Беседы по Четвероевангелию. Евангелие от Матфея, глава 8, 10-12, 14-26. Беседа 24-я

И мы читаем далее: «И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его» (Мф. 8, 23). Как радостно читать эти слова: «за Ним последовали ученики Его». Плевелы отселись, а истинные ученики, эта пшеница Божия, последовали за Ним. Лодка (корабль) – есть древний символ Церкви. Христос в лодке с учениками – это великий символ присутствия Господа Иисуса Христа в собрании верных. Сказано: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20).

И мы читаем далее: «И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал» (Мф. 8, 24).

Блаж. Иероним пишет: «Прообраз этого знамения мы читаем в книге пророка Ионы, когда он среди других, находившихся в беспокойстве, был спокоен и безмятежно спал, и был пробужден, и освободил пробудивших его своею властью и таинством страдания своего». Сам Христос указывал на этот прообраз, когда говорил: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12, 40). Иными словами, любое избавление человеков приобретается ценою страданий Сына Божия, Его смерти, погребения и Воскресения. Но пока Он спокойно спит в лодке, хотя буря уже началась
и волны захлестывают ладью. Отвечая на вопрос, почему Господь спал в лодке, как бы предоставив апостолов самим себе, Златоуст уточняет: «В самом деле, если бы буря случилась во время Его бодрствования, то они или не устрашились бы, или не стали бы Его просить, а может быть, даже не подумали бы, что Он может совершить подобного рода чудо. Потому-то Он и предался сну, чтобы дать им время испытать страх, и заставить их сильнее почувствовать происходящее. Человек иначе смотрит на то, что случается с другими людьми, и что случается с ним самим. Так как ученики видели всех других облагодетельствованными, а себя самих не получившими никакого благодеяния, и были беззаботны (они ведь ни хромы не были, и никакой другой подобной болезни не имели), и потому им надлежало собственным чувством испытать Его благодеяния, то Он попускает восстать буре, чтобы им чрез спасение от нее сильнее почувствовать Его благодеяние».

Нам иногда кажется, что Господь не замечает наших проблем. Нам кажется, что Он даже не догадывается, какая греховная буря окружает
нас, какие волны сомнений, разочарования и уныния накатывают на нашу душу. Кому-то показалось, что Бог уснул, устранился от судеб этого
погибающего мира. Некоторые поспешили сказать: «Бог мертв». Но все они ошибаются! Трагически ошибаются! Бог жив, и Бог бодрствует! Он никогда не оставляет нас, Он всегда с нами, даже тогда, когда мы не с Ним. Он пытается пробудить, воскресить духовно мертвых, поддержать
ослабевших на путях веры. И главное – Он знает, какие ветры греховные восстают на нас, какие волны сомнении, ересей и разочарования
пытаются опрокинуть лодку нашего спасения. Он каждый день обновляет для нас Свои благословения, Свое милосердие. Сказано: «по милости
Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!» (Плач. 3, 22-23). Господь верен нам даже тогда, когда мы неверны Ему. Сказано: «Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность
Божию? Никак. Бог верен…» (Рим. 3. 3-4). Ап. Павел также пишет о Господе: «…Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя»
(Евр. 13, 5). Бог никогда не оставит и не покинет нас, даже если мы пойдем и долиною тени смертной. Псалмопевец Давид восклицает: «Если я
пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня» (Пс.  22, 4).

Но вернемся к апостолам во время бури. Сказано: «Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем» (Мф. 8, 25).

Блаж. Феофилакт так охарактеризовал поведение апостолов в лодке:
«…когда сказали: Господи, спаси нас, они показали в сем веру, но слово – погибаем – уже не было от веры. Им не нужно было бояться, когда Он плыл вместе с ними».

Как печально видеть, когда православные выказывают страх перед всякими колдунами, ведьмами, перед сглазом и порчею, бесами и
демонами. Если Господь с нами, какие колдуны, какие демоны могут повредить нам, какие бабки-шептуньи? Если Бог с нами, кто может быть
против нас? Пока мы в Господе, силам зла остается только скрежетать завистливо зубами. Как Церковь поет на Рождество Христово: «С нами
Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!»
Итак, всякий раз, когда в беде мы призываем Бога на помощь, мы проявляем веру; а когда испытываем страх перед кем-либо кроме Бога, проявляем маловерие. Посему Господь «И говорит им (апостолам): что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина» (Мф. 8, 26). Блаж. Иероним Стридонский, так истолковал вторую часть этого стиха: «И из этого места мы постигаем, что все твари чувствуют Творца – как (и) те, которым запрещается [или: запретил], так и те, которым повелевается [или: повелел], чувствуют повелевающего и не потому, что все одушевлено, как думают еретики в своем заблуждении, а потому, что в силу величия Творца бесчувственное в отношении к нам обнаруживает чувствительность к Нему». Мир природы, хотя и не одушевлен, во всем следует Творцу своему. Когда Господь крестился во Иордане, то река испугалась соприкосновения с Творцом, и «Иордан возвратися вспять»; когда Господь умирал на Кресте, то солнце скрыло свет свой, не могуще взирать на это, а земля сотряслась от ужаса.

И мы читаем далее: «Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?» (Мф. 8, 27).

Блаж. Иероним поясняет: «Удивлялись не ученики, а корабельщики и остальные, бывшие на корабле. Если же кто из любви к спорам захочет настаивать на том, что это были ученики, – которые удивлялись, – то мы ответим, что по справедливости названы людьми те, которые еще не познали могущества Спасителя».

Люди и ученики – какая разница? Когда в Писании говорится об апостолах, они называются учениками Его. Но никогда по отношению к ним не используется выражения «толпа», «люди» и т. п... Ученики – это те, которые всегда следуют за своим Учителем. А люди (толпа) пребывают в раздумье. Толпа всегда переменчива, она то приветствует Господа, входящего в Иерусалим, то кричит: «распни, распни Его» (Лк. 23, 21). Толпа – это выбор большинства, демократический выбор, который всегда отвергнет Христа и изберет для себя Варраву. Толпа же примет и антихриста. Посему надо удаляться от настроений, мировоззрений и верований большинства – философии широкого и пространного пути. Каждый добрый православный христианин должен искать для себя и других узкую тропу Христову. Только идя по ней, мы сможем стать учениками Сына Божия и достичь вечного Спасения. А конец широкого и пространного пути – плачь и скрежет зубов в аду. Отвергая коллективный психоз грешной толпы, не заражаясь ее влиянием, мы приближаемся ко Христу и бросаем вызов всемирному Вавилону в его завершающей фазе, имя же ей – ГЛОБАЛИЗАЦИЯ.

Златоуст говорит противоположное Иерониму, он считает, что в лодке посторонних не было, а были только апостолы. Он пишет: «Потому Спаситель и берет с Собою одних только учеников. Где совершались одни только чудеса, там дозволял Христос быть и народу; но где предстояли искушения и ужасы, там Он брал с Собою одних только подвижников вселенной, которых Он хотел обучить». В этом случае употребление слова «люди» может означать, что, испугавшись, апостолы проявили маловерие и в этот момент мало чем отличались от других людей (толпы), почему Господь и обличил их словами: «вы так боязливы, маловерные».

Златоуст, подводя итог повествованию о буре пишет: «Итак, Иисус прежде всего укорил учеников Своих, показывая тем, что надобно быть мужественными и среди сильнейшего обуревания волн, что Он все устрояет во благое».

Продолжение следует...

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий