Иоанн. Тайна пшеничного зерна и виноградной лозы

Тайная вечеряДик Вудвард

В главе 12 от Иоанна Иисус заканчивает Свое общественное служение. Через все Евангелие проходит выражение: «Его час еще не пришел». Иисуса пытаются побить камнями, но не могут, потому что Его время не наступило. Но вот в 12-й главе мы читаем такие слова:

«Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! Прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа»
(Иоанн 12:27-30).

Много раз Иисус повторяет эту молитву, идя на крест: «Отче, прославь имя Твое». И Отец неизменно отвечал Ему: «Я делал это много раз в Твоей жизни, и сделаю снова». Иисус преподносит нам великий урок принесения жизни в жертву ради того, чтобы по-настоящему обрести ее. Этим заканчивается общественное служение Иисуса. Слова нашего Господа говорят сами за себя: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

В главах с 13-й по 16-ю мы видим Иисуса, наставляющего Своих учеников. Его служение окончено. Он хочет провести с ними последние часы перед тем, как идти на смерть. В конце 13-й и в начале 14-й главы ученики задавали Ему вопросы: «Куда Ты идешь? Почему мы не можем идти за Тобою теперь? Господи! Не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас». Или такой вопрос: «Что это, Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» Они задавали Ему подобные вопросы, а Он, отвечая на них, произнес слова, которые мы назовем проповедью во время Вечери. Это самая длинная из Его речей, которые записаны в Евангелиях. В действительности это была даже не проповедь, а диалог, так часто используемый Иисусом при обучении.

Можно подойти к этому диалогу и по-другому. Помните, когда Иисус говорил Нагорную проповедь, Он особо отделил учеников? Мне представляется интересным, что, начав служение в уединении с учениками, Он и заканчивает его тем же. Мы не знаем, сколько человек было с Иисусом в первый раз. Может быть, сто, может быть, больше. Но, кажется, только двенадцать действительно поверили в Него. Иисус проводит с ними целых три года. Даже когда вокруг толпа народа, они находятся рядом. Он жил с ними, учил их, наставлял. И вот после трех лет пребывания рядом Он запирается с учениками и в последний раз делится Своими мыслями. Один из учеников – тот, который собирается предать Его, – уходит, и их остается одиннадцать. Таким образом, основная часть беседы проходит в присутствии Иисуса и этих одиннадцати.

Христос начинает Свое последнее общение с учениками с непонятного для них действия. Он снимает с Себя одежды, подпоясывается полотенцем, – то, что делает обычно раб, – a затем берет умывальницу и начинает омывать ученикам ноги и отирать полотенцем, которым был препоясан, Петр прерывает Его: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» Иисус мог бы ответить: «Почему бы нет, Петр? Я умываю ноги всем ученикам, ты следующий, а потом Я перейду к другому». Но Он терпелив с Петром и говорит ему совсем другое: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после». Прекрасный стих. Ты не понимаешь, что Бог делает сейчас, но однажды поймешь это. Я иногда привожу этот стих на похоронах, когда у людей трагически погибает кто-то из близких.

Петр, будто не слыша слов Иисуса, говорит: «Не умоешь ног моих вовек». Мне нравится в Петре эта черта. Он всегда поучает Господа. И тогда Иисус отвечает: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Когда Петр слышит это, он опять советует Господу, что надо делать: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову». И тут вновь Иисус говорит замечательную истину. Он отвечает: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь». В то время существовал такой обычай: в доме всегда стояла умывальница, и, если приходит гость, хозяева умывали ему ноги. Это было как рукопожатие при встрече. Иисус проводит простой пример из повседневной жизни. Вот о чем Он говорит: «Петр, когда ты родился заново, ты уже омылся через возрождение; но ты еще живешь в этом мире и в хождении по нему пачкаешь ноги. В таком случае не нужно в очередной раз рождаться вновь, надо только умыть ноги».

Когда Иисус оканчивает умывание, Он, надев на себя одежды, спрашивает учеников: «3наете ли, что Я сделал вам?» Я думаю, ответ на вопрос содержится в первом стихе тринадцатой главы Иоанна: «Возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их». Иисус был с ними, и они были с Ним три года, и все эти три года Он проявлял Свою любовь. Соединившись со Христом, они всегда знали, что они любимы. Я думаю, что, умывая ноги ученикам, Иисус как бы клал последний камень здания. Затем Он сказал: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то». И после этого произнес слова, которые произвели незабываемый эффект:

«Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу... Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»
(Иоанн 13:13-14,34-35).

Только представьте, как эти люди смотрели друг на друга. Все они были очень, очень разные. У них, собравшихся на вечерю, общим было только то, что все они встретили человека по имени Иисус, Который любил их и Которому они старались платить тем же. Они любили Иисуса, потому что Иисус любил их. Но, я думаю, им никогда не приходила в голову мысль любить друг друга. Какие же они были разные! Матфей – мытарь, собиравший подати и служивший Риму. И Симон, прозванный зилотом, – воин-партизан, желавший бороться против римских завоевателей. Что у них было общего? Могу себе представить, как после слов Иисуса они встречаются взглядами, и Симон думает: «Мне любить его? Умывать ему ноги? Ты, наверное, смеешься». Но когда люди узнают, что зилот (что означает «фанатик») умыл ноги мытарю, они поймут: тут что-то необычное. И через такую любовь все увидят, что эти люди действительно ученики Иисуса Христа.

В Евангелии от Иоанна дается три признака, которые должны отличать учеников. В главе 8 Иисус сказал: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики». Значит, ученик – это тот, кто пребывает в слове Иисуса. В главе 13 Он говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». В главе 15 Христос скажет: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками».

Итак, вот о чем, вероятно, говорил Иисус в горнице: «Мы должны передать миру весть. Весть любви. Вы знаете, как ее передать? Посмотрите-ка друг на друга. Если вы будете любить друг друга, весь мир узнает, что вы Мои ученики». Так и произошло. Когда церковь только зародилась, а люди, принадлежавшие к ней, подвергались преследованиям, язычники, сидевшие на трибунах Колизея в Риме и наблюдавшие, как последователей Христа отправляют на смерть по нелепым обвинениям, будучи потрясены мужеством христиан и готовностью к самопожертвованию ради другого, только и могли сказать: «Смотрите, как они любят друг друга». Я думаю, в этом и заключается суть того, что Иисус сказал в начале Тайной Вечери – Своего последнего общения с избранными апостолами.

В главе 14, продолжающей рассказ о Тайной Вечере, последнем общении Христа со Своими учениками накануне голгофских страданий. Он, я бы сказал, совершает заупокойную службу по Себе Самом, Всего лишь через несколько часов Он пойдет на крест. Христос знает об этом и говорит Своим ученикам: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте, В доме Отца Моего обителей много... И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я... И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины... Не оставлю вас сиротами; приду к вам... Да не смущается сердце ваше и да не устрашается».

Все эти люди, бывшие с Иисусом в горнице во время Вечери, умерли мученической смертью. Иоанна, по преданию, бросили в кипящее масло, но он не погиб. Тогда его сослали на остров Патмос, где он написал Откровение. Иоанн – единственный из апостолов, умерший своей смертью. Остальные умирали распятыми вниз головой, заколотыми мечом, растерзанными дикими зверями. Но, я думаю, обо всех этих людях можно сказать: как бы их ни умерщвляли, они умирали с миром в душе, потому что с ними пребывал Утешитель – Дух Божий. И они всем сердцем верили в то, что есть вечная обитель, в которой они встретятся с Иисусом.

Теперь подойдем к 14-й главе Евангелия от Иоанна с другой стороны. Обратите внимание, какие вопросы задавали ученики Иисусу в конце предыдущей главы и как Он отвечал на них. Петр спросил: «Господи! куда Ты идешь?» И Иисус ответил: «Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною». Петр сказал Ему: «Господи! Почему я не могу идти за Тобою теперь? Я душу мою положу за Тебя». Иисус ответил на его слова в 1 –м стихе главы 14: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте». Видите, Он все еще отвечает на вопрос Петра. Но сначала Иисус сказал, что Петр отречется от Него, a теперь продолжает отвечать, куда Он идет и почему Петр не может пойти с ним прямо сейчас.

Христос отправляется на смерть. И говорит апостолам: «Веруйте в Бога, и в Меня веруйте; да не смущается сердце ваше». Теперь усомнился Фома: «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» И Иисус ответил великой фразой: «Я есмь путь и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Затем Филипп сказал Ему: «Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас». В горнице во время Вечери Иисус упоминает о Небесном Отце 48 раз. А во всем Евангелии от Иоанна – 124 раза. И вот Филипп как бы говорит: «Отец, Отец, Отец... Ты все время говоришь об Отце. Покажи нам Его». Ответ Иисуса, я думаю, выражает суть всей Его проповеди:

«Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам... Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит»
(Иоанн 14:10-12).

Эта последняя фраза – одна из самых удивительных, сказанных Им ученикам. Должно быть, Иисус имел в виду не качественную сторону, а количественную: учеников много, и они могут творить деяния в разных местах, a y Него только одно тело. Вот о чем Он говорит: «Слово Божие может быть проповедано на земле через вас, и дела Божии могут быть совершены через вас, если вы будете едины с Духом Святым, как Я с Отцом». Волнующие слова!

Глава 15 рассказывает о том, как Иисус, выйдя с учениками в сад, продолжил Свои наставления. Он сравнил Себя с виноградной лозой, от которой отходят ветви, дающие плод. Иисус Христос – лоза, мы – ветви, плод же есть дела Божии, совершаемые через нас, и слово Божие, проповедуемое нами, а виноградарь – наш Небесный Отец. И если мы пребудем во Христе, подобно ветвям, которые питаются соком от виноградной лозы, и принесем плод, то Сам Господь сохранит и очистит нас, чтобы получить еще больше плодов. А если мы не пребудем во Христе и не принесем плод, то Бог просто отсечет нас от лозы, выбросит и сожжет. Приносить плод означает быть тем человеком, который исповедует Христа словом и делом. И далее Иисус называет шесть причин, по которым мы должны приносить плод.

Он был с учениками три года, и скоро они будут только вспоминать это время, но уже не увидят своего Учителя. И Он говорит: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками». Это значит, что каждый христианин должен приносить плод, иначе он не может называться учеником Христа.

Во-вторых, Господь говорит, что через нашу жизнь, через наши дела люди должны видеть в нас учеников Христа. Если вести речь о «плодоносности» тех, с чьей помощью вершатся дела Божии, можно сказать, что из всех, кто когда-либо жил на земле, Иисус Христос принес больше всего плодов. Мы отсчитываем время от Его рождения. До Рождества Христова, после Рождества Христова. Это впечатляет, не так ли?

Третья причина. Мы должны приносить плод, потому что этим прославляется Бог. Перед тем как идти на крестную смерть, Иисус Христос сказал Своему Небесному Отцу: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Иоанн 17:4). Как Он прославил Бога-Отца? Он совершил все деяния, предназначенные Ему. Библия учит нас, что главная цель человека – прославлять Бога, и достигнуть ее мы можем, только принося плод.

Четвертая причина – радость. Она не падает на людей с неба. Согласно Писанию, для радости есть причины. Одна из них – принесение плодов. Если вы знаете, что Бог говорит через вас Свое слово или с помощью вас вершит Свои деяния, – вы исполняетесь великой радостью. Вы чувствуете, что ваша деятельность не бесполезна, а имеет смысл. Имеет значение вся ваша жизнь, и это является для вас источником радости. Вот о чем говорил Иисус: «Вы должны приносить плоды, чтобы ваша радость была совершенной. И Моя радость будет пребывать в вас».

Затем Иисус сказал: «Я вас избрал, и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод». Мне нравится стих 16 15-й главы Иоанна. Иисус сказал людям, принявшим решение и взявшим на себя обязательство следовать Ему: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас». Здесь слово «поставил» означает не посвящение в духовный сан, а «стратегическую» расстановку, подобно тому, как военачальник расставляет войска на линии фронта. Иисус хочет сказать: «Я вас избрал и поставил на то место, на котором вы должны приносить плод». Эти слова наполняют смыслом каждый день жизни христианина. Кто бы ты ни был: торговец, актер, плотник – если ты принял Христа, ты должен знать, что Христос поставил тебя на то место, где ты должен приносить плод. Это сделает твою жизнь полнокровной.

И, наконец, шестая причина. Иисус Христос есть виноградная лоза, а мы – ветви. Без Бога мы ничего не сможем сделать, но ведь и Бог приносит плод через людей. Плод растет не на самой лозе, а на концах ветвей. Чтобы лоза дала плод, она должна иметь ветви. В главе 15-й Иоанна Иисус – виноградная лоза, которая обращается к ветвям. Вот что Он предлагает нам: «Станешь ли ты одной из Моих ветвей? Присоединишься ли ко Мне, чтобы приносить плод?»

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий