Нравственное богословие для мирян

Злоупотребление своим влиянием и властью в общественных собраниях и на мирских сходах

«Архиерее же и старцы наустиша народы» (Мф.27,20), вот кого напоминает этот грех! Как, с одной стороны, в общественном собрании каждый вправе иметь свой личный взгляд на дело: так, с другой, прочие члены собрания не должны отказывать в своем внимании к этому голосу. Справедливо также, что из противоречий или из борьбы голосов вырабатывается истина. Но при этом каждый почти раз может быть и преобладание чьего либо голоса,— преобладание или заслуженное, например, по высокому чину, по старшинству лет, по достопочтенному образу жизни, а осо­бенно по уму и лучшему в сравнении с другими пониманию дела, или же только принудительное и искательное, как например, по влиянию начальнической власти, по богатству состояния или просто—по одной смелости и бесстыдной крикливости. Кто, пользуясь на общественном или сословном собрании или же на волостном суде этими-то преимуществами своего голоса, а то и насильственно присвояя себе их,—явно злоупотребляет ими: хоть отвечает пред Богом и за самое дело, которое вместо защиты и поддержки выдает или продает, и за увлечение на свою сторону других, которые волей ила неволей с ним соглашаются. Не о том наша речь, чтоб первому кому высказать свое мнение: иные стесняются прежде подать голос и таким образом, держится несколько времени общее молчание. А также — и не о том, чтоб, действительно, вперед провести такое мнение, которое много раз прочувствовали, заключает в себе одну истину в пользу, но против которого ожидаются недобрые возражения. Речь наша собственно о неблагонамеренном, или по меньшей мере, о самоугодливом преобладании. Да; несомненно грешит тот общественный человек, который один берется решить вопрос, когда и не просят его об этом;—который предварительно собрания старается собрать голоса на свою сторону; — пользуясь правом председателя или же без этого, нарочито пригла­шает, на самое собрание, где будет обсуждаться интересующий его вопрос, готовых или всегдашних своих сторонников, так что благонамеренные члены собрания находят этот вопрос уже предрешенным и по меньшин­ству своему ни в чем не успевают, а только— лишь противоречием своим навлекают на себя не удовольствие прочих;—который на собрании и никому не дает говорить;— тонко осмеивает и оскорбляет начинающих ему противоречить:—и все так только ради своих личных выгод, ради затаенных пристрастий или отвращений, а не для поль­зы дела, в которой бы глубоко был убежден.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий