Беседы по Четвероевангелию. Евангелие от Матфея, глава 9, 14-17. Беседа 28

Печально бывает видеть, что в целом ряде церковных журналов и газет больше внимания уделяется хронике перемещения духовных лиц по стране, нежели собственно проповеди Христа. Во-первых: никто эту «церковную хронику» не читает; во-вторых: что она может сказать сердцу верующего человека? Может быть, только фотографии кто посмотрит – и все. Зачем переводить такое количество бумаги, для которой можно было бы найти и лучшее применение, нежели воспевание очередного культа личности, того или иного служителя Церкви. Свв. апостолы проповедовали не себя и не о себе, они проповедовали Христа, действующего в них силою великою. Сказано: « Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы –  рабы ваши для Иисуса» (2 Кор. 4, 5).

Надо уважать пастыря? Надо! Но ставить его на место Бога нельзя!

Также и в вероучительных вопросах нет и не должно быть никакого преимущества одного христианина перед другим. А. С. Хомяков писал: «в вопросах веры последний из христиан имеет такой же голос, как и первый из епископов».

Ап. Павел по данному вопросу занимал еще более радикальную позицию, он утверждал, что авторитетом в вероучительных вопросах при определенных обстоятельствах не может быть и Апостол, и даже Ангел с Неба. Сказано в Послании апостола Павла к Галатам: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1, 8-10); и еще ап. Павел писал также: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2, 4-5).

Итак, в Церкви нет и не может быть безусловных и непогрешимых во всем авторитетов, среди ее членов. Авторитетным является Само Слово Иисус Христос, Он же – и Единый Глава Церкви. Позиция ап. Павла по этому вопросу была более чем выверенная, как он и писал: «людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1, 10).

Итак, раб Христов не может ни при каких обстоятельствах становиться рабом человекам. Сказано: «Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7, 22-23).

И мы читаем далее:

«И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9, 15).

На возмущение учеников Иоанновых по поводу непощения апостолов Сын Божий отвечает: «могут ли печалиться сыны чертога брачного». Как понять эти слова?

Блаж. Феофилакт так отвечает на этот вопрос: «Настоящее время, говорит, то есть, пока Я нахожусь с моими учениками, есть время радости: женихом называет Он Себя самого, как обручающий Себе новый сонм, вместо умершей древней синагоги. Сынами брачными называет апостолов. Будет, говорит, время, когда Я пострадаю и вознесусь, тогда они, подвергаясь гонениям, будут поститься, будут в алчбе и жажде».

Итак! Время старой ветхозаветной религии прошло, Бог оставляет ветхую синагогу и сочетается с новою Невестою Своею – Церковью. О том, что Церковь есть именно Невеста Христова, сказано: «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» (Отк. 19, 7).

Пребывая в радости мессианского пира, как невеста на брачной вечере, апостолы не могли поститься, точно так же, как и мы не можем поститься на первой пасхальной светлой седмице. Но, говоря о днях ожидания, которые наступили после вознесения Сына Божия на Небо, Христос учит: «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься».

Блаж. Иероним Стридонский пишет: «Жених – Христос, Невеста – Церковь. От этого священно-духовного союза произошли апостолы, которые не могут скорбеть, пока видят Жениха на брачном ложе и знают, что Жених проводит время с Невестой. А когда пройдет брачный пир и придет время страдания… тогда сыны Жениха будут поститься».

Т.е., гонения, скорби, болезни и переживания должны подвигнуть нас к необходимости поста. Св. Василий Великий писал о посте: «Углубись в историю, и ищи древность его происхождения. Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству».

Есть древнее предание о том, что первый человек, Адам, пребывал в посте покаяния более 120-ти лет. Все это время он почти ничего не вкушал, воздерживался от близости с праматерью Евой.

О себе самом ап. Павел писал: «От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11, 24-27).

Апостолы, совершая Таинства церковные, пребывали в посте. Сказано: «Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян. 13, 3); и еще: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14, 23). Т. е., апостолы постились не только за себя, но и за других служителей Церкви, надеясь, что их служение Богу будет от сего еще более успешным. Постились апостолы и во время природных бедствий (Деян. 27, 9).

И мы переходим к следующей теме: притче о старом и новом.

Сказано:

«И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф. 9, 16-17).

Как мы прочитали выше, ученики Иоанна Крестителя в своем видении духовной жизни оказались едиными с фарисеями и предъявили претензию апостолам Господа Иисуса Христа, сказав Ему (Сыну Божию): «почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся». Таким образом, своим неприятием свободы во Христе ученики Иоанновы  оказались в некой единой оппозиции, в неком общем альянсе с фарисеями, против общины Иисуса Христа, они так и сказали «мы и фарисеи». Как мы прочитали выше, блаж. Иероним называл такое их состояний фарисейским превозношением.

Сначала ученики Иоанна Крестителя усомнились в религиозной практике общины Иисуса Христа, но кончили они тем, что усомнились и в самом Иисусе Христе. Сказано: «Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих   сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11, 2-3). Сам Иоанн Креститель никогда не допускал даже тени сомнения в миссии Сына Божия. Посылая своих учеников к Нему, он всякий раз стремился в Нем Самом (в Сыне Божием) разрешить все их (его учеников) сомнения и проблемы.

Проблема многих религиозных людей заключается в излишней строгости – то, что называется законничеством. Но мало кто из числа ревностных законников, как древних, так и современных нам, догадываются, что грехопадение людей произошло именно из-за чрезмерного стремления исполнить Закон Божий.

Давайте вспомним, что первая запретительная заповедь, которая была дана людям, это заповедь: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 17). До этого была получена первая разрешительная заповедь: «…мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Быт. 1, 27-28).

Когда змей искушал нашу праматерь Еву, он сказал ей: «…подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3, 1). Здесь мы видим, что первый, кто преувеличил Божию Заповедь, был именно змей. Бог никогда так не говорил: «не ешьте ни от какого дерева в раю». Напротив, Бог сказал: «от всякого дерева в саду ты будешь есть» (Быт. 2, 16). Господь Бог запретил вкушать только от дерева познания добра и зла. Вторым преувеличившим истину существом оказалась наша праматерь Ева. Она сказала, что якобы Бог сказал: «не ешьте их и не прикасайтесь» (Быт. 3, 3). Да! Бог сказал: «не ешь», но Бог не сказал: «не прикасайтесь». Вот на этой неточности сатана и подловил нашу праматерь Еву. Она внесла в слова Бога ненужную строгость, потом дьяволу оставалась подтолкнуть Еву к дереву, так, чтобы она прикоснулась к нему, а потом сказать ей: «…нет, не умрете» (Быт. 3, 4).

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

2 комментариев к записи “Беседы по Четвероевангелию. Евангелие от Матфея, глава 9, 14-17. Беседа 28”

  1. anna zakharchuk:

    отче Олег вы бы не могли бы объяснить, почему католики не постятся, т. е. их пост это воздержание от красного мяса. Почему такая разница? с уважением Анна

    • admin:

      Как пишут католики:

      Смысл католического поста состоит в христианском совершенствовании. Ограничения в пище не являются самоцелью, а лишь путём достижения духовной свободы. В периоды постов верующие должны уделять особое внимание молитве и милосердию.

      Однако современные правила католической церкви позволяют верующим не изнурять себя слишком жесткими ограничениями, не совместимыми в нынешним ритмом жизни работающих людей. Политика церкви в этом вопросе гибка: внешнее благочестие не может и не должно заменить собой подлинного исполнения заповедей Христа. Поэтому и общие правила поста отличаются от норм, существовавших в прежние времена.

      Современные католики руководствуются в соблюдении постов «Апостольской конституцией о покаянии» (Paenitemini), обнародованной Папой Павлом VI 17 февраля 1966 г. Согласно этому документу весь Великий Пост («Четыредесятница» — сорок дней, не считая воскресений) является периодом покаяния. По воскресным дням не бывает никаких ограничений.

      Стоит отметить, что католическая церковь различает понятия «пост» и «воздержание от мяса». Воздержание от мясной пищи (этот запрет не распространяется на яйца, молочные продукты, рыбу и продукты, в которые входят животные жиры) рекомендуется во все пятницы Великого Поста, кроме больших церковных праздников. В некоторых регионах (в частности, в Польше и странах Балтии) сохраняется древняя благочестивая традиция воздерживаться от мяса по пятницам на протяжении всего года.

      В Пепельную среду, то есть в первый день Великого Поста, когда в храмах совершается древний обряд посыпания главы пеплом в знак покаяния, и в Великую, или Страстную пятницу (непосредственно перед Пасхой, когда вспоминаются спасительные страдания Иисуса Христа) соблюдается строгий пост. В это понятие в католицизме входит запрет есть мясо и правило, согласно которому постную пищу можно есть досыта только один раз в день, что, впрочем, не исключает легкого завтрака и ужина. Кроме Пепельной среды и Страстной пятницы днем строгого поста является рождественский сочельник.

      В случае, когда кто-то не может соблюдать необходимые предписания, церковь позволяет провести дни покаяния иначе. Пост в католической церкви имеет и возрастные рамки: воздержание от мясной пищи предписывается с 14 лет, строгий пост — с 21 года до 60 лет при условии, если эти ограничения не мешают ежедневным занятиям верующих и не отражаются на их здоровье. «Апостольская конституция о покаянии» разрешает также местным епископским конференциям менять сроки постов и формы их исполнения там, где это обусловлено необходимостью.

      До недавнего времени причастники должны были воздерживаться от пищи с полуночи. Папа Павел VI значительно сократил срок этого, так называемого, евхаристического поста. Теперь от причастников требуется лишь, чтобы они не принимали пищу минимум за час до момента причащения.

      При всей важности телесного воздержания, еще более важными являются милосердие и молитва, в соответствии с заповедью из книги пророка Исаии. «Таков ли тот пост, который я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя». (Исаия 58:5-8)

      Вот, что пишет Радио Ваткана

      Папа напоминает, что «истинное покаяние ни в одну эпоху не может не сочетаться с аскезой также физической: все наше существо, душа и тело, должно активно участвовать в этом религиозном акте, которым создание признает Божественную святость и величие».

      «Необходимость в умерщвлении плоти, — читаем в тексте Апостольской конституции, — очевидна и в силу хрупкости нашей природы, в которой после греха Адама дух и плоть имеют противоположные желания.

      В Новом Завете и в истории Церкви, несмотря на то, что обязанность покаяния прежде всего была мотивирована необходимостью участия в Христовых страданиях, — все же потребность в аскезе, карающей плоть и делающей ее рабой, с особой настойчивостью подтверждается примером самого Христа».

      В этой конституции также подчеркивается, что «воздержание должно соблюдаться во все пятницы года, которые не приходятся на праздники, предписанные Церковью». Однако, добавляет Павел VI, епископам предоставляется право «заменить полностью или частично это воздержание другими формами покаяния, особенно делами милосердия или благочестивыми практиками».

      В России, например, местный католический ординарий может дать освобождение вплоть до аннулирования обязанности соблюдать воздержание от мясной пищи по пятницам всем, кто питается в системе общественного питания, где не соблюдаются постные предписания, и всем, кто не имеет возможности выбрать пищу и должен есть те продукты, которые в данный момент доступны.

      Данное освобождение не относится к Страстной Пятнице и Пепельной Среде. Верные, пользующиеся освобождением, должны помолиться о Папе Римском и пожертвовать милостыню, или же творить дела христианского милосердия.

      Что касается Италии, 4 октября 1994 года Итальянская епископская конференция обнародовала следующие распоряжения:

      Предписание о воздержании запрещает употребление мяса, а также пищи и напитков, которые, по мудрому рассуждению, могут считаться особенно дорогостоящими и изысканными.

      Количественный пост и воздержание должны соблюдаться в Пепельную Среду (а в амвросианском обряде — в первую пятницу Великого Поста), а также в Пятницу Страстей и Смерти Господа Нашего Иисуса Христа. Рекомендуется соблюдать пост и в Страстную Субботу, вплоть до Пасхальной всенощной.

      Воздержание от мясной пищи относится ко всем пятницам года, за исключением дней, совпадающих с церковными торжествами (как, например, 19 и 25 марта). Во все остальные пятницы года следует соблюдать воздержание в названном смысле или же совершать другие дела покаяния, молитвы, милосердия.

      Предписаниям количественного поста обязаны следовать все совершеннолетние моложе 60 лет. А предписанию воздержания от мясной пищи должны следовать те, кому исполнилось 14 лет».

      Итак, подведем итог: пятница по-прежнему остается днем покаяния. Однако есть возможность заменить воздержание от мяса другим актом покаяния. Кроме того, несоблюдение воздержания в пятницы года (за исключением Страстной Пятницы и Пепельной Среды) не считается тяжким грехом.

      Таким образом, нельзя утверждать, что воздержание от мясной пищи по пятницам было «отменено».

      Обычай поста и воздержания является одним из древнейших в Церкви. Первоначально соблюдалось также воздерждание от масла и вина. Воздержание от мяса было распространено и в языческих религиях, хотя и по другим причинам.

      В христианстве же с самого начала пост был насыщен христологическим содержанием. Как говорит святой апостол Павел, «восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь».

      Радио Ватикана

      Протестантский пост

      Сложность с определением правил протестантского поста заключается в том, что церквей протестантского вероисповедания достаточно много, и зачастую их обычаи различаются. Рассмотрим установления лютеранской церкви как последовательницы великого основоположника и вождя Реформации, основателя немецкого протестантизма, переводчика Библии на немецкий язык Мартина Лютера.

      Лютеранская конфессия признает два поста: Адвент (европейский аналог Рождественского поста) и Великий Пост, который длится с Пепельной среды и до Пасхи. Однако лютеранские посты не подразумевают запрета на употребление определенных видов пищи, включая мясо. Верующим рекомендуется умеренная еда и особо благочестивая жизнь в это время.

      Основополагающие принципы учения Лютера: sola fide, sola gratia и sola scriptura (спасение только верой, благодатью и Библией). Именно обращаясь к текстам Ветхого и Нового Заветов, лютеране делают вывод, что апостолы никак не регламентируют практику постов, предоставляя таковые свободному усмотрению христиан. Однако развитие католической церкви с течением времени пошло по иному пути: свобода уступила место строгой регламентации. Более того, нарушение поста в предписанные дни стало причисляться к ереси, а сам пост превратился в действие, необходимое для спасения. Об этом сказано в артикуле 26 главного вероисповедного документа лютеранской церкви – «Аугсбургского Исповедания»: «В прежние времена учили… так, что разборчивость в пище и тому подобные традиции, установленные человеками, служат для того, чтобы при их посредстве снискать благодать и искупить грехи». Реформация, провозгласив оправдание через веру, а не через дела, отвергла пост как средство спасения: «… все сие прямо противоречит Евангелию – устанавливать и совершать дела такого рода с намерением снискать тем самым прощение грехов или утверждать, что будто никто не может быть христианином, не исполняя служения сего».

      Однако лютеране вовсе не отменили посты. В Аугсбургском Исповедании (артикул15) говорится так: «Такие упражнения должны быть совершаемы… для того, чтобы держать нам плоть свою в узде, чтобы по причине пресыщения и отягчения телесного не делаться самоуверенным и праздным, чтобы не следовать соблазнам диавола и похотям плоти. Сии посты и умерщвление плоти должны быть совершаемы не только по определенным временам, но беспрестанно. Ибо желает Бог, чтобы всегда мы жили воздержанно и трезво, а как свидетельствует опыт – не много тому способствуют определенные дни поста. Ведь рыбою и всяческими постными блюдами причинялось издержек и обжорства больше, нежели вне поста». «Стало быть, мы отвергаем не пост, как таковой, но то, что сотворяют из него, к смущенью совести, обязательное служение по определенным дням и в отношении определенной пищи (артикул 26)». Таким образом Лютер рассматривает всю жизнь христианина как покаяние. Следовательно, и пост становится реалией всей жизни протестанта, а не отдельных ее периодов.

      Каким же образом лютеране ведут себя в дни Великого Поста? Прежде всего не следует, отмечают члены Церковного Совета Евангелическо-лютеранского Кафедрального Собора св. Петра и Павла в Москве, полагать пост чисто физиологической категорией. Во время Великого Поста лютеране сосредотачиваются на страданиях Христовых, что означает, в первую очередь, углубленные духовные размышления над Святым Писанием и уклонение от светских развлечений. В отношении же пищи, рекомендуют пасторы, следует соблюдать умеренность и воздержанность, не отказываясь тем не менее целенаправленно от каких-либо ее видов, так как это проявление поста находится в опасном соседстве с учением о спасением по делам, что отрицается лютеранской церковью. В Аугсбургском Исповедании сказано: «Намереньем апостолов было отнюдь не установление праздников, но обучение вере и любви». Поэтому каждый протестант может поститься по своему усмотрению, ориентируясь на цитируемые все в Аугсбургском Исповедании слова святого Иринея Лионского: «Отсутствие единообразия в постах единства веры не нарушает».

      Пост же в общеупотребительном смысле – как воздержание от еды и напряженные молитвы – существует и у протестантов других конфессий, но не носит календарный характер, то есть не приходится на определенные дни недели или на церковные праздники. Протестанты держат пост в особых случаях, например, при болезнях самих верующих или их близких, в трудных жизненных ситуациях, перед принятием ответственных решений, для разрешения сомнений, укрепления в вере, перед серьезными событиями. Обычно посты не бывают очень длительными – чаще всего, не более трех дней. Однако протестантский пост – наиболее суровый среди всех христианских конфессий. Во время поста протестанты полностью воздерживаются от пищи и усиленно молятся, так как считают, что именно в это время молитва наиболее действенна. Поститься у протестантов принято как в одиночку, так и группой.

Оставить комментарий