Беседы по Четвероевангелию. Евангелие от Матфея, глава 9, 1-9. Беседа 26-я

Продолжение, Начало читать  Здесь

Протоиерей Олег Стеняев

                                      «Исцеление расслабленного и призвание Матфея»

 

Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея. И сегодня мы рассмотрим две темы:

1)       Исцеление расслабленного.

2)       Мытарь Матфей становится учеником Господа.

И мы будем читать Евангелие от Матфея 9-ю главу, с 1-го по 9-й стих.

Прочитаем 1-й стих 9-й главы:

 

«Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город» (Мф. 9, 1).

Блаж. Иероним Стридонский так истолковал этот стих: «Под городом Его мы понимаем не иначе как Назарет, почему Он и назван Назарянином…»

Напомню, Иисус Христос назывался «назореем» не потому, что соблюдал обряды назорейства (своеобразного ветхозаветного монашества), а потому, что большую часть Своей земной жизни провел в Назарете.

…Некоторые не соглашаются с мнением Иеронима и говорят, что это был  Капернаум. После того, как в Назарете Его (Сына Божия) попытались убить (Лк.  4, 29-31), именно в Капернауме Он сотворил самые великие Свои чудеса. С этим последним мнением, которое противоречит сказанному Блаженным Иеронимом, соглашается Евфимий Зигабен, он пишет: «Своим городом называет Капернаум. Родился Он в Вифлееме, воспитан был в Назарете, а жил потом в Капернауме». С этим мнением Зигабена соглашаются и блаж. Феофилакт, и Златоуст.

Но так или иначе каждый город и каждая весь небезразличны для Господа. Ведь в каждом городе и каждом селе могут найтись люди, преданные Богу своему, и Господь стремится их найти, почитая их Своими. Посылая апостолов на проповедь, Сын Божий наставлял их: «В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его (т.е. достойного и его семью – О.С.), говоря: мир дому сему» (Мф. 10, 11).

И мы читаем далее:

«И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9, 2).

Златоуст пишет: «Спаситель не всегда требовал веры от самих страждущих, например, когда они страдали сумасшествием или лишились ума по причине какой-нибудь другой болезни». Здесь надо обратить внимание на то обстоятельство, что по вере одних людей дается исцеление другим. Такое в Писании встречается неоднократно. Например, по вере сотника отрок его получил исцеление. Об этом важно помнить, когда нас расспрашивают сектанты о крестных, которые за своих крестников младенцев исповедуют Символ Веры, отрекаются от дьявола и сочетаваются Христу. Как мы видим, подобное вполне возможно. Друзья принесли своего расслабленного друга, и Господь, видя веру их, сказал ему: «дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои».

Писание ничего не говорит о вере самого расслабленного. Похоже, что он был расслаблен не только телом, но и душой. С этим соглашается блаж. Иероним, он пишет: «Иисус же, видя веру не принесенного, а принесших, сказал расслабленному: Сын, имей твердую веру, отпускаются тебе грехи твои. О дивное смирение! Он называет сыном человека презираемого, слабого и во всех скреплениях членов разбитого, – человека, к которому священники не удостаивали прикоснуться».

Давайте и мы в своих молитвах будем приносить Богу наших духовно расслабленных друзей, детей, внуков и родственников. Ведь для Господа каждый человек, как мы убедились, – как Его собственное чадо. Может быть, хотя бы по нашей вере они (маловерные) обретут дар прощения грехов от Бога.

Златоуст настаивает на том, что и расслабленный имел веру. Он пишет: «Но здесь и больной обнаружил свою веру. Иначе, не имея веры, он не позволил бы и спустить себя. Итак, поскольку и расслабленный и принесшие его показали великую веру, то и Господь явил Свою силу, отпустил грехи больному, как имеющий на то полную власть». Но при любом истолковании мы видим, что Писание свидетельствует о вере друзей. Если наша вера слаба, она нуждается в молитвенной поддержке наших верующих друзей. Даже Моисей, когда молился во время битвы на Амалика, нуждался в поддержке других людей. Сказано: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх. 17, 11-12).

Всем мирянам особенно надо поддерживать молитвенные усилия своих пастырей. Надо создавать для них такие условия, чтобы они могли бы спокойно заниматься религиозной деятельностью без оглядки на те или иные трудности, не относящиеся к их духовной деятельности. К сожалению, многие священники, как строительные прорабы, должны заниматься вопросами, связанными с восстановлением храмов. Как бухгалтеры, они занимаются и всеми финансовыми вопросами. Этим должны заниматься благочестивые миряне, они должны заниматься всеми хозяйственно-финансовыми вопросами. Для этого в Церкви с древних времен существует институт старост, которые осуществляют свою диаконию, дабы освободить священника для более важного, духовного служения в христианской общине.

В общине Иисуса Христа финансовыми вопросами занимался апостол Иуда. К сожалению, его сердце слишком приросло к деньгам, и через это, он погубил свою бессмертную душу. Апостолы избрали для этого служения диаконов, чтобы самим совершенно не отвлекаться на чисто житейские дела. Только алчность и жажда обогащения могут подталкивать священника влезать на приходе в вопросы, не связанные с его непосредственной пастырской деятельностью.

И мы читаем далее:

«При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует» (Мф. 9, 3).

Книжники, подобно современным сектантам, считали, что только один Бог Отец может прощать грехи. Они не видели во Христе Сына Божия, посему отказывали Ему в этой власти. В действительности Иисус Христос получил эту уникальную власть – прощать грехи – от Отца Небесного. Он Сам свидетельствовал об этом. Оставляя эту землю, перед Своим вознесением на Небо, Он передал эту уникальную власть – прощать грехи – своим ученикам. Сказано: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец (т.е. Отец Небесный послал Его прощать грехи – О.С.), так и Я посылаю вас (т.е. посылаю вас с такой же миссией – О.С.). Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 21-23).

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий