Беседы по Четвероевангелию. Евангелие от Матфея, глава 8, 1-10,13. Беседа 23-я

И мы читаем далее:

«Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает» (Мф. 8, 5-6).

Блаж. Феофилакт пишет: «И сотник сей также не взошел на гору, дабы не прервать учения. Это тот же сотник, о котором говорит Ев. Лука (7, 2). Хотя Лука говорит, что он послал к Иисусу иудейских старцев: но это не противоречит словам Ев. Матфея, который говорит, что сотник пришел сам. Дело было, вероятно, так, что сначала он послал других, а потом, когда возвысилась опасность смерти, пошел он сам… Сотник не принес слуги на одре, веруя, что (Христос) может исцелить его и заочно».

Сотник римский в глазах иудеев был офицер ненавистной армии оккупантов-язычников. Увидеть его рядом с учителем Иисусом из Назарета никто не ожидал, это было что-то новое и совершенно невероятное. Блаж. Иероним отмечает три добродетели сотника: веру, смирение и благоразумие. Иероним, пишет: «Веру, – в том, что он из числа язычников веровал в возможность исцеления Спасителем расслабленного. Смирение, – в том, что он считал себя недостойным того, чтобы Господь вошел под кров его. Благоразумие, – в том, что он под телесной оболочкой усмотрел скрывающееся Божество, ибо знал, что ему поможет не то, что было видимо даже и неверующими, а то, что скрывалось внутри».

В евангельском прокаженном мы видели только смирение, а здесь – и необычайная вера, и поразительное благоразумие. То, что прокаженный называет Иисуса Господом, не означает, что он видел в Нем Бога. В действительности он говорил «адоним» (господин) а не «Адонай» (Господь). А сотник точно видит в Иисусе Бога, Бога для Которого достаточно только сказать слово – и все сразу исполнится.

Сотник очень дорожит своим слугой. Это слово – «слуга», правильнее перевести на русский с греческого, как «ребенок», «мальчик». Возможно, это был его приемный сын, или воспитанник. Он дорожит его жизнью, и стремиться всеми силами помочь ему. И в то же время он понимает, что человеческих усилий помочь этому ребенку не достаточно, и он прибегает к помощи Бога. Златоуст, пишет: «Поистине удивительно, что человек, не из числа иудеев, имел столь высокую мысль о Христе».

И мы читаем далее:

«Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8, 7-8).

Господь Иисус готов войти в дом язычника-сотника, это противоречит целому ряду еврейских законов. Но, как и в случае с прикосновением к прокаженному, Христос показывает, что Он выше любого Закона.

Господь стремится войти в наш дом! Часто мы в своем религиозном рвении оставляем своих домашних где-то позади и даже не обращаем на это внимания. Но слово Божие учит нас: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8). Человек не может спастись за счет гибели своих домашних, мы именно соборно, осознавая ответственность друг за друга, должны восходить к Богу. Он (Господь) готов придти к нам в дом, несмотря ни на какие наши семейные проблемы, Он и хочет придти к нам, чтобы разрешить их. Ответственность одного члена семьи за другого – это насущная и религиозная обязанность. Сказано: «…ни сын твой, ни дочь твоя…» (Исх. 20, 10). Т. е. мы исполняем Закон Бога как семья, как род, как нация. По-прежнему актуальным остается вопрос, некогда заданный Каину: «Где брат твой?» А действительно, где наши братья, сестры, племянники, родители? Знаем ли мы теперь об их духовном состоянии? Помогаем ли мы им? Заботимся ли мы о них? Если да, то Христос, готов войти в наш дом, в нашу семью и благословить нас как нацию, как род и как семью.

 

Сотник тронут тем, что Сын Божий готов придти в его дом, несмотря ни на какие запреты ортодоксального иудаизма. Он со смирением, верою и благоразумием возражает:

«ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (Мф. 8, 9).

Здесь мы видим, что для сотника достаточно только Слова Божия, его уже трудно назвать язычником, он христианин – до рождения Церкви просвещенный Духом Святым, до дня Пятидесятницы. Ибо сказано: «Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3). Блаж. Феофилакт пишет о речи сотника: «Если я, говорит, будучи сам раб царя земного, повелеваю подчиненным мне воинам: то Ты тем более можешь повелевать смерти и болезням, так чтоб они одного оставили и обратились на другого: ибо телесные болезни суть воины и мстители у Бога».

Далее сказано об удивлении Иисуса:

«Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8, 10). Здесь мы пропускаем 11-й и 12-й стихи 8-й главы, о них мы будем говорить в другой раз (если будем живы и Господь позволит) и читаем стих 13-й:

«И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф. 8, 13).

Опять мы встречаем слово «тотчас», слово, которое свидетельствует о стремительности того, что может сделать Господь в нашей жизни. Кто-то с недоумением может спросить: «Но почему так не происходит с нами»? Ответ очевиден: а где Вера, где Смирение, где Благоразумие. Прояви смирение евангельского прокаженного – и Господь очистит тебя от проказы греха. Прояви веру и благоразумие сотника – и Бог совершит и для тебя невозможное. И совершит все это – тотчас и во мгновение ока.

 Продолжение следует...

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий