Беседы по Четвероевангелию. Евангелие от Матфея, глава 8, 28-34. Беседа 25-я

Блаж. Иероним Стридонский так поясняет поведение жителей города: «То, что они просят, чтобы Он удалился из пределов их, они делают не вследствие гордости, – как полагают некоторые, – а вследствие смирения, ибо считают себя недостойными присутствия Господа, подобно Петру, во время ловли рыбы павшему к ногам Спасителя и сказавшему: Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». Но многие святые отцы, утверждают, что это произошло по причине ожесточения сердец жителей того города. Так, например, блаж. Феофилакт пишет об их поведении: «Просят Его о сем, жалея свиней и опасаясь потерпеть еще что-либо большее. Познай из сего, что где свинская жизнь, там живет не Христос, а живут демоны». Златоуст пишет о жителях Гадары: «Когда жители той страны, столь облагодетельствованные Им, принуждали Его удалиться, то Он без сопротивления удалился и оставил показавших себя недостойными».

Похоже, что жители Гадары видели во Христе источник своих несчастий. Ведь они потеряли в водах Галилейского моря столько свиней! Парадокс оказался более чем печальным: эти люди возлюбили свое свиное стадо настолько, что не распознали пришествие Мессии (Христа). Их сребролюбие закрыло для них их духовное зрение. Они продолжали видеть во Христе только источник своих бед.

Зададимся вопросом: А может ли Бог быть источником зла?

 

В Писании сказано: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис. 45, 7). Но могут ли эти слова означать, что Бог не является абсолютным Благом – Милостивым и Милосердным. Конечно, НЕТ! Бог является источником только блага, даже тогда, когда мы не можем рассмотреть его (подлинное благо) среди страданий, катастроф и боли этого мира. Прочитанные выше слова из пророка Исаии могут означать только то, что Бог контролирует не только добро, но и зло, существующие в этом и других мирах.

Некоторые люди склонны к тому, чтобы во всех бедствиях обвинять только Бога. Они любят говорить одну и ту же фразу: «Куда только смотрит Бог?» Очень часто и мы, служители Церкви, видя зло, говорим: «На все воля Божия». Но можем ли мы обвинять Бога во всех несчастиях, преступлениях и злодеяниях, царящих в этом мире. В Послании Иакова сказано: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1, 13-14). Господь попускает быть несчастиям в этом мире, но Он Сам никогда не является источником зла. Любое Его попущение предполагает в дальнейшем именно благо и счастье для Его творения. В Книге Иова сказано: «Итак послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие, ибо Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему. Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда» (Иов 34, 10-12). Бог воздает нам именно по справедливости, но при этом Он совершенно чужд мщению. Его наказания врачуют наши души, делают их более внимательными к происходящему и к различению добра и зла. Сказано: «ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Прит. 3, 12). А, как известно, любящий отец наказывает детей своих. И если сделанное нами зло не привлекает Божьего наказания в этой жизни, то горе нам, это значит, что за содеянное нам придется отвечать в жизни грядущей. Поэтому и сказано: «Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя» (Ис. 33, 1). Слова «когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя» – относятся к будущей жизни. Там грабитель будет опустошен (обделен) божественными благами и разграблен бесами. Но если наказание за наш грех уже последовало, то действует библейский принцип: не отомстиши дважды за едино. Сказано: «Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится» (Нау. 1, 9). Посему нельзя завидовать грешникам, которые благоденствуют, ибо это первейший знак равнодушия Небес. И не надо ужасаться страданиям праведных, ибо это знак пристального внимания Небес.

Бог – Правосуден. Сказано: «ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых истребится. Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек» (Пс. 36, 28-29). Все наши заботы, сомнения и переживания мы должны возложить на Господа. И тогда там, где теперь мы видим несчастье для себя, рассмотрим божественное попечение о нас, а там, где видим гнев, рассмотрим ревность любящего Отца. Сказано о Господе Боге: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Пет. 5, 7).

Но все же, как смириться с теми ужасными катастрофами, которые время от времени обрушиваются на нашу планету; как можно спокойно смотреть на произвол и беспредел преступников, уголовников и коррупционеров? Божий пророк Аввакум задавался этим же вопросом, однажды он воскликнул: «Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Ав. 1, 3-4). Конечно, мы не всегда понимаем, почему Господь попускает бедствия, насилие и страдания. Сказано у пророка Исаий: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55, 8-9). Поистине! Только Господь знает причину того или иного события, несчастия, бедствия или страдания,  которым Он попускает быть в нашей жизни. Ведь Господь всегда наперед знает, куда нас может привести то или иное событие, имеющее место быть в нашей с вами жизни. Наше будущее, равно как и наше настоящее и прошлое, абсолютно прозрачны в глазах Бога. Он знает, почему Он ведет нас именно тем путем, которым Он нас ведет. Ему видна цель, а нам нет – ведь от нас закрыто даже наше ближайшее будущее. Если мы доверились Богу на своем жизненном пути, то стоит ли нам волноваться? Сказано, как мы уже читали выше: «Итак послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие» (Иов 34, 10).

Мир обвиняет Бога в своих несчастиях и бедах, потому что поверил главному клеветнику – дьяволу. Дьявол именно клевещет на Бога и хочет, чтобы в Нем (в Господе) мы видели источник всех наших бедствий. Сказано о дьявольской лжи и о самом дьяволе: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Отк. 12, 9). Да! Дьявол именно обольщает всю вселенную, когда создает в умах людей и ангелов, последовавших за ним, неправильное и превратное представление о Боге. Лукавый рисует Бога в нашем сознании жестоким и равнодушным к человеческим страданиям существом. Но Бог Библии не есть коварный и жестокий деспот. Напротив! Бог есть Любовь!

Преп. Ефрем Сирин писал о Любви Божией: «О сладости  любви Божией кто в состоянии будет сказать достойным образом? Апостол Павел, вкусивший ее и насытившийся ею, сам вопиет и говорит: «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией» душу, вкусившую ее сладости». Также он писал: «… вкусившие любви Божией и насытившиеся ею, научают нас, что любовь Божия – нежные узы; но рассечь их не может и меч обоюдоострый».

О спасенном на Голгофе благоразумном разбойнике свят. Иоанн Златоуст свидетельствует: «За одно слово, за одну веру вошел он (разбойник) в рай прежде апостолов, чтобы ты знал, что не столько значила его праведность (которой не было – О.С), сколько все совершило человеколюбие Божие». Говоря о высшем проявлении Любви Божией к человекам, Златоуст изрек: «И то служит доказательством великого человеколюбия Божия, что Бог не только дал Сына, но и отложил время суда, чтобы согрешившие и неверующие могли очистить свои согрешения».

 

Итак, отвергнем клеветы дьявола, обольщающего всю вселенною, и познаем, что Бог любит нас, каждого из нас, и готов принять нас к Себе такими, какие мы есть. Чтобы из состояния чад гнева соделать нас чадами Своими, чадами Божиими.

Господь не оставил Своим попечением и восставшую против Него Гадару, проповедниками для этого града стали двое бывших бесноватых, очищенные от злых духов, и пастухи, освобожденные от обязанности пасти нечистых свиней.

 

ВОПРОС: В чем заключается грех Адама и Евы?

 

ОТВЕТ: Вопрос своевременный! Грех наших прародителей заключается в том, что они поверили змию (дьяволу) более, чем Богу (Творцу).

Дьявол поставил под сомнение добрые намерения Бога. Он представил Бога в глазах Адама и Евы скрывающим от них подлинное благо божественной жизни. Более того, дьявол представил Бога в глазах людей солгавшим. Бог сказал: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 17). А сатана сказал: «… нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 4-5). Лукавый как бы заявил: «Бог не хочет, чтобы вы уподоблялись Ему. Вы, сами, станьте Богами, и все станет на свое место». Он (дьявол) обманул людей. Адам умер в тот же самый день, в который вкусил от запретного древа. Рай – это Божий мир, в котором один день как тысяча лет. Адам не дожил до своего тысячелетия (т. е. до окончания такого дня) ровно 70 лет. Сказано: «Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (Быт. 5, 5). Не стали люди и «богами», напротив, их духовные очи угасли, и их потомки уже нуждались в новом духовном рождении.

Но главная ошибка была совершена: люди, поставив под сомнение власть Бога, вышли из под нее и подчинились дьяволу. Это был и переворот, и мятеж, в результате чего дьявол получил доступ к управлению над всем родом человеческим. И теперь все видят, к чему приводит мир, – это сатанинское руководство. Сказано: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19). Смысл этого библейского стиха более чем очевиден: да мы пришли в этот мир по воле Бога, но, восстав против Него, разрушали свое собственное счастье, и теперь «весь мир лежит во зле».

Управление дьявола, которое распространяется именно на весь мир, ввергает жизнь на Земле в экологический и криминальный хаос. Человеческая алчность губит экологию планеты, и, как следствие этого, землетрясения и чудовищные наводнения сотрясают всю планету. Не прекращаются и бесконечные военные и криминальные (уголовные) конфликты между людьми. И все это будет только возрастать и возрастать и достигнет своего апогея во дни воцарения антихриста, сына дьявола. Сказано о последних днях: «… и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди…» (Дан. 12, 1).

Но можем ли мы во всем этом винить Бога. Ведь люди сами вышли из  подчинения Создателю и подчинились злой воле дьявола. Только немногие находят в себе сил восстать против дьявольского управления и подчиниться воле Создателя. Но это совершенно необходимо сделать, ведь те люди, которые не вырвутся из дьявольского плена, они разделят с ним участь в вечном адском пламени, которое изначала предназначалось только для дьявола и ангелов его. Но под управлением сатаны люди приобрели сатанинские качества и поистине уподобились бесам, а некоторые и их превзошли.

А все началось именно в раю, когда человечество в лице Адама и Евы было поставлено перед дилеммой: кого надо слушаться – дьявола или Бога. Присвоив себе божественное право самим решать, что добро, а что зло, люди и не заметили, как на месте добра оказалось зло, а на месте зла – добро. У пророка Исаии сказано: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!» (Ис. 5, 20). Вот почему горе и зло и царят в этом мире! Люди, присвоив божественные права и приоритеты себе, остались один на один с дьяволом, самым ужасным и коварным обманщиком и лжецом.

Освобождение от рабства дьяволу возможно только в Иисусе Христе, Который называется у ап. Павла «вторым Адамом». Т. е., в Сыне Божием мы получаем возможность начать все сначала. Сказано: «… Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3, 8).

 Продолжение следует...

 

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий