Беседы по Четвероевангелию. Евангелие от Матфея, глава 8, 28-34. Беседа 25-я

По мнению свят. Иоанна Златоуста грех, рожденный свободным произволением грешника, намного опаснее неконтролируемого беснования. Златоуст пишет: «Так, когда сладострастный пленяется всякою красотою телесною, тогда он ничем не различается от беснующегося. Будучи облечен одеждою, но не имея истинного одеяния и лишенный приличной ему славы, он всюду бегает обнаженным, подобно бесноватому, поражая себя не камнями, но беззакониями, которые гораздо тяжелее многих камней. Итак, кто сможет связать и укротить столь бесстыдного и неистового, никогда не бывающего в самом себе, но всегда ходящего при гробах. Подлинно таковы жилища блудников, исполненные великого зловония и гнилости. А что сказать о сребролюбце? Не таков ли и он? Кто может когда-либо связать его? Каждодневные страхи, угрозы, увещания и советы? Но он все эти узы расторгает, и если кто придет освободить его от уз, заклинает не освобождать его, почитая величайшим для себя мучением не быть в мучении. Что может быть бедственнее этого? Бес, хотя презирал людей, но повелению Христову покорился и немедленно вышел из тела. А этот (грешник – О.С.) не повинуется и повелению Христову, хотя он каждодневно слышит Его слова».

И все же бесноватость – это проблема, проблема, которую сам бесноватый для себя решить не может. Здесь нужна помощь Божия! И с древности в Церкви Христовой существует институт экзорцизма – заклинания злых духов. По милости Божией экзорцисты есть и в наше время, и они помогают людям избавиться от бесовской одержимости.

Но с другой стороны, как мы убедились из высказываний свят. Иоанна Златоуста, одержимость греховная – хуже любых форм одержимости-беснования. Ибо грех есть сознательное служение злу (дьяволу), а бесноватость – насильственное воздействие злых сил на душу человека. Сказано: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил…» (1 Ин. 3, 8).

И мы читаем далее о бесноватых:

«И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8, 29).

Это – первое исповедание Иисуса Сыном Божиим, которое мы встречаем на страницах Евангелия от Матфея. Но такое исповедание бесов нисколько не способствует их изменению. Ибо покаяние для дьявола и его бесов закрыто. Блаж. Иероним Стридонский пишет: «Это исповедание [Иисуса Сыном Божиим] не есть исповедание добровольное со стороны демонов, за которым следует награда исповедующему, но есть вынужденное необходимостью признание, которое побуждает их, как бы беглых рабов, которые спустя продолжительное время снова видят господина своего, не просить ни о чем, кроме избавления от ударов. Так и демоны, внезапно увидя Господа, ходящего по земле, думали, что Он пришел для суда над ними. Присутствие Спасителя есть мучение для демонов».

Похоже, что даже бесы не ожидали, что Христос (Мессия) приидет дважды, в первое и второе Пришествие. Поэтому они и удивились, сказав: «пришел Ты сюда прежде времени мучить нас». Современные иудеи точно так же продолжают веровать только в одно пришествие Мессии, при кончине века. Хотя сами их древние книги, Мидраш и Аггада, рассказывают об обратном. Явление Христово испугало и одновременно озадачило бесов.

Мы не всегда понимаем, до какой степени дьявол и его ангелы (бесы) боятся Бога. Они чувствуют полную зависимость от Создателя и, хотя ненавидят праведность и святость, не могут противиться Творцу ни в чем. Их свобода – это свобода испытывать нас, для чего только Господь и попускает им приближаться к нам. Но при этом есть всегда пределы, через которые они перешагнуть не могут. Как, например, это все описано в Книге Иова.

Их стремление завладеть нашими душами может быть объяснимо тем, что жизнь без Бога и вне Бога есть пустота (ничто). И похоже, что этот духовный вакуум раздирает злых духов, и они стремятся ради облегчения своего существования заполнить его душами грешников. Злорадство – их утешение, и возможность видеть все большее и большее число погибших вокруг себя – источник их сатанинского вожделения.

Не так ли поступают и обычные грешники? Они стремятся заразить, запачкать и растлить своим грехом все и вся. Так им легче переносить свое собственное греховное состояние. Мир стремится втащить в сферу своей греховности и самых юных, и даже детей. Грех молодеет и молодеет. Наркоманы бесплатно предлагают попробовать наркотики первый раз. Они готовы делать это до тех пор, пока человек не окажется всецело в зависимости от этой «белой смерти». Поистине сатанинская «благотворительность»! Конвульсии беснующегося современного нам мира – страшнее любых телодвижений бесноватых людей, страдающих падучей, тряской, бесчинными криками и т. д.

Но Господь Иисус Христос подходит к этим бесноватым, Сын Божий не может переносить того насилия, которое бесы учинили над этими двумя людьми. Не может Господь спокойно взирать и на наше беснование во грехе, Он силен помочь и нам, Он хочет помочь нам, каждому из нас, независимо от степени нашего погружения в стихию греха.

Грех образовал пролом между нами и Богом. Нужно, чтобы пролом между нами и Богом был заполнен, а между нами и дьяволом возникла непроходимая стена. В Книге Иезекииля Бог Отец восклицает: «Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел»  (Иез. 22, 30). Бог не нашел никого из человеков, кто мог бы оказаться посредником между людьми и Создателем. И тогда Он даровал этому миру Своего Сына Единородного, а Господа нашего, Иисуса Христа. Голгофские страдания Сына Божия заполнили пролом между Богом и человеками, образовавшийся в результате грехопадения. Крест Христов и оказался тою непроходимою «стеною» между нами и дьяволом. «Крест – оружие на дьявола», данное нам.

Гергесинские бесы поняли, Кто стоит перед ними! Они поняли и то, что их трофеи (души этих двух несчастных бесноватых) уже более не принадлежат им. И бесы вступают в трусливые переговоры с Сыном Божиим.

Далее мы читаем:

«Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней» (Мф. 8, 30-31).

Свят. Феофан Затворник учил, что бесы избрали для себя убежищем свиней, потому что свиньи, по Писанию, считаются нечистыми животными. Блаж. Феофилакт поясняет: «Лукавые демоны домогаются погублением свиней огорчить хозяев их, чтоб они не приняли Христа. А Христос снисходит к демонам для того, чтобы показать, какую злобу питают они к людям, – так что, если бы имели власть и не были возбраняемы, хуже бы поступили с нами, чем с свиньями». Действительно, как мы определились выше, зло находится под полным контролем Создателя. Если бы энергии зла получили бы свободу, они немедленно погубили бы всю вселенную. Но, как говорят в народе: «Бодливой корове Бог рогов не дал». Златоуст поясняет, для чего Господь исполнил просьбу бесов: «для того, чтобы всех вразумить в том, что бесы без Его позволения не смеют даже прикасаться и к свиньям». С другой стороны, Господь хотел этим событием заставить задуматься и жителей грешного города, которые вопреки Моисееву Закону выращивали свиней. Блаж. Иероним пишет: «Спаситель сказал демонам: «Идите» не потому, что уступил их прошению, но для того, чтобы умерщвлением свиней дать возможность (occasionem) спастись людям, ибо пастухи тотчас возвестили [о чуде] городу».

Далее и сказано:

«И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде» (Мф. 8, 32).

Златоуст поясняет: «Что бесы ненавидят нас более, нежели бессловесных животных, это всякому известно. Следовательно, если они не пощадили свиней, но в одно мгновение всех их низвергли в бездну, то тем более сделали бы это с одержимыми ими людьми, которых они таскали и влачили по пустыням, если бы провидение Божие, и при самом жестоком мучении, не обуздывало и не удерживало дальнейшего их стремления. Отсюда ясно, что нет ни одного человека, о котором бы не промышлял Бог… То же самое всякий ясно может видеть и из примера этих бесноватых, которые давно были бы уже задушены, если бы не были свыше сохраняемы великим попечением».

Итак, Господь заботится и промышляет о всем Своем Творении. Никто и ничто не безразлично Ему! Наш Бог есть человеколюбив и милосерд. Милосерд не только по отношению к миру людей, но и к миру животных и даже к  растительному миру. Сказано: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их...  Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 8, 26, 28-29). Тем более Господь заботится о нас с вами.

Далее сказано:

«Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их» (Мф. 8, 33-34).

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий