Беседы по Четвероевангелию. Евангелие от Матфея, глава 9, 14-17. Беседа 28

Евангелие

Окончание. Начало читать  Здесь

Протоиерей Олег Стеняев

«О посте и о старом и новом»

Сегодня мы продолжаем наши беседы по тексту , и мы рассмотрим две темы:

1)       О посте.
2)       Притчу о старом и новом.

Данное повествование мы находим в Евангелии от Матфея 9-я глава с 14-го по 17-й стих.

Прочитаем первый стих:

«Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» (Мф. 9, 14).

Блаж. Иероним Стридонский предлагает следующую оценку словам учеников Иоанновых: «Вопрос, дышащий гордостью и фарисейским превозношением. Вот, – не говоря ничего другого, – вполне ясное хвастовство тем, что они постятся. Ученики Иоанна, злословящие Его, не могут быть безупречными, потому что они знали Его по проповеди своего учителя, но они присоединились к фарисеям, которые, как они знали, были осуждены Иоанном». Подобное поведение учеников Иоанна Крестителя не делает им чести. Они оказались зараженными завистью к апостолам, которые имели столь великого Учителя.

Блаж. Феофилакт пишет: «Ученики Иоанна укоряли Христа в несоблюдении поста из зависти к славе Его. Не смея сказать прямо Христу: для чего Ты не постишься, они говорят: почто ученицы Твои не постятся. Вероятно, они недоумевали, каким образом без подвижничества Он может побеждать страсти, чего Иоанн не мог сделать. А того, что Иоанн был простой человек, и праведен стал по причине подвигов добродетели, Христос же – Бог, и Сам весь добродетель, они не хотели знать».

Казалось бы, последователи Иоанна Крестителя и апостолы Христа делали одно и то же важное дело, участвовали в тайне домостроительства спасения рода человеческого. Однако – какие распри и какое разногласие! Нельзя сказать, что и сами апостолы были чужды подобным распрям и разногласиям – вопрос, кто больше и кто важнее в их среде,  занимал и их самих. Сказано: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?» (Мф. 18, 1); и еще: «Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите…» (Мф. 20, 20-22).

Подобные споры о первенстве сотрясали и первую христианскую Церковь. Ап. Павел писал в Послании к Коринфянам: «…потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1 Кор. 3,3-7).

Подобные споры о главенстве в христианских общинах продолжаются до сих пор. И подобное нисколько не украшает жизнь Церкви, напротив, мешает и даже вредит ей. Католическая церковь до настоящего времени отстаивает свое право быть первой Церковью во всем христианском мире. Об особой миссии в деле спасения всего рода человеческого говорит каждая из поместных церквей. Подобная локальная мифология нисколько не способствует смирению и скромности христиан, но развивает в них совсем противоположные качества. Дух превозношения и гордыни, превозношение одного христианина перед другим, уродует дело христианского апостолата и наносит серьезные духовные травмы рядовым верующим.

Конечно, в Православии нет культа Римского Папы, но в то же время каждый епископ, каждый благочинный и настоятель может оказаться таким своеобразным мини-«папой». В католичестве – культ личности одного человека, у нас может оказаться культ личности многих и многих карликовых «пап». Причем чувство собственной внутренней неполноценности может усиливать авторитарный нажим таких «микропап» со всеми вытекающими из этого последствиями…

Подобные «пастыри» считают себя некими оракулами, которые все видят, все знают и все понимают. Фактически они занимаются имитацией пророческого дара, дара различения духов. Сумасброды и фантазеры! Ни один христианин, в какое бы достоинство он не был бы облечен, не может претендовать на всезнание и всеведение. Сказано: «…не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12, 3-5). Итак, все христиане, все мы «составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены». И те, которые имеют преимущество перед другими, имеют преимущество служебного и вспомогательного характера, т. е. должны пребывать в услужении другим. Сказано: «И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мр. 9, 35). Те, которые мнят себя «князьями церкви», чаще должны вспоминать следующие слова Христа Спасителя, сказавшего: «…вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 25-28).

Они, возгордившиеся «пастыри», нагло распоряжаются всеми средствами своих общин. Любят давать для верующих, уверовавших в их непогрешимость, неоправданные епитимьи, прещения (наказания). Ненасытные обжоры! Именно о таковых ап. Павел писал: «предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2 Тим. 3, 4-5). Писание учит, что таковые являются «пастырями» только в том смысле, что пасут самих себя. Сказано: «сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью» (Иез. 34, 2-4).

Ап. Павел не пас сам себя за счет других людей. Он старался зарабатывать на свое пропитание своими собственными руками. Сказано: «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками…» (1 Кор. 4, 11-12). Есть предание, что он занимался изготовлением палаток, а потом сам продавал их на рынке.

Впрочем, ап. Павел допускал возможность, что священнослужитель может кормиться от благовествования. Он писал: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5, 17-18). Но эту возможность он более допускал для других, нежели для себя. Принимая с великим смирением пожертвования от других, о самом себе он, как бы и извиняясь, свидетельствовал: «ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость» (2 Кор. 11, 9). Похоже, что его жизненным девизом были слова: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6, 8). Как не похож такой образ жизни святых апостолов на то, как живут в роскоши и богатстве современные нам христиане. В подобной предосудительной роскоши замечены и некоторые священнослужители. Таковым необходимо немедленно раздать все незаконно приобретенное и вернуться к бедности, которая более прилична для рабов Христовых. Именно о таковых пророк Михей говорил от лица Божия: «…судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!»» (Мих. 3, 11).

Почему в сознании многих христиан, происходит полное отождествление главенствующих в общинах со всею полнотою Церкви, как будто они, начальствующие, и есть сама Церковь. Это есть не что иное, как дух идолопоклонства, проникший в нашу среду! В Писании сказано: «Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?»   (Ис. 2, 22). Протоирей Василий Зеньковский писал: «Надо твердо усвоить то положение, что нельзя отождествлять Церковь в полноте ее богочеловеческого бытия с ее чисто человеческой стороной и, особенно, с теми, кто ее возглавляет и возглавлял. Христианство, по самому существу своему, всецело основано на свободе духа». Т. е., никакие формы духовного закабаления, епархиального и приходского крепостничества, недопустимы в христианской среде.

Апостолы никогда не пользовались преимуществами своего положения. Ап. Павел писал о себе и о других апостолах: «Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1 Фес. 2, 6-7).

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

2 комментариев к записи “Беседы по Четвероевангелию. Евангелие от Матфея, глава 9, 14-17. Беседа 28”

  1. anna zakharchuk:

    отче Олег вы бы не могли бы объяснить, почему католики не постятся, т. е. их пост это воздержание от красного мяса. Почему такая разница? с уважением Анна

    • admin:

      Как пишут католики:

      Смысл католического поста состоит в христианском совершенствовании. Ограничения в пище не являются самоцелью, а лишь путём достижения духовной свободы. В периоды постов верующие должны уделять особое внимание молитве и милосердию.

      Однако современные правила католической церкви позволяют верующим не изнурять себя слишком жесткими ограничениями, не совместимыми в нынешним ритмом жизни работающих людей. Политика церкви в этом вопросе гибка: внешнее благочестие не может и не должно заменить собой подлинного исполнения заповедей Христа. Поэтому и общие правила поста отличаются от норм, существовавших в прежние времена.

      Современные католики руководствуются в соблюдении постов «Апостольской конституцией о покаянии» (Paenitemini), обнародованной Папой Павлом VI 17 февраля 1966 г. Согласно этому документу весь Великий Пост («Четыредесятница» — сорок дней, не считая воскресений) является периодом покаяния. По воскресным дням не бывает никаких ограничений.

      Стоит отметить, что католическая церковь различает понятия «пост» и «воздержание от мяса». Воздержание от мясной пищи (этот запрет не распространяется на яйца, молочные продукты, рыбу и продукты, в которые входят животные жиры) рекомендуется во все пятницы Великого Поста, кроме больших церковных праздников. В некоторых регионах (в частности, в Польше и странах Балтии) сохраняется древняя благочестивая традиция воздерживаться от мяса по пятницам на протяжении всего года.

      В Пепельную среду, то есть в первый день Великого Поста, когда в храмах совершается древний обряд посыпания главы пеплом в знак покаяния, и в Великую, или Страстную пятницу (непосредственно перед Пасхой, когда вспоминаются спасительные страдания Иисуса Христа) соблюдается строгий пост. В это понятие в католицизме входит запрет есть мясо и правило, согласно которому постную пищу можно есть досыта только один раз в день, что, впрочем, не исключает легкого завтрака и ужина. Кроме Пепельной среды и Страстной пятницы днем строгого поста является рождественский сочельник.

      В случае, когда кто-то не может соблюдать необходимые предписания, церковь позволяет провести дни покаяния иначе. Пост в католической церкви имеет и возрастные рамки: воздержание от мясной пищи предписывается с 14 лет, строгий пост — с 21 года до 60 лет при условии, если эти ограничения не мешают ежедневным занятиям верующих и не отражаются на их здоровье. «Апостольская конституция о покаянии» разрешает также местным епископским конференциям менять сроки постов и формы их исполнения там, где это обусловлено необходимостью.

      До недавнего времени причастники должны были воздерживаться от пищи с полуночи. Папа Павел VI значительно сократил срок этого, так называемого, евхаристического поста. Теперь от причастников требуется лишь, чтобы они не принимали пищу минимум за час до момента причащения.

      При всей важности телесного воздержания, еще более важными являются милосердие и молитва, в соответствии с заповедью из книги пророка Исаии. «Таков ли тот пост, который я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя». (Исаия 58:5-8)

      Вот, что пишет Радио Ваткана

      Папа напоминает, что «истинное покаяние ни в одну эпоху не может не сочетаться с аскезой также физической: все наше существо, душа и тело, должно активно участвовать в этом религиозном акте, которым создание признает Божественную святость и величие».

      «Необходимость в умерщвлении плоти, — читаем в тексте Апостольской конституции, — очевидна и в силу хрупкости нашей природы, в которой после греха Адама дух и плоть имеют противоположные желания.

      В Новом Завете и в истории Церкви, несмотря на то, что обязанность покаяния прежде всего была мотивирована необходимостью участия в Христовых страданиях, — все же потребность в аскезе, карающей плоть и делающей ее рабой, с особой настойчивостью подтверждается примером самого Христа».

      В этой конституции также подчеркивается, что «воздержание должно соблюдаться во все пятницы года, которые не приходятся на праздники, предписанные Церковью». Однако, добавляет Павел VI, епископам предоставляется право «заменить полностью или частично это воздержание другими формами покаяния, особенно делами милосердия или благочестивыми практиками».

      В России, например, местный католический ординарий может дать освобождение вплоть до аннулирования обязанности соблюдать воздержание от мясной пищи по пятницам всем, кто питается в системе общественного питания, где не соблюдаются постные предписания, и всем, кто не имеет возможности выбрать пищу и должен есть те продукты, которые в данный момент доступны.

      Данное освобождение не относится к Страстной Пятнице и Пепельной Среде. Верные, пользующиеся освобождением, должны помолиться о Папе Римском и пожертвовать милостыню, или же творить дела христианского милосердия.

      Что касается Италии, 4 октября 1994 года Итальянская епископская конференция обнародовала следующие распоряжения:

      Предписание о воздержании запрещает употребление мяса, а также пищи и напитков, которые, по мудрому рассуждению, могут считаться особенно дорогостоящими и изысканными.

      Количественный пост и воздержание должны соблюдаться в Пепельную Среду (а в амвросианском обряде — в первую пятницу Великого Поста), а также в Пятницу Страстей и Смерти Господа Нашего Иисуса Христа. Рекомендуется соблюдать пост и в Страстную Субботу, вплоть до Пасхальной всенощной.

      Воздержание от мясной пищи относится ко всем пятницам года, за исключением дней, совпадающих с церковными торжествами (как, например, 19 и 25 марта). Во все остальные пятницы года следует соблюдать воздержание в названном смысле или же совершать другие дела покаяния, молитвы, милосердия.

      Предписаниям количественного поста обязаны следовать все совершеннолетние моложе 60 лет. А предписанию воздержания от мясной пищи должны следовать те, кому исполнилось 14 лет».

      Итак, подведем итог: пятница по-прежнему остается днем покаяния. Однако есть возможность заменить воздержание от мяса другим актом покаяния. Кроме того, несоблюдение воздержания в пятницы года (за исключением Страстной Пятницы и Пепельной Среды) не считается тяжким грехом.

      Таким образом, нельзя утверждать, что воздержание от мясной пищи по пятницам было «отменено».

      Обычай поста и воздержания является одним из древнейших в Церкви. Первоначально соблюдалось также воздерждание от масла и вина. Воздержание от мяса было распространено и в языческих религиях, хотя и по другим причинам.

      В христианстве же с самого начала пост был насыщен христологическим содержанием. Как говорит святой апостол Павел, «восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь».

      Радио Ватикана

      Протестантский пост

      Сложность с определением правил протестантского поста заключается в том, что церквей протестантского вероисповедания достаточно много, и зачастую их обычаи различаются. Рассмотрим установления лютеранской церкви как последовательницы великого основоположника и вождя Реформации, основателя немецкого протестантизма, переводчика Библии на немецкий язык Мартина Лютера.

      Лютеранская конфессия признает два поста: Адвент (европейский аналог Рождественского поста) и Великий Пост, который длится с Пепельной среды и до Пасхи. Однако лютеранские посты не подразумевают запрета на употребление определенных видов пищи, включая мясо. Верующим рекомендуется умеренная еда и особо благочестивая жизнь в это время.

      Основополагающие принципы учения Лютера: sola fide, sola gratia и sola scriptura (спасение только верой, благодатью и Библией). Именно обращаясь к текстам Ветхого и Нового Заветов, лютеране делают вывод, что апостолы никак не регламентируют практику постов, предоставляя таковые свободному усмотрению христиан. Однако развитие католической церкви с течением времени пошло по иному пути: свобода уступила место строгой регламентации. Более того, нарушение поста в предписанные дни стало причисляться к ереси, а сам пост превратился в действие, необходимое для спасения. Об этом сказано в артикуле 26 главного вероисповедного документа лютеранской церкви – «Аугсбургского Исповедания»: «В прежние времена учили… так, что разборчивость в пище и тому подобные традиции, установленные человеками, служат для того, чтобы при их посредстве снискать благодать и искупить грехи». Реформация, провозгласив оправдание через веру, а не через дела, отвергла пост как средство спасения: «… все сие прямо противоречит Евангелию – устанавливать и совершать дела такого рода с намерением снискать тем самым прощение грехов или утверждать, что будто никто не может быть христианином, не исполняя служения сего».

      Однако лютеране вовсе не отменили посты. В Аугсбургском Исповедании (артикул15) говорится так: «Такие упражнения должны быть совершаемы… для того, чтобы держать нам плоть свою в узде, чтобы по причине пресыщения и отягчения телесного не делаться самоуверенным и праздным, чтобы не следовать соблазнам диавола и похотям плоти. Сии посты и умерщвление плоти должны быть совершаемы не только по определенным временам, но беспрестанно. Ибо желает Бог, чтобы всегда мы жили воздержанно и трезво, а как свидетельствует опыт – не много тому способствуют определенные дни поста. Ведь рыбою и всяческими постными блюдами причинялось издержек и обжорства больше, нежели вне поста». «Стало быть, мы отвергаем не пост, как таковой, но то, что сотворяют из него, к смущенью совести, обязательное служение по определенным дням и в отношении определенной пищи (артикул 26)». Таким образом Лютер рассматривает всю жизнь христианина как покаяние. Следовательно, и пост становится реалией всей жизни протестанта, а не отдельных ее периодов.

      Каким же образом лютеране ведут себя в дни Великого Поста? Прежде всего не следует, отмечают члены Церковного Совета Евангелическо-лютеранского Кафедрального Собора св. Петра и Павла в Москве, полагать пост чисто физиологической категорией. Во время Великого Поста лютеране сосредотачиваются на страданиях Христовых, что означает, в первую очередь, углубленные духовные размышления над Святым Писанием и уклонение от светских развлечений. В отношении же пищи, рекомендуют пасторы, следует соблюдать умеренность и воздержанность, не отказываясь тем не менее целенаправленно от каких-либо ее видов, так как это проявление поста находится в опасном соседстве с учением о спасением по делам, что отрицается лютеранской церковью. В Аугсбургском Исповедании сказано: «Намереньем апостолов было отнюдь не установление праздников, но обучение вере и любви». Поэтому каждый протестант может поститься по своему усмотрению, ориентируясь на цитируемые все в Аугсбургском Исповедании слова святого Иринея Лионского: «Отсутствие единообразия в постах единства веры не нарушает».

      Пост же в общеупотребительном смысле – как воздержание от еды и напряженные молитвы – существует и у протестантов других конфессий, но не носит календарный характер, то есть не приходится на определенные дни недели или на церковные праздники. Протестанты держат пост в особых случаях, например, при болезнях самих верующих или их близких, в трудных жизненных ситуациях, перед принятием ответственных решений, для разрешения сомнений, укрепления в вере, перед серьезными событиями. Обычно посты не бывают очень длительными – чаще всего, не более трех дней. Однако протестантский пост – наиболее суровый среди всех христианских конфессий. Во время поста протестанты полностью воздерживаются от пищи и усиленно молятся, так как считают, что именно в это время молитва наиболее действенна. Поститься у протестантов принято как в одиночку, так и группой.

Оставить комментарий