Беседы по Четвероевангелию. Евангелие от Матфея, 4 глава, 12-22. Беседа 3-я

Продолжение, Начало читать  Здесь

Протоиерей Олег Стеняев

«Начало проповеди Христа»

 Сегодня мы продолжаем наши с вами беседы по Книгам Нового Завета. Так же, как уже было заявлено заранее в прошедшей передаче, мы рассмотрим сегодня библейский закон о земле, дабы решительно противостоять той распродаже пахотных и луговых земель, которая началась по всей территории нашей Страны.

Итак, мы читаем 4-ю главу Евангелия от Матфея. 4-я глава с 12-го стиха и ниже:

«Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых» (Мф. 4, 12-13).

Не буди лихо, пока оно тихо

Святые Отцы уход Господа в Галилею воспринимают согласно – как научение нас  удаляться от опасностей, т. е. не вызывать и не провоцировать их на себя. Так, например, Евфимий Зигабен писал на 12-й стих: «Удалился, научая нас избегать искушений. Вина не в том, чтобы не подвергать себя опасности, но – не стоять мужественно, когда подвергнешься ей». То есть, убегай гонения, но если схвачен, то будь до конца  мужественным. Блаж. Феофилакт говорит нечто подобное: «Иисус удаляется, научая нас через это, чтоб мы не ввергали себя в опасности».

Иными словами, безрассудно поступают те, которые сами вызывают гонения на себя или со стороны безбожников, или еретиков, или просто грешников (злодеев). Пришло гонение –  мужественно преодолевай его до конца, нет гонения –  не ищи и не провоцируй его. Вот пример из другой главы Евангелия: «Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда» (Мф. 12, 14). И таких примеров много. Так что те христиане, которые провоцируют против себя суды, скандалы и явные угрозы, поступают неразумно и не по Евангелию.  Такое их поведение можно назвать самочинным неразумием.

Я знаю одного человека, который постоянно судится с нечестивыми, злит и раздражает их. В результате он сам превратился в нервнобольного человека, постоянно раздражен, нападает даже на своих братьев по вере. Можно такому человеку только посочувствовать. Подобное могло случиться в его жизни от невнимательного отношения к евангельским наставлениям.

 Да будет свет!

 Но было и пророческое исполнение в том, что Христос удалился в Галилею. Зигабен пишет: «Удалился в Галилею, чтобы, с одной стороны, исполнилось пророчество о ней, как об этом будет сказано, и чтобы, с другой – там уловить рыбарей, т. е. апостолов, которые там обитали».

Блаж. Феофилакт дает следующие духовное истолкование тем наименованиям, которые встречаются в рассматриваемых стихах: ««Галилея» означает – покатая и наклонная страна, потому что язычники уклонились в грех»; ««Капернаум» – дом утешения, ибо Он сошел, чтобы язычников соделать Домом (Храмом) Утешителя» (т. е. Домом Духа Святаго); ««Завулон» – означает ночь, так как язычники во тьме неверия пребывали, «Неффалим» – означает широта; так как грешники ходили по широкому и пространному пути».

Итак, как мы снова убеждаемся, в Священном Писании нет ни одного лишнего слова. И мы читаем далее:

«да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4,  4-16).

Этот пророческий текст (из Исаии) очень поэтичен. Он насыщен поэтическими оборотами речи и рифмуется в греческом оригинале. Здесь очень лаконично (кратко и точно) передается характеристика состояния рода человеческого без Христа. Только те люди, которые приняли верою Сына Божия в свое сердце, смогли изменить свое плачевное положение. Весь остальной род человеческий по-прежнему сидят во тьме «и… в стране и тени смертной». Свет Христовой Веры касается только тех, которые осознали свое плачевное состояние, возненавидели грех и возлюбили праведность. И в этом смысле, все мы сидели во тьме греховной, пока луч Христова благовествования не нашел нас во тьме греха и не коснулся нашей совести.

Как печально бывает нам вспоминать те дни, месяцы и годы нашей жизни, которые мы провели «в стране и тени смертной», когда дьявол издевался над нами, как хотел, и всецело стремился унизить наше человеческое достоинство. Но теперь, просвещенные светом Святого Евангелия и омытые Кровью Христовою, не испытаем ни отчаяния, ни стыда о прежде содеянном (дабы не впасть в уныние и духовное бесчувствие). Не бойтесь ни чьих обвинений в свой адрес (все эти обвинения и наветы, даже при всей своей справедливости, – суть дьявольские смущения). В Писании сказано: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8, 33-34). Если Бог оправдывает покаявшихся в своих грехах, то любой обвинитель раскаявшегося грешника –  есть слуга дьявола, восстающий на божественное Милосердие.

Однажды мне один православный прихожанин с сарказмом рассказывал, что он видел, как знакомый ему священник настолько упился водки, что разделся в присутствии гостей догола и полез пьяным мыться в ванну. Эта история настолько позабавила рассказчика, что он рассказал ее не только мне, но и некоторым другим людям. Несчастный, он плохо читал Библию, рассказывая подобное о священнике, он оказался ни кем иным как «Хамом», сыном Ноя. История о Ное и Хаме такова: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим» (Быт. 9, 20-22). Наказание всему роду Хамову оказалось ужасным, наказание проклятием на все дни существования всей расы хамитов. Я с ужасом слушал, как этот человек, говоря плохо о священнике, медленно, но верно навлекал проклятие Божие на себя самого, и мне было за него страшно. А что до священника, насколько мне известно, батюшка бросил пить и стал придерживаться норм трезвой жизни. Преп. Макарий Оптинский учил: «…Чистою мыслию нашей мы можем всех видеть святыми и добрыми. Когда же видим их дурных, то это происходит от нашего (дурного) устроения».

Нет среди нас ни лучших, ни худших, все мы были заключены под грехом и только во Христе становимся тем, чем должны быть в Боге и с Богом. Посему слова – «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» –  относится к каждому человеку, который, оставив скверну греха, начал искать путь к Богу. Относятся эти слова и ко мне лично, и к каждому из нас…

 О покаянии

(покаяние Иоанново и покаяние Христово)

И мы читаем далее:

«С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17).

Как мы говорили ранее, проповедь покаяния начал еще Иоанн Креститель, Сын Божий продолжает ее. Это означает, что в покаянии (в примирении с Богом) нуждается каждый человек; независимо от того, в каком времени – ветхозаветном или новозаветном –  он живет. Само божественное Откровение обращено именно к кающемуся грешнику, и тот, кто себя таковым не считает, да не открывает Святого Евангелия. Точно так же, как к Святому Причастию мы приступаем со страхом Божиим и верою, точно так же и общение со Словом Божиим невозможно без духа покаяния (в страхе Божием) и веры (глубоким упованием на Божие Милосердие).

Евфимий Зигабен считает, что в покаянии Иоанновом люди только могли отрекаться от своего греха, а в том покаянии, к которому призывает Христос, оказывалось возможным перенестись «из ветхой (жизни) в новую». Говоря «приблизилось Царство Небесное», Сын Божий говорит о начале Своего Царствия, имя которому – Церковь (она же и есть Тело Его). Принадлежность к сему Телу преображает и даже преосуществляет человека. Здесь начало нового мира, Нового Неба и Новой Земли, и нового человечества. Сын Божий Сам говорил о Себе: «…се, творю все новое…» (Отк. 21, 5). Блаж. Иероним обращает внимание на то, что проповедь покаяния Христос начинает, когда проповедник покаяния Иоанн Креститель пленен Иродом. Этим самым Сын Божий как бы говорит: закон пленил вас, ибо все вы виновники перед законом,  а Евангелие дает вам свободу от греха, ибо в Боге каждый из вас имеет надежду на прощение. Иероним пишет о Христе: «Он Сам непосредственно начинает проповедовать, т. е. по прекращении действия закона (т. е. когда закон в лице Иоанна Крестителя, заключенного в темницу, замолчал) собственно (т. е. после этого) и начинается Евангелие».

Закон – это надежда на спасение от дел праведности, а Евангелие – надежда на спасение от благодати. От благодати –  означает даром и независимо от дел закона. Акценты полностью смещаются. Покаяние, по Иоанну Крестителю,  – есть  плачь о грехах и несбыточное стремление исполнить весь закон. Покаяние Христово – суть  Рождение свыше. И сама этимология слова «покаяние» является тому ярким подтверждением. Слово покаяние (по-гречески мэтоноэ) буквально означает «меняю ум», «меняю образ мыслей», «схожу с ума» (но это уже в грубой форме). Иногда это слово переводят как «исправьте вашу жизнь», но его правильнее перевести «исправьте ваше сердце». Подлинное покаяние столь радикальное, ни на что не похожее событие в жизни человека, что со стороны его можно, действительно, сравнить с безумием. Апостолы прямо говорили о себе: «Мы безумны Христа ради…» (1 Кор. 4, 10). Сама проповедь Евангелия воспринималась душевными (мирскими) людьми как нечто, лишенное всякого смысла и явно безумное. Сказано: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно»  (1 Кор. 2, 14). Даже само христианское литургическое собрание представлялось внешним людям как нечто из ряда вон выходящее. Сказано: «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?» (1 Кор. 14, 23).

Итак, не удивляйтесь, братия и сестры, если кто-то, видя вашу религиозность и сравнивая ее с вашей прежней жизнью во грехе, скажет: «У него не все в порядке с головою». Один мужчина, который уверовал в тюрьме, рассказывал мне, как его вызвал к себе начальник зоны и стал отговаривать от веры в Бога. Этот начальник говорил: «Саша, зачем тебе этот Бог? Ты что, с ума сошел? Живи, как все, кури, ругайся, дерись, если надо, только выброси этого Бога из своей головы. Опомнись, Санек, ты же не сумасшедший». Александр ответил своему лагерному начальнику: «Да, я сошел с вашего ума. И отныне все, что делаете вы, –  для меня безумие, а все, что делаю я, будет считаться для вас безумием».

Существует странное суеверие –  иногда читающему Библию могут сказать: «Кто прочитает Библию целиком, тот сойдет с ума». Кто придумал такую дикость? А ведь есть люди, которые в это верят. Кстати, очень мало людей, которые внимательно, вдумчиво прочитали весь текст Священного Писания. Но если кто это сделал, сознание такого человека без сомнения изменилось, и изменилось в лучшую сторону. Так что не обращайте внимание на людей, которые неправильно реагируют на те перемены, которые происходят в вашей жизни. Истинная вера должна менять человека, делать иными его разум и его жизнь.

Однажды, думая о людях, с которыми у меня неприязненные отношения, я задался вопросом: а почему я воспринимаю их такими, какими застал их в момент конфликта со мною? Я за это время менялся и в худшую и в лучшую сторону, а почему я думаю, что они всегда такие же злые и нетерпимые, как во время ссоры со мною? Мы отказываем нашим противникам в том, в чем никогда не отказываем себе самим – в ИСПРАВЛЕНИИ. Христианин должен понимать, что Господь Бог относится к нему так же, как и к его противникам. Бог –  не лицеприятен. Да, я видел, как они, мои противники, согрешали против меня, но я не видел, как они каялись, и это, очевидно, делает мое мнение о них слишком субъективным, личным и пристрастным.

Я сделал это отступление от главной темы нашего рассуждения для того, чтобы мы поняли, что покаяние – это не только изменение в наших взаимоотношениях с Богом, но и с ближними. Сказано: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4, 20-21).

 Царь, Царство и подданные

Итак, призыв: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», – есть призыв к соборному спасению в Церкви Божией. А Церковь – это не только ты и твой духовник; Церковь Божия есть собрание всех верующих в Иисуса Христа, которые содержат единую Апостольскую веру. Все эти мужчины и женщины, старики и дети имеют разные характеры, разную степень постижения веры, но все они наши братия и сестры, и нам всегда надо помнить об этом. ЦАРСТВО – это порядок, который устанавливает для всех подданных этого Царства их ЦАРЬ. Наш Царь и Господь – Иисус Христос. И мы должны прилагать все усилия, чтобы стараться исполнить Его Святую волю. Но при этом надо помнить, что это Царство-Церковь – есть царство не диктата, а Царствие Любви. И пребывать в Нем может только тот, кто любит не только своих, но и чужих, не только друзей, но и врагов. Кого не устраивает подобный порядок и подобная система взаимоотношений в Церкви, тот должен задать себе вопрос: «А в Церкви ли я?» Архиепископ Иоанн (Шаховской) писал: «в настоящее время в особен­ности можно встретить «православ­ного» — настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды, внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе». Итак, Царствие Божие открывается только для рожденных в Духе. В Духе Христовой Любви. Сказано: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 7-8).

Если мы внимательно прочитаем все 4 Евангелия, то обнаружим, что центральная тема всех проповедей Иисуса Христа – это проповедь о Царствии Небесном. Здесь достаточно вспомнить притчи Христовы. Когда в Писании говорится о Царствии Небесном, то здесь акцент делается на действиях Бога по установлению Своего правления «и на земле, как на Небе» (Мф. 6, 10). Когда Господь говорит: «ибо приблизилось Царство Небесное», здесь имеется в виду тот факт, что Бог вскоре начнет, или уже начал, осуществлять Свое правление в этом мире. Прежде всего Он управляет теми, которые последовали за Ним. Господь управляет всеми верующими во Имя Его. Для таковых даже не может идти речи ни о каком двойном гражданстве. Приоритеты Заповедей Божиих должны быть очевидны для каждого верующего. Сказано: «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лук.  16, 13). Под  мамоной, в контексте рассматриваемого вопроса, можно представить все те соблазны, которые предлагает нам секуляризированный (обмирщвленный) мир. И стыдно бывает видеть, когда представители церковной номенклатуры заискивают перед сильными мира сего ради тех свиных гуманитарных рожков (подачек и тра́ншей), которые, как блудным детям, мир швыряет нам. Участники Мессианского Литургического пира могут ли алкать и жаждать для себя другой трапезы, чем Трапеза Господня? Сказано: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1 Кор. 10, 21). А сейчас делаются ожесточенные попытки подменить святоотеческую терминологию секуляризированной (мирской), навязать христианам т. н. «исправленные и выверенные переводы книг Священного Писания»; миряне религиоведы-политиканы начинают учить епископов и священников, а старосты-казнокрады командовать настоятелями, психологи выговаривают старцам-духовникам, художниких-модернисты устанавливать новый канон в иконописи и храмостроении.

Православный христианин должен быть любвеобильным, радостным, миролюбивым, долготерпеливым, благостным, милосердным и истинно верующим (Гал. 5, 22-23). Противоположность сих добродетелей: агрессивность, злость, интриганство, нетерпимость, коварство, мстительность и фанатизм. Сейчас часто, особенно среди неофитов, можно встретить хмурых и агрессивных людей, которые не понимают и не чувствуют светлого и радостного Евангельского Благовествования. Для них исповедание веры – война с иноверцами, праведность – сплетни о грехах других людей, а долготерпение –  терпеливое отношение к своим собственным недостаткам и порокам.

Но Евангелие учит нас другому. Сказано: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6, 10). И таки  Господь и хотел видеть среди Своих первых учеников – первых граждан Своего Небесного Царствия, сограждан Ангелам.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий