Беседы по Четвероевангелию. Евангелие от Матфея, глава 9, 14-17. Беседа 28

Излишня и фанатичная строгость в деле исполнения Божией Заповеди погубила наших прародителей. Эта же строгость оказалось губительной для иудеев и иудействующих христиан (законников), о которых сказано: «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»… по заповедям и учению человеческому?» (Кол. 2, 20-22). Распознать таких людей в христианской среде несложно, именно о таковых и сказано: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал. 5, 4). Таковые все почитают нечистым и от всего опасаются оскверниться. Сказано: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1, 15). Законники в нашей среде – это те, которые ко всем придираются, всех подозревают, во всех сомневаются и никому не верят. Их «бог», как они о нем думают, – это жестокий и придирчивый деспот, который всех подсиживает и только  и ждет, когда мы ошибемся, чтобы тотчас расправиться с нами. Эти люди не познали истинного Бога, на личность Создателя они проецируют свою собственную агрессию и злость и в своих фантазиях делают Бога хуже самих себя. Им кажется, что Бог хочет всех заключить в вечный крематорий! Посему они и кощунники, ибо приписывают Богу свои личные качества и свойства, творят образ Создателя по образу и подобию своему. Где они нашли такого «бога», который не любит своего собственного творения и стремится всех и вся заключить в преисподнюю ада. Библия не знает такого Бога! Бог Библии есть Любовь, Милосердие, Человеколюбие и Сострадание. Сказано: «Будет молиться Богу, и Он – милостив к нему; с радостью взирает на лице его и возвращает человеку праведность его» (Иов 33, 26). Свт. Иоанн Златоуст писал: «Милость Божия – это пришествие Христа во плоти. Он оказал нам милость. Сам явился ходатаем за нас перед Отцом». Милость Божия не нуждается ни в каких наших заслугах, как ложно понимали ее книжники и фарисеи. Сказано: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3, 5). Об этом же пишет и прп. Симеон Новый Богослов: «все скончавшиеся в святости и добродетели даром спасены, а не за добрые дела и добродетели свои, и не они только, но и те, которые скончаются после сего, все даром спасены будут». Как мы видим, в христианской сотериологии (учение о спасении) нет места товарно-рыночным отношениям между Богом и человеком.  Учение христианское о незаслуженной милости (благодати) принципиально отличается от всего того, чему учили и учат иудеи, мусульмане и др., надеющиеся на свои собственные добродетели и заслуги. Церковь учит, что промыслительное милосердие Божие касается каждого человека, и никто без него не может обойтись. Подобное учение пьянит сознание человека, как «новое вино», которое нельзя влить ни в какие ветхие мехи человеческого представления о справедливости, законе и благости Бога. Такое вино прорвет любой законнический бурдюк. Но именно оно, христианское учение о спасении по вере, действующей любовью, только оно способно вырвать душу человека из тисков отчаяния и страха, духовного оцепенения и ужаса.

Св. Андрей Кесарийский учил, что божественный огонь излучает любовь, просвещение и радость. Сказано у св. Андрея в его толковании на Книгу Откровения: «Этот огонь нисколько не повреждает чистых и неосквернившихся, потому что, по изречению Псалмопевца (см.: Пс. 28, 7), он обладает двумя свойствами: одним – попаляющим грешников, и другим, как понимает это Василий Великий, – просвещающим праведных. Правдоподобно будет то, если понимать под огнем Божественное ведение и Благодать Животворящего Духа, ибо в огне Бог явился Моисею и Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков». Сказано: «Глас Господа высекает пламень огня»  (Пс. 28, 7). Т. е., Слово Божие – одно, но для одних оно есть спасительная благодать, а для других – пламя, попаляющее совесть. В аду будут муки именно от бичевания любви, как учит св. Исаак Сирин. Т. е., сама благость Божия и Его любовь будут причинять страдания тем, которые не приняли призыва божественной любви во дни своей земной жизни. Их муки будут муками невостребованной любви, таковые страдания более чем велики. Но никакого вечного крематория не будет; будет вечное страдание обнаженной в глазах Божьего правосудия души: плачь о рае и тоска по божественной благости и благодати. Вот какой «червь» и будет вечно пожирать души нераскаянных грешников, собственная их совесть, всецело обнаженная пред Богом, окажется источником мук. Прп. Феодор Студит писал: «(Грешники) душею же будут терзаться и раздираться сердцем, безмерно и бесконечно, взирая на славу святых, вожделеваясь (т.е. испытывая страшную ревность и зависть по отношению к пребывающим в раю – О.С.)».

Да! Бог именно с любовью взирает на каждого из нас и стремится вернуть нам праведность и целомудрие наше, как мы и прочитали: «и возвращает человеку праведность его» (Иов 33, 26). Он любящий Отец Небесный, ибо таковым Сын Божий и явил нам Отца Своего. Сказано: «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.  Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (Ин. 14, 8-9). В этом смысле Иисус Христос есть Лицо Милосердия Божия. Он раскрыл человекам истинный характер Бога, Его истинные намерения относительно каждого из нас.

Но старая ветхозаветная религия синагоги не хотела принять Бога как Любовь, Милосердие и Благо; религия иудеев держалась на страхе перед Богом – «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся».  И апогеем этой религии страха оказался Талмуд, созданный иудеями для закабаления верующих в тисках безысходности греха, сомнения в добрых намерениях Бога, а также апологии человеконенавистничества. Достаточно прочитать талмудический трактат «Сангедрин», чтобы увидеть подлинное лицо племенной религии  иудеев. В этом трактате обсуждается, как лучше придушить грешника, чтобы, задыхаясь, он испытал бы и муки костра, который для этого случая раскладывался под его ногами. В известном хасидском трактате «Ликутей Амарим (Тания)» сказано: «души неевреев происходят от остальных, совершенно нечистых «кли-пот», в которых нет добра совершенно… И все добро, что творят язычники, творят они лишь ради себя… Милосердие народов – грех»: Все справедливые и милосердные дея­ния народов мира совершаются лишь из тще­славия».

Талмуд с его идеей избранной расы и оказался теми граблями, на которые несчастные евреи и наступили во дни нацистского холокоста. Идеи Гитлера опирались на Талмуд (с его концепцией расы  господ и владык), на дарвинизм и евгенику (науку об усовершенствовании человеческой породы). Талмуд обвинял Бога в жестокости и коварстве, бессердечии и мстительности. Вот почему религия Нового Завета оказалась совершенно неприемлема для узкоплеменного сознания книжников и фарисеев. Вот почему Сын Божий и сказал: «И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое». Для новой религии были нужны новые одежды и новые мехи.

Блаж. Иероним Стридонский пишет: «А представил Он два примера: с одной стороны, ветхие и новые мехи, а с другой стороны – одежду. Кусок новой ткани и новое вино должны быть понимаемы в смысле заповедей Евангелия, которых не могут выносить иудеи, чтобы разрыв не сделался еще большим. Этого именно и хотели галаты, т. е. хотели смешивать с Евангелием заповеди закона и вливать новое вино в мехи ветхие; но Апостол говорит им: «О, несмысленные [или: неразумные} Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине». Итак, слово Евангелия гораздо более должно быть влито в апостолов, чем в книжников и фарисеев, которые не могли сохранить чистоты заповедей Христовых». Сын Божий искал «новые мехи» для того, чтобы влить в них «вина молодого», но едва ли закостенелые законники могли откликнуться на Его призыв, оказаться новыми мехами, способными удержать в себе новое вино.

Еще ветхозаветные пророки предсказывали, что произойдет смена Заветов и перемена закона. Сказано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31, 31-34).

Богу были нужны новые «мехи», для «вина» нового, и смотрите, что происходит, когда Сыну Божию сказали, что греки (еллины) хотят общаться с Ним. Сказано: «Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин. 12, 20-23). Да! Иудеи потеряли божественное избранничество не потому, что Бог оказался неверен, но потому, что они сами оказались неверными Ему, – оказались отступниками… Прп. Ефрем Сирин писал: «Если введешь его (врага) в телесный храм свой, не виновен в том Пречистый и Святой Бог. Не Он оставил тебя, но ты отогнал Его; ты ввел скверного, утратил Святого, возненавидел Царя, возлюбил мучителя, удалился от источника жизни, прилепился к грязи, лишив себя Света, пребываешь в общении со тьмою».

Отпав от Христа, иудеи отпали от веры Авраама, Исаака и Иакова, ибо сии мужи Божии ожидали грядущего Мессию (Христа – Спасителя). Патриарху Аврааму было сказано: «и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22, 18). Ап. Павел поясняет данное благословение, данное отцу нашему Аврааму: «Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» (Гал. 3, 16). Патриарх Исаак сподобился даже прообразовать собою жертвоприношение Сына Божия, когда отец его возложил его на жертвенник. Патриарх Иаков предсказал время пришествия Мессии. Сказано было им пророчески на смертном одре: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49, 10). – Эти слова исполнились буквально!

Сын Божий, обличая современных ему фарисеев, сказал им: «… если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал… если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8, 39-44). Именно такая позиция Христа по отношению к ветхой (обветшалой) синагоге позволила ап. Павлу сказать: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2,  28-29). Новый Израиль Божий – есть Церковь Христова, она же наследница всех древних обетований и благословений. Сказано: «Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения» (Рим. 9, 30-32). Камень преткновения – это Закон Божий, который никто не смог исполнить; Камень преткновения – это и Иисус Христос, Который единственный исполнил ВЕСЬ закон от начала и до конца. Сын Божий исполнил и нравственный, и жертвенный, и уголовный законы. Его праведность и спасает нас; Он есть божественный призыв с Неба, обращенный ко всему человечеству; Он же есть и единственный возможный наш ответ Богу. Сказано: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом» (1 Кор. 1, 30-31).

Итак, мы не должны хвалиться ни своими духовными достижениями, ни своими духовными подвигами и добродетелями, ни благотворительностью, ни постами и молитвами, ибо сказано: «хвалящийся хвались Господом» (1 Кор. 1, 31). И как мы прочитали сегодня у прп. Симеона Нового Богослова: «все скончавшиеся в святости и добродетели даром спасены…». Даром и означает – по благодати, как и сказано у ап. Павла: «не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефес. 2, 9).

И как я часто говорю, аскетизм для христианина есть движение спасаемой души навстречу Богу с желанием отблагодарить Его за содеянное. Но при этом мы все должны осознавать, что нам и вечности не хватит, чтобы прославить (отблагодарить) Бога за то, что Он совершил для каждого из нас.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

2 комментариев к записи “Беседы по Четвероевангелию. Евангелие от Матфея, глава 9, 14-17. Беседа 28”

  1. anna zakharchuk:

    отче Олег вы бы не могли бы объяснить, почему католики не постятся, т. е. их пост это воздержание от красного мяса. Почему такая разница? с уважением Анна

    • admin:

      Как пишут католики:

      Смысл католического поста состоит в христианском совершенствовании. Ограничения в пище не являются самоцелью, а лишь путём достижения духовной свободы. В периоды постов верующие должны уделять особое внимание молитве и милосердию.

      Однако современные правила католической церкви позволяют верующим не изнурять себя слишком жесткими ограничениями, не совместимыми в нынешним ритмом жизни работающих людей. Политика церкви в этом вопросе гибка: внешнее благочестие не может и не должно заменить собой подлинного исполнения заповедей Христа. Поэтому и общие правила поста отличаются от норм, существовавших в прежние времена.

      Современные католики руководствуются в соблюдении постов «Апостольской конституцией о покаянии» (Paenitemini), обнародованной Папой Павлом VI 17 февраля 1966 г. Согласно этому документу весь Великий Пост («Четыредесятница» — сорок дней, не считая воскресений) является периодом покаяния. По воскресным дням не бывает никаких ограничений.

      Стоит отметить, что католическая церковь различает понятия «пост» и «воздержание от мяса». Воздержание от мясной пищи (этот запрет не распространяется на яйца, молочные продукты, рыбу и продукты, в которые входят животные жиры) рекомендуется во все пятницы Великого Поста, кроме больших церковных праздников. В некоторых регионах (в частности, в Польше и странах Балтии) сохраняется древняя благочестивая традиция воздерживаться от мяса по пятницам на протяжении всего года.

      В Пепельную среду, то есть в первый день Великого Поста, когда в храмах совершается древний обряд посыпания главы пеплом в знак покаяния, и в Великую, или Страстную пятницу (непосредственно перед Пасхой, когда вспоминаются спасительные страдания Иисуса Христа) соблюдается строгий пост. В это понятие в католицизме входит запрет есть мясо и правило, согласно которому постную пищу можно есть досыта только один раз в день, что, впрочем, не исключает легкого завтрака и ужина. Кроме Пепельной среды и Страстной пятницы днем строгого поста является рождественский сочельник.

      В случае, когда кто-то не может соблюдать необходимые предписания, церковь позволяет провести дни покаяния иначе. Пост в католической церкви имеет и возрастные рамки: воздержание от мясной пищи предписывается с 14 лет, строгий пост — с 21 года до 60 лет при условии, если эти ограничения не мешают ежедневным занятиям верующих и не отражаются на их здоровье. «Апостольская конституция о покаянии» разрешает также местным епископским конференциям менять сроки постов и формы их исполнения там, где это обусловлено необходимостью.

      До недавнего времени причастники должны были воздерживаться от пищи с полуночи. Папа Павел VI значительно сократил срок этого, так называемого, евхаристического поста. Теперь от причастников требуется лишь, чтобы они не принимали пищу минимум за час до момента причащения.

      При всей важности телесного воздержания, еще более важными являются милосердие и молитва, в соответствии с заповедью из книги пророка Исаии. «Таков ли тот пост, который я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя». (Исаия 58:5-8)

      Вот, что пишет Радио Ваткана

      Папа напоминает, что «истинное покаяние ни в одну эпоху не может не сочетаться с аскезой также физической: все наше существо, душа и тело, должно активно участвовать в этом религиозном акте, которым создание признает Божественную святость и величие».

      «Необходимость в умерщвлении плоти, — читаем в тексте Апостольской конституции, — очевидна и в силу хрупкости нашей природы, в которой после греха Адама дух и плоть имеют противоположные желания.

      В Новом Завете и в истории Церкви, несмотря на то, что обязанность покаяния прежде всего была мотивирована необходимостью участия в Христовых страданиях, — все же потребность в аскезе, карающей плоть и делающей ее рабой, с особой настойчивостью подтверждается примером самого Христа».

      В этой конституции также подчеркивается, что «воздержание должно соблюдаться во все пятницы года, которые не приходятся на праздники, предписанные Церковью». Однако, добавляет Павел VI, епископам предоставляется право «заменить полностью или частично это воздержание другими формами покаяния, особенно делами милосердия или благочестивыми практиками».

      В России, например, местный католический ординарий может дать освобождение вплоть до аннулирования обязанности соблюдать воздержание от мясной пищи по пятницам всем, кто питается в системе общественного питания, где не соблюдаются постные предписания, и всем, кто не имеет возможности выбрать пищу и должен есть те продукты, которые в данный момент доступны.

      Данное освобождение не относится к Страстной Пятнице и Пепельной Среде. Верные, пользующиеся освобождением, должны помолиться о Папе Римском и пожертвовать милостыню, или же творить дела христианского милосердия.

      Что касается Италии, 4 октября 1994 года Итальянская епископская конференция обнародовала следующие распоряжения:

      Предписание о воздержании запрещает употребление мяса, а также пищи и напитков, которые, по мудрому рассуждению, могут считаться особенно дорогостоящими и изысканными.

      Количественный пост и воздержание должны соблюдаться в Пепельную Среду (а в амвросианском обряде — в первую пятницу Великого Поста), а также в Пятницу Страстей и Смерти Господа Нашего Иисуса Христа. Рекомендуется соблюдать пост и в Страстную Субботу, вплоть до Пасхальной всенощной.

      Воздержание от мясной пищи относится ко всем пятницам года, за исключением дней, совпадающих с церковными торжествами (как, например, 19 и 25 марта). Во все остальные пятницы года следует соблюдать воздержание в названном смысле или же совершать другие дела покаяния, молитвы, милосердия.

      Предписаниям количественного поста обязаны следовать все совершеннолетние моложе 60 лет. А предписанию воздержания от мясной пищи должны следовать те, кому исполнилось 14 лет».

      Итак, подведем итог: пятница по-прежнему остается днем покаяния. Однако есть возможность заменить воздержание от мяса другим актом покаяния. Кроме того, несоблюдение воздержания в пятницы года (за исключением Страстной Пятницы и Пепельной Среды) не считается тяжким грехом.

      Таким образом, нельзя утверждать, что воздержание от мясной пищи по пятницам было «отменено».

      Обычай поста и воздержания является одним из древнейших в Церкви. Первоначально соблюдалось также воздерждание от масла и вина. Воздержание от мяса было распространено и в языческих религиях, хотя и по другим причинам.

      В христианстве же с самого начала пост был насыщен христологическим содержанием. Как говорит святой апостол Павел, «восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь».

      Радио Ватикана

      Протестантский пост

      Сложность с определением правил протестантского поста заключается в том, что церквей протестантского вероисповедания достаточно много, и зачастую их обычаи различаются. Рассмотрим установления лютеранской церкви как последовательницы великого основоположника и вождя Реформации, основателя немецкого протестантизма, переводчика Библии на немецкий язык Мартина Лютера.

      Лютеранская конфессия признает два поста: Адвент (европейский аналог Рождественского поста) и Великий Пост, который длится с Пепельной среды и до Пасхи. Однако лютеранские посты не подразумевают запрета на употребление определенных видов пищи, включая мясо. Верующим рекомендуется умеренная еда и особо благочестивая жизнь в это время.

      Основополагающие принципы учения Лютера: sola fide, sola gratia и sola scriptura (спасение только верой, благодатью и Библией). Именно обращаясь к текстам Ветхого и Нового Заветов, лютеране делают вывод, что апостолы никак не регламентируют практику постов, предоставляя таковые свободному усмотрению христиан. Однако развитие католической церкви с течением времени пошло по иному пути: свобода уступила место строгой регламентации. Более того, нарушение поста в предписанные дни стало причисляться к ереси, а сам пост превратился в действие, необходимое для спасения. Об этом сказано в артикуле 26 главного вероисповедного документа лютеранской церкви – «Аугсбургского Исповедания»: «В прежние времена учили… так, что разборчивость в пище и тому подобные традиции, установленные человеками, служат для того, чтобы при их посредстве снискать благодать и искупить грехи». Реформация, провозгласив оправдание через веру, а не через дела, отвергла пост как средство спасения: «… все сие прямо противоречит Евангелию – устанавливать и совершать дела такого рода с намерением снискать тем самым прощение грехов или утверждать, что будто никто не может быть христианином, не исполняя служения сего».

      Однако лютеране вовсе не отменили посты. В Аугсбургском Исповедании (артикул15) говорится так: «Такие упражнения должны быть совершаемы… для того, чтобы держать нам плоть свою в узде, чтобы по причине пресыщения и отягчения телесного не делаться самоуверенным и праздным, чтобы не следовать соблазнам диавола и похотям плоти. Сии посты и умерщвление плоти должны быть совершаемы не только по определенным временам, но беспрестанно. Ибо желает Бог, чтобы всегда мы жили воздержанно и трезво, а как свидетельствует опыт – не много тому способствуют определенные дни поста. Ведь рыбою и всяческими постными блюдами причинялось издержек и обжорства больше, нежели вне поста». «Стало быть, мы отвергаем не пост, как таковой, но то, что сотворяют из него, к смущенью совести, обязательное служение по определенным дням и в отношении определенной пищи (артикул 26)». Таким образом Лютер рассматривает всю жизнь христианина как покаяние. Следовательно, и пост становится реалией всей жизни протестанта, а не отдельных ее периодов.

      Каким же образом лютеране ведут себя в дни Великого Поста? Прежде всего не следует, отмечают члены Церковного Совета Евангелическо-лютеранского Кафедрального Собора св. Петра и Павла в Москве, полагать пост чисто физиологической категорией. Во время Великого Поста лютеране сосредотачиваются на страданиях Христовых, что означает, в первую очередь, углубленные духовные размышления над Святым Писанием и уклонение от светских развлечений. В отношении же пищи, рекомендуют пасторы, следует соблюдать умеренность и воздержанность, не отказываясь тем не менее целенаправленно от каких-либо ее видов, так как это проявление поста находится в опасном соседстве с учением о спасением по делам, что отрицается лютеранской церковью. В Аугсбургском Исповедании сказано: «Намереньем апостолов было отнюдь не установление праздников, но обучение вере и любви». Поэтому каждый протестант может поститься по своему усмотрению, ориентируясь на цитируемые все в Аугсбургском Исповедании слова святого Иринея Лионского: «Отсутствие единообразия в постах единства веры не нарушает».

      Пост же в общеупотребительном смысле – как воздержание от еды и напряженные молитвы – существует и у протестантов других конфессий, но не носит календарный характер, то есть не приходится на определенные дни недели или на церковные праздники. Протестанты держат пост в особых случаях, например, при болезнях самих верующих или их близких, в трудных жизненных ситуациях, перед принятием ответственных решений, для разрешения сомнений, укрепления в вере, перед серьезными событиями. Обычно посты не бывают очень длительными – чаще всего, не более трех дней. Однако протестантский пост – наиболее суровый среди всех христианских конфессий. Во время поста протестанты полностью воздерживаются от пищи и усиленно молятся, так как считают, что именно в это время молитва наиболее действенна. Поститься у протестантов принято как в одиночку, так и группой.

Оставить комментарий