Колено Леви

ЛЕВИ́ (לֵוִי; в русской традиции Левий), третий сын Иакова от Лии (Быт. 29:34), родоначальник одноименного колена.

Эмблема на знамени Леви  Эмблема на знамени Леви: нагрудник первосвященника с двенадцатью драгоценными камнями на фоне белой, черной и красной полосы

Каждый член колена также назывался леви — `левит`. Имя Леви производится в Библии от слов, произнесенных Лией при его рождении: «Теперь-то прильнет (иллаве) ко мне муж мой».

Непосредственно после того, как Бог приказал Моисею выделить потомков Аарона для служения Ему, Тора даёт детальное описание священной одежды первосвященника. (Исход 28) Самой замечательной частью этой одежды был нагрудник-«хошен», на котором находились три ряда драгоценных и полудрагоценных камней по четыре камня в каждом ряду. Всего — двенадцать камней по числу колен Израилевых. На каждом камне было вырезано имя одного из сыновей патриарха Иакова, родоначальников израильских колен. В Библии не упоминается их цвет, поэтому точное определение невозможно.

На нагруднике или внутри него помещались урим и туммим (Исх.28:30). Можно предположить, что урим и туммим означает некую возможность (способность) вопрошать и разуметь волю Божию. Некоторые полагают, это выражение отражало понятие «жребий». (Чис.27:21).

«Урим и туммим» были одним из трёх, наряду со сновидениями (1Цар.28:6) и пророчествами, дозволенных способов предсказания будущего во времена становления еврейского народа.

Наиболее позднее упоминание об «урим и туммим» относится ко времени Давида. По возвращении из вавилонского пленения, когда использование урим и туммим прекратилось, решение сложных вопросов откладывалось, «доколе не восстанет священник с урим и туммим» (Езд.2:63).

В Библии нет описания ни самих урим и туммим, ни способа их использования. (Исх.28:15-30; Лев.8:8).

Одежда первосвященника, обязанности и правила жертвоприношения подробно описывается в книге Исход 28, 29.

Единственный источник, указывающий цвета украшавших эфод камней, — сравнительно поздний Мидраш Раба (Бамидбар Раба 2:7):

«…каждый имел знамя особого цвета, соответствовавшего цвету драгоценного камня на груди Аарона…

Камнем Реувена был одем, и цвет его знамени был красным, и на нем была вышита мандрагора.

Камнем Шимона был питда, и его знамя было зеленого (жёлтого) цвета…

Камнем Леви был барекет, и его знамя было на треть белым, на треть черным и на треть красным…

Камнем Иехуды был нофех, и цвет его знамени был подобен цвету неба…

Камнем Иссахара был саппир, цвет его знамени был черным, как сурьма…

Камнем Звулуна был яхалом, и цвет его знамени был белым…

Камнем Дана был лешем, и цвет его знамени был похож на саппир…

Камнем Гада был ахлама, и цвет его знамени был… пурпурным…

Камнем Нафтали был шво, и цвет его знамени был… смесью белого и черного цветов… Камнем Ашера был таршиш, и цвет его знамени был подобен цвету драгоценного камня, каким женщины украшают себя…

Камнем Иосифа был шохам, и цвет его знамени был угольно-черным…

Камнем Биньямина был яшфе, и цвет его знамени был… смесью всех двенадцати цветов…»

Однако, даже, если считать это описание достоверным, определить эти камни затруднительно. Я пересмотрела множество источников, трактующих минералогию камней на нагруднике первосвященника. В большинстве источников утверждается, что колену Леви соответствовал изумруд.

Леви с братом Шимоном жестоко отомстили жителям Шхема за бесчестие, нанесенное сыном местного царя их сестре Дине (Быт. 34).

Убийство жителей и разграбление города навлекли на Леви и Шим‘она гнев Иакова (Быт. 49:5–7). Сыновьями Леви были Гершон, Кхат и Мерари (Исх. 6:16) — предки трех родов или кланов левитов. Исключенное из первого после исхода из Египта подсчета численности израильтян (Чис. 1:47), колено Леви, согласно специально для него проведенным подсчетам с включением (в отличие от других колен) и младенцев, было самым малочисленным из всех колен Израилевых: 22 или 23 тыс. «лиц мужского пола от одного месяца и выше» (Чис. 3:39; 26:62). Еще во время скитаний по пустыне (см. Исход) левиты были избраны для служения в скинии вместо первенцев Израиля, число которых было почти равным числу левитов (Чис. 3:12–13, 40–43), и таким образом исключены из числа 12 колен. Кровавая расправа левитов с повинными в поклонении золотому тельцу не только доказывает их верность провозглашенным на Синае заповедям (ср. Втор. 33:9), но и выявляет, как и у их прародителя в происшествии с Диной, свойственную им ревностность, которая не щадит «ни брата, ни друга, ни ближнего» (Исх. 32:25–29).

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий