Деяния. Второе послание к Феофилу

Дик Вудвард
Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края землю. Эти строки вы можете прочитать в 1-й главе книги Деяний святых апостолов. Книга представляет собой как бы мостик, соединяющий Евангелия с посланиями апостолов, которые расположены после Деяний. Если бы не существовало этой книги, то для нас многое было бы непонятным при чтении апостольских посланий. Кто такой Павел, что он за человек, кто эти люди, к которым он обращается? Книга Деяний святых апостолов дает ответы на эти и многие другие вопросы.

Она, как и Евангелия, является исторической книгой. Четыре Евангелия являются историческими в том плане, что они повествуют о жизни и служении Иисуса Христа. Но Деяния несколько отличаются от исторических богодухновенных повествований, принадлежащих перу Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Книга Деяний святых апостолов начинается следующим образом: «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал...» И вполне вероятно, когда вы читаете l-й стих, то замечаете, что автор книги – тот же человек, который написал третье по счету Евангелие. Это Лука. Он написал и отправил книгу Деяний человеку по имени Феофил, которому ранее адресовал свое Евангелие.

Имя Феофил означает «любимый Богом». Лука отправил ему эти два очень важных документа, считая своего адресата достойным принять их. Я всегда поражаюсь тому факту, что Лука написал целое Евангелие всего лишь одному человеку, заботясь о нем, любя его. Он послал эту книгу Феофилу, чтобы тот мог убедиться в правильности всего, чему был научен. При этом Лука уверил своего адресата, что Евангелие было написано только после тщательного предварительного исследования.

Мы можем также заметить, что Деяния апостолов – это продолжение первой книги евангелиста. В ней Лука рассказывает Феофилу и нам о том, что та великая работа, которую начал Иисус Христос, не закончилась после Его смерти. После воскресения Христова она возобновилась с еще большей силой. Другими словами, эту книгу можно назвать Деяниями Воскресшего Христа. То название, которое она имеет сейчас, дано не Лукой, а теми, кто занимался каноном Нового Завета. Они назвали эту книгу Деяниями святых апостолов потому, что большая ее часть описывает служение апостола Петра, меньшая же, вторая часть, повествует в основном о служении апостола Павла.

Многие считают, что хорошим заголовком также может быть – «Деяния Святого Духа». Через Петра, Павла, Стефана, Варнаву и многих других действовал Сам Господь Бог силой Своего Святого Духа! В день Пятидесятницы, когда все чудеса и знамения не могли никого оставить равнодушными, Петр сказал, что и языки пламени, сошедшие на апостолов, и говорение на языках, которых они раньше не знали, есть не что иное, как исполнение обетования Иисуса Христа, распятого и воскресшего, вознесшегося на небеса и сидящего одесную Бога-Отца. До Своего вознесения Иисус обещал апостолам, что исполнит их силой Святого Духа. И вот теперь Он выполнил Свое обещание! Он крестил Своих учеников Духом Святым, дал ту силу, с помощью которой они будут побеждать страдания, болезни, мучения, даже смерть. Эта сила поможет апостолу Павлу обойти с проповедью Слова Божьего все Средиземноморье и даже оказаться в самом сердце империи – Риме. Итак, если вы, заглядывая вперед, посмотрите на первый стих книги Деяний, то увидите, что хорошим заголовком будет: «Деяния воскресшего Христа через апостолов». После вознесения Иисус Христос продолжил начатое служение через Своих учеников, о чем и пишет Лука.

Когда вы прочитаете книгу Деяний, то заметите, что у нее есть части, но нет четкого окончания; 28-я глава рассказывает нам о том, как преследуемого иудеями апостола Павла привозят в Рим, где ему предстоит судебное разбирательство с императором. От строки к строке напряженность нарастает. И когда она достигает кульминации, повествование резко обрывается. Но для этого, однако, есть причины. Вполне вероятно, что Лука, писавший книгу, мог быть арестован вместе с другими соратниками Павла и никогда уже не имел возможности закончить свой труд. Многие усматривают в незаконченности книги провидение Бога, ведь история христианской Церкви продолжается и по сей день. Только теперь ее пишет не рука Луки или кого-то еще, а мы сами своими жизнями. Если мы живем для Бога, мы можем называть свою жизнь 29-й главой Деяний апостолов. Я знал воскресную школу, которая называлась «Деяния апостолов, 29-я глава».

Итак, мы подошли к самой книге Деяний. Она имеет сходство с двенадцатью историческими книгами Ветхого Завета. Апостол Павел особо указывал две причины, по которым важна история. Прежде всего, история служит хорошим примером для последующих поколений. Но нельзя забывать и о том, что через напоминание конкретных исторических событий Господь предупреждает человека о пагубности безбожных путей, предостерегает от возможных ошибок и падений. История учит нас многому. И если бы человечество училось у нее, то сегодня нам не пришлось бы с опасением думать о дне завтрашнем. Ветхий Завет дает очень много предупреждений, которые актуальны и сегодня. Новый же Завет отличается большим количеством примеров, хотя и предостережений в нем немало.

Теперь, дорогие друзья, давайте вспомним о последних днях земного служения Иисуса Христа. Я хочу особо выделить Великое поручение Иисуса – «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Об этой заповеди, хотя немного отлично друг от друга, пишут все четыре евангелиста. Если вы помните, в самом начале служения Христа апостолы обратились к Нему с вполне практичным вопросом: «Равви, где живешь?» Он ответил: «Пойдите И увидите». И сказано, они пошли и увидели, где и чем Он жил. Писания говорят нам, что ученики жили с Ним и умерли для Него, потому что когда-то приняли решение «пойти и посмотреть». Но, несмотря на гонения и казни, апостолы успели воспитать многих учеников и превратить христианство из неизвестной еврейской секты в нарастающую волну духовного пробуждения всего человечества. Как смогла горстка простых людей достичь такого результата? Почему? Потому что они передали другим то, чему сами когда-то научились от Иисуса Христа.

Книга Деяний неспроста начинается с того, чем заканчиваются все четыре Евангелия, – с Великого поручения. Воспитание учеников, последователей Христа, является одной из основных целей Церкви, которая, как мы знаем, возведена из людей и только людей! Но как же мы с вами, простые христиане, сможем исполнить порученную Богом миссию воспитания учеников? Ответ будет таков – через силу Святого Духа! У Церкви есть одна, несравнимая ни с чем, сила – сила Духа, сила живого Бога. Она помогает каждому истинному христианину побеждать себя, побеждать грех, побеждать зло. И если вы хотите обладать этой силой, если вы хотите победить грех в своей жизни, если вы хотите стать последователем нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, то придите к Нему с открытым сердцем, и Он примет вас. А если вы уже приняли решение следовать за Христом, но не уверены в успехе – читайте Библию, больше молитесь, общайтесь с верующими и Бог будет с вами и поддержит в трудную минуту.

Книга Деяний – великолепное подтверждение того факта, что проповедь Евангелия и воспитание учеников были не просто человеческим замыслом, но поручением Самого Иисуса Христа! Вдохновленные Его призывом, апостолы шли ко всем народам и нациям и воспитывали новых христиан. Если же мы рассмотрим Великое Поручение Иисуса – «идти и научить все народы» – с точки зрения грамматики греческого языка (на котором писал Лука), то обнаружим всего лишь один глагол в повелительной форме – глагол «научите», воспитывайте учеников! И потом мы находим три неличные формы: «Идя, крестя, уча».

Итак, великое поручение в дословном переводе выглядит приблизительно так: «Воспитывайте учеников, идя, крестя и уча». Об этом и рассказывает нам книга Деяний. Воспитание учеников, последователей Христа – вот главная задача Церкви. Но в первой главе Деяний Лука пишет еще об одном повелении Иисуса: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня». То есть Иисус просит ждать.

Китайцы говорят, что путешествие на расстояние в тысячу километров начинается с первого шага. Иисус повелел Своим ученикам ждать до тех пор, пока на них не сойдет сила Святого Духа. Помните, когда они сидели в горнице во время Тайной Вечери, Христос пообещал апостолам послать на землю Святой Дух. И это было не только задачей Иисуса Христа, но обетованием Самого Бога-Отца. И теперь Господь призывает ждать обещанного, а до той поры не делать ни шага.

Писание очень много говорит об ожидании. Часто через умение ждать, через терпение Бог испытывает нас, испытывает нашу веру. Порой мы желаем немедленно получить что-то от Бога и именно так, как хотим мы, никак не иначе. Мы не любим долго ждать, так как на это требуется больше веры. Но есть такие периоды, когда Бог говорит нам: ждите.

Теперь я приведу один из моих любимых отрывков из Ветхого Завета, который говорит об ожидании:

«Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего»? Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодыe люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся»
(Иоанн 40:27-31).

Орел – очень интересная птица. Он может стоять у своего гнезда больше часа и ждать нужного направления ветра. И когда воздушный поток станет достаточно силен, орел срывается с места, расправляет свои могучие крылья и, подхваченный ветром, начинает парить. Больше от орла не требуется усилий, он только расправляет крылья в потоке ветра. Церковь в первых стихах Деяний, подобно ожидающему порыва ветра орлу, ждет дуновения Духа Святого, Который обетован в день Пятидесятницы.

А теперь 2-я глава. В ней необходимо обратить особое внимание на ту силу, которую обрела церковь. Пятидесятница один из наиболее важных дней не только в плане церковной истории, но и для всего Божьего народа, ведь для того, чтобы делать Божье дело, необходима Божья сила, сила Святого Духа.

В 1973 году я путешествовал с моим другом, профессором Мак-Ги. Проезжая через десяток стран, мы изучали исход народа Божьего из Египта в Палестину, распространение истории Церкви от Святой Земли до Греции, Турции и Европы. Заставляет задуматься тот факт, что после смерти Иисуса Христа Его учение, распространяемое небольшой группой людей, покорило могучую Римскую империю и пустило корни в великой греческой культуре. Понятно, что первые христиане не могли бы достичь такого результата без помощи свыше. Даже беглый взгляд на церковную историю не оставляет сомнений в том, что Святой Дух был основной движущей силой ранней церкви.

Этот пример еще раз показывает нам, что невозможно достичь какого-то результата в деле Божьем без той силы, которую получили апостолы в день Пятидесятницы. И любой человек, который считает себя христианином и хочет, исполняя поручение Иисуса, воспитывать для Него учеников, не сможет сделать и шагу без личной Пятидесятницы, без сошествия Духа Святого в его собственную жизнь. Итак, это, казалось бы, незначительное событие на заре церкви перевернуло весь мир. Ни религиозные структуры того времени, ни Римская империя не смогли пренебречь тем, что сделала горстка последователей Христа, движимая силой Святого Духа. Помните, когда мы проходили с вами Евангелия, то говорили о позиции Самого Иисуса: важно не знание того, что надо исполнить, а само исполнение. Мало только знать, надо еще и делать.

Я хотел бы рассмотреть исполнение церковью Божьего поручения с разных сторон. Для начала давайте вспомним Пятидесятницу. Люди, пришедшие на этот иудейский праздник, были поражены обилием тех знамений, которые сотворил Господь. Проповедь Петра также не оставила их равнодушными. Результат не заставил долго ждать – ко Христу обратилось три тысячи человек. И после этого, всякий раз, когда Петр проповедовал о крестной смерти Иисуса Христа и прощении грехов, тысячи людей находили покой своим сердцам. Приобретение учеников через покаяние – вот одна из целей Пятидесятницы.

Удивительно, что цель эта воплощалась через малограмотных людей: Петра, Иакова, Иоанна. Сегодня семинаристы всего мира, изучая их проповеди, находят в них удивительную глубину. Будущие богословы учатся на трудах тех, кто был едва знаком с грамотой!

Противоположностью простым рыбакам был Павел, который до своего покаяния успел получить отличное образование. Однако его послания не отличаются особым пафосом, наоборот, по пришествии в Коринф, он не употреблял «слов мудрости человеческой», не демонстрировал свое образование, но говорил в силе Духа Божьего. Павел никогда не говорил о себе в напыщенном тоне, и не образование сделало его апостолом.

Сила проповеди апостолов заключалась не только в действии Святого Духа, но и в том, что они были всегда готовы умереть за то дело, которому служили! Вспомним хотя бы Стефана, убитого за свою смелую проповедь. Изучая книгу Деяний, обратите внимание на ее главных героев. Именно они, первые христиане, стояли у истоков сегодняшней церкви.

Примечание:

Феофил (греч. Теофилос, «друг Божий»), лицо, которому адресованы см. Евангелие от Луки (II,4) и см. Деяния Апостолов (I,2). В Лк 1:3 Лука обращается к нему, называя его офиц. титул (греч. кратистос), а в Деян 1:1 — уже без титула. Из этого исследователи делали вывод, что в период между составлением Евангелия и Деяний Ф. стал христианином.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий