил: «Со всяким священником не осужденным, согласно с Богословом и Златоустом, надобно иметь общение. Ибо первый говорит: считай каждого способным к очищению…».

Это учение о действии благодати и через недостойных ее носителей основано на Библии. Как мы выше выяснили, Христос не оспаривал права ветхозаветного священства и даже совершал поступки «во свидетельство им». Псалмопевец Давид имел возможность убить царя Саула, который по нужде зашел в пещеру, где прятался Давид со своими людьми, и те предложили ему: «…вот день, о котором говорил тебе Господь: “вот, Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно”» (1 Цар. 24, 5). На что Псалмопевец отвечал: «…да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазанник Господень» (1 Цар. 24, 7). Пророк и псалмопевец Давид различал личные качества этого человека, который искал убить его, – и то помазание Божие, которое было на нем. Апостол Павел однажды обличил еврейского первосвященника, не зная, кто он. На естественное в этом случае возмущение иудеев, сказавших ему: «...первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: “Начальствующего в народе твоем не злословь"» (Деян.  23, 4–5).

Говоря о священстве, надо понимать, что если Христос повелевал слушаться ветхозаветных священников, то тем более необходимо слушаться священников новозаветных. Ибо как Ветхий Завет отстоит от Нового (Златоуст говорит: «как земля от неба»), так и новозаветное духовенство превыше ветхозаветного. Сказано Христом: «если же не послушает их (т. е. мирян), скажи церкви (т. е. и служителям); а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 17).

Отпуская от Себя прокаженного, Господь Иисус говорит ему: «смотри, никому не сказывай». К тому времени в иудаизме составился список чудес, которые должен совершить Мессия, и среди них на первом месте было исцеление прокаженного. Христос, скрывая свои чудеса от толпы, делал это, не желая политического ажиотажа. Ведь иудеи ожидали Мессию (Машиаха) как политического лидера, который освободит их от власти язычников и сделает их царями и священниками над народами. Подобные чаяния еврейского народа носили узкоплеменную (националистическую) окраску, в то время как Сын Божий пришел в этот мир спасти каждого человека независимо от его национальности и религиозного мировоззрения. Христос видел, что все находятся под властью греха и дьявола, и то спасение, которое Он принес, должно было коснуться каждого. Каждый должен был пережить и новое религиозное возрождение.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий