Беседы по Четвероевангелию. Евангелие от Матфея, глава 8, 28-34. Беседа 25-я

 Продолжение, Начало читать  Здесь

Протоиерей Олег Стеняев

«Изгнание бесов в стране Гергесинской»

 Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея. Название сегодняшней темы: Господь Иисус Христос изгоняет бесов в стране Гергесинской.

И мы читаем 8-ю главу с 28-го стиха:

«И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем» (Мф. 8, 28).

Блаж. Феофилакт пишет: «Между тем как находившиеся в корабле ученики недоумевали, кто это, что и ветры и море повинуются Ему, – являются проповедниками демоны». Что означают эти слова: «являются проповедниками демоны»? – Они означают, что всем своим поведением перед властью Сына Божия демоны показывали, что Он не просто человек, а именно Сын Божий, так что Ему подчиняются и болезни, и буря морская, и ярость бесов. Все подчиняется и покоряется Ему!

Власть Бога – она безгранична и не имеет никакого предела. Если сравнить ее с властью человека, то власть человека оказывается зыбка и неустойчива. Человек может потерять власть в мгновение ока. В то время как власть Бога не зависит ни от каких внешних, материальных причин и обстоятельств. О крахе правления и власти Ирода сказано в Писании: «В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян. 12, 21-23). Человек может потерять все, что имеет, именно неожиданно: или из-за болезни, неожиданно обрушавшейся на него, или из-за того или иного переворота, революции или даже убийства. Никто из нас утром, выходя из дома, не может быть уверен, что вечером обязательно вернется домой. Все в нашей жизни переменчиво, и не всегда в лучшую сторону. И только Бог, Который неизменяем, всегда пребывает в одном и том же благостном состоянии, и ничто не может угрожать Его суверенному Владычеству и Правлению. И если мы хотим видеть свою жизнь спокойной и счастливой, то мы должны покориться, подчиниться этой незыблемой Власти Создателя, только тогда наша жизнь может обрести стабильность и устойчивость.

С другой стороны, никакая форма человеческой власти, человеческого правления не может обеспечить для населения абсолютную безопасность. Страшные теракты в Америке, в России, в Испании и Израиле показывают,  что никто, находящийся под управлением человеков, таких же, как и он сам, не может чувствовать себя в полной безопасности. И более того, в Писании сказано: «… Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему» (Ек. 8, 9). И только Власть Бога всегда преследует и обеспечивает для человека, подчинившегося этой власти, счастье, благополучие и безопасность.

Страна Гергесинская и страна Гадаринская (Мк. 5, 1) в основном были населены язычниками. Свиное стадо и кладбище находились близ города Гадара. Из Десятиградия именно этот город ближе всего находился к Галилейскому морю, примерно в 6-и милях к юго-востоку от моря.

Итак, Господа по Его прибытии в страну Гергесинскую, что на берегу Галилейского моря, в окрестностях Гадары «встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые». Возникает вопрос, почему бесноватые жили именно в гробах. Гробы считались ритуально нечистыми местами, тогда кладбищенские земли не могли считаться освященными, т. к. род человеческий не был еще искуплен Кровью Иисуса Христа.  Св. Отцы также поясняют, что это было сделано с целью вызвать суеверный страх перед умершими людьми. Ибо некоторые говорили об этих бесноватых, что в них вселились души умерших. Но в действительности в них обитали только бесы. Страх перед привидениями сковывает сознание многих людей. По поводу подобных страхований Златоуст писал: «Итак, это – бредни пьяных старух и детские пугалы. Душе, отделившейся от тела, уже невозможно блуждать здесь, потому что праведных души в руце Божией (Прем. 3, 1). Если же души праведных в руке Божией, то и души детей, так как они не сделались еще злыми. Да и души грешников тотчас удаляются отсюда. Это видно из притчи о Лазаре и богаче. И в другом месте Христос говорит: сегодня душу твою истяжут от тебе (Лук. 12, 20). Да и быть не может, чтобы душа, исшедшая из тела, блуждала здесь».

По мнению св. Иоанна Дамаскина есть только две разумные тварные природы: природа Ангела и человека. Все остальное – всякие домовые, привидения, лешие,  инопланетяне и т.п., – следовательно,  вымыслы невежественных людей. Дамаскин, отрицая существования привидений, понимал под ними только бесов. Причем он делал оговорку, что они, бесы, не могут войти в наше жилище, затворенными дверями. Он писал: «Я скажу им (т. е. суеверным людям – О.С.), что Один Господь и Бог наш Иисус Христос сотворил это, когда вошел после Своего воскресения из мертвых к святым Своим апостолам при запертых дверях». По поводу веры в соитие женщин с духами, веры в приведения, домовых и драконов он же писал: «… несомненно, что весь этот вздор измышляют некие еретики, враждующие против Святой Кафолической Церкви, чтобы отвратить простецов от правого разумения».

Но что мы можем сказать о самой бесноватости? Что нам о ней известно?

Бесноватость – есть такое состояние, когда человек одержим злыми духами. Злые духи (бесы), эти нематериальные существа, вторгаются в повседневную жизнь человека с целью разрушить ее. В Православной Энциклопедии сказано о бесах: «…бесы (демоны, черти) представляют собой нематериальные сущности, движимые мотивацией безусловного зла. Их происхождение относится к метаисторическому событию, когда определенное число ангелов (треть, по нек-рым святоотеческим толкованиям) во главе с первотварным ангелом Люцифером отпало от полноты благости Творца. Попущением Промысла с этого времени зло входит в мир в качестве активного начала, личностно представленного деструктивными, паразитирующими на подлинном творчестве и склонными к обману персоналиями. Их целью является соблазн, искривление духовного пути человеческой личности».

Баркли пишет о том, какие представления о бесах, были у иудеев того времени: «В представлении древних, воздух был так густо населен бесами и демонами, что нельзя было даже повернуть в воздухе кончику иголки, не потревожив одного из них. Некоторые считали, что число этих бесов достигает 7.5 миллионов, по 10 тысяч на правой и на левой руке каждого человека, и каждый из них будто бы только и ждет, как бы причинить человеку вред. Полагали, что они живут в нечистых местах, таких, как могилы, и других местах, где нет воды для очищения. Они обитали в пустынях, где можно было слышать их вой. Считалось, что они особенно опасны для одинокого путника, роженицы, молодоженов, для вышедших в темноте из дома детей, а также для ночных путников. Кроме того, считалось, что они особенно опасны в полуденный зной и в промежуток между заходом и восходом солнца. Бесы мужеского пола назывались шедим, женским – лилин. В представлении иудеев у бесов женского пола были длинные волосы, и они были особенно опасны для детей; вот почему у детей были свои ангелы-хранители».

Бесноватый человек не является личностью, которая всецело подпала под влияние сил зла. Злые духи могут воздействовать на наше разумение, мысли и чувства, но всецело соединиться с нашей душой они не в состоянии. Она для них остается недоступной. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин писал о бесноватых: «… Некоторые так бывают ими (бесами – О.С.) овладеваемы, что нисколько не сознают, что делают или говорят, а другие сознают и после вспоминают. То и другое бывает от привтечения нечистого духа, не так, однако же, чтобы он проникал самую субстанцию души и, как бы слившись с нею и ею некако облекшись, произносил слова и речи устами страждущего. Никак этого делать они (бесы – О. С.) не могут… Дух нечистый закрывает разумительные силы души…». Златоуст считал, что бесноватость нисколько не может препятствовать нормальной подвижнической и христианской жизни. Он писал знакомому Стагирию который был одержим бесами: «Не правду ли говорил я, что твое уныние есть только следствие предубеждения, а по внимательном рассмотрении может доставить нам много побуждений даже к благодушию? Скажи мне, какая польза не быть бесноватым, если при этом жизнь будет оставлена в пренебрежении? И какой вред от беснования, если при этом образ жизни будет строг и благоустроен? Но ты, может быть, стыдишься и краснеешь, когда демон низвергает тебя в чьем-либо присутствии? Это происходит по той причине, что ты судишь о деле по мнению толпы, а не по благоразумию… Если бы твои припадки происходили от пьянства, тебе следовало бы стыдиться и унывать; тогда вина была бы произвольная, но если они происходят от насилия другого, то стыдиться должно не тому, кто терпит, но тому, кто делает обиду и насилие. Так и на площади, если во время ссоры один толкнет другого и повергнет  на землю, мы все обвиняем толкнувшего, а не упавшего… Итак, если похвально переносить обиду, причиняемую людьми, то зачем будет стыдиться, как бы какого предосудительного дела, тот, кто благодушно переносит бешенство злейшего демона, совершающего то же самое?»

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий