История толкования возгласа “Двери! Двери! Премудростию вонмем!”

Выводы.

            1. Преп.Никита Стифат употребляет возглас диакона “Двери! Двери! Вонмем!”, хотя архим. Киприан Керн указывает, что уже в IХв. в возгласе появляется слово “премудростью”.
            2. Никита Коронидский, синкел и хартофюлак, пишет, что патриарх Константинопольский Евстахий (1019—1025) учредил завесу в алтаре во время таинства.
3. Преп. Никита Стифат не ссылается на толкования Литургии св. Германа, вероятно он не был знаком с ними, хотя в трактате “О Рае”(стр.158) преп. Никита цитирует стихиру, надписанную именем патриарха Германа: “После того, как он (рай) был затворен, именно после грехопадения, для Адама, как и сейчас огненный меч отступает25 от меня, потому что Христос был распят и воскрес, и нам верующим, именно с помощью присутствующего, нет недостатка в нем (умопостигаемом рае), ибо всем открыт вход на небеса и постоянно возвещается царство со Христом от Него, чтобы и мы были бы там, где Он есть, как Он говорит в своих Евангелиях: ”чтобы там, где Я, и вы были”26 . Можно предположить, что толкования св. Германа появились позднее и принадлежат Герману, патриарху Константинопольскому 1226—123927.
4. Преп. Никита Стифат свидетельствует, что вход в алтарь ( hJ ei!sodoj tou` qusiasthrivou ) закрыт для всех лаиков и только царям, приносящим дары, открыт.
5. Преп. Никита указывает ступени посвящения: иереи, диаконы и иподиаконы.
6. Все толкователи единодушно сохраняют новозаветный смысл внимания, как предстояния Богу.
7.  Возглас “Двери! Двери!”, указывающий изначально на внешние двери храма, позднее стал указанием внутренней алтарной завесы.
8. Понимание возгласа “Двери! Двери!” развивалось от буквального, как относящегося к дверям храма, к символическому, относящегося к вратам наших душ, причем буквальное толкование включалось в более развитое толкование.
9. Преп. Никита Стифат говорит, что только внимая Господу мы сможем сохранить безмолвие и благодарить Господа за всякое благодеяние и непрестанно молиться.
  Примечания:
1.  Греческо-русский словарь Нового Завета. М.1997.
2.  Св.Иоанн Златоуст “Избранные произведения” М.1993. т.9,кн.1 “Беседы на Деяния апостольские” бес.19, ст.5, стр.188-189.
3.  “Толковый типикон” М.Скабалланович.М.1995.стр.186-187.
4.  “Евхаристия” архим.Киприан Керн.Париж.1947.стр.207.
5.  “Пособие к изучению Устава Богослужения православной церкви” протоиерей Константин Никольский,С-Петербург. 1907.
6.  “Книга Правил святых апостолов, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец.”Св. -Троицк. Серг.Лавра. 1992.стр.13-14.
7.   “Книга Правил святых апостолов, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец.”Св. -Троицк. Серг.Лавра. 1992.стр.175.
8.  Св.Иоанн Златоуст “Избранные произведения” М.1993. т.7, кн.1,”Толкованиена святого Матфея евангелиста”бес.23, стр.263.
9.  “Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви” архиеп. Филарет Гумилевский.1902.стр.200-204.
10.  “Изложение Церковных служб” св. Германа, “Христ.Чт.”, 1855, т.1, стр.398.
11.  “Типикон”гл.9.
12.  “Новая скрижаль” архиеп.Вениамин.С. -петербург, 1899.ч.2, гл.7,N34, стр.191-192
13.  там же, стр.193.
14.  там же, стр.193-194.
15.  Nicetas Stethatos “Opuscules et lettres”. Introduction, texte, critique tradition et notes par I.Darrouzes.  “ QEWRIA  EIS   TON   PARADEISON ”. Sources Chretiennes. №81. 1961. Стр.172.
16.  Быт.2,17
17.  tou`  leivou... th`j h&donh`j  -   своеобразное выражение  toV  lei`on  tw`n  h&donw`n  трижды встречается у блаж. Диадоха Фотикийского. Он, например, говорит: “Таким образом, ум наш, согласно Апостолу (Рим.7,22), всегда находит удовольствие в законах Духа, а чувствилища плоти склонны увлекаться (скольжением) по гладкой поверхности наслаждений” (или “охотно увлекаться гладкостью удовольствий”). (9, т.2, стр.284-285)  Как отмечает К.Попов, данное выражение употреблял и св. Василий Великий, согласно которому жизнь порочная, в отличие от жизни добродетельной, есть гладкий (ровный, удобопроходимый) путь, ведущий многих к погибели, потому что порок уловляет “гладкостью удовольствия”. Поэтому это выражение у св. Василия означало еще в переносном смысле и “сладость неразумных удовольствий”. В подобном же смысле использовали это выражение еще и св. Афанасий Великий и Григорий Нисский. (16, т.1,стр.437-438)
18.  Комментарий С.Епифановича к “Вопросоответам к Фалассию,16” преп.Максима Исповедника: “Страсть всегда вызывается чувственным предметом, внешней вещественной стороной его, и возникает именно тогда, когда страстные неразумные силы души — похоть и раздражительность — увлекаются достигнуть того или другого представляемого предметом чувственного удовольствия и устранить все препятствия к достижению его. Духовный анализ страсти ведет к ее прекращению, вскрывая чувственную оболочку вещей, обнаруживая их “логосы” и обуздывая неразумные движения страстных сил души.” (9, т.2, стр.233)
19.  Nicetas Stethatos “Opuscules et lettres”. Introduction, texte, critique tradition et notes par I.Darrouzes.  “ QEWRIA  EIS   TON   PARADEISON ”. Sources Chretiennes. №81. 1961. Стр.232.
20.  Патриарх Константинопольский Евстафий 1019—1025.
21.  Nicetas Stethatos “Opuscules et lettres”. Introduction, texte, critique tradition et notes par I.Darrouzes.  “ QEWRIA  EIS   TON   PARADEISON ”. Sources Chretiennes. №81. 1961. Стр.280-290.
22.  “Из чтений по церковной археологии и литургике” А.П.Голубцов.стр.123.
23.  Nicetas Stethatos “Opuscules et lettres”. Introduction, texte, critique tradition et notes par I.Darrouzes.  “ QEWRIA  EIS   TON   PARADEISON ”. Sources Chretiennes. №81. 1961. Стр.282.
24.  тамже,стр.286.
25.  Рождественская Вечерня, стихира Праздника на Господи воззвах “Огненный меч убегает”. Стихира надписана именем Германа. Это древнейший песнописец св. Герман, патриарх Константинопольский, святитель исповедник скончался в 740г.
26. Ин.17.24 (изменено лицо, вместо “они” стоит “вы”):“чтобы там, где Я, и они были”.
27. “Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви” архиеп. Филарет Гумилевский.1902.стр.359.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий