Алексей I (Симанский), Патриарх Московский и всея Руси

Родился в Москве в старинной дворянской семье.

Был первенцем в семье Владимира Андреевича Симанского (1853—1929), у которого позже появились другие дети: Анна (1878), Андрей (1882), Филарет (1885), Александр (1887).

Первоначальное образование получил в Николаевском лицее и Лазаревском институте восточных языков.

В. А. Симанский служил в канцелярии московского генерал-губернатора, затем в Воспитательном доме; в 1891 году вышел в отставку, получив звание камергера и был пожизненно прикомандирован к Канцелярии Святейшего Синода. Оба родителя надолго уехали за границу. Сестра Анна Погожева (по мужу) после Великой Отечественной Войны стала монахинией с именем Евфросиния киевского Покровского монастыря.

Начальное образование получил дома. С 1888 до 1891 года обучался в Лазаревском институте восточных языков, состоявшем тогда из пятиклассной гимназии и специальных классов с трёхлетним сроком обучения арабскому, персидскому, турецкому языкам, а также истории, языкам и культуре стран Востока и Закавказья.

В 1891 году был переведён в аристократическое учебное заведение — Московский лицей Цесаревича Николая («Катковский»), директором которого в то время был известный монархист В. А. Грингмут. Обучение в этом заведении оказало значительное влияние на мировоззрение юноши, он сблизился с московским монархическим движением, а впоследствии, в 1908 году в Туле, был избран председателем губернского отдела Союза русского народа — крупнейшей монархической организации империи.

Окончив лицей в 1896 году, поступил на юридический факультет Императорского Московского университета, продолжая жить в лицее. Закончил полный курс в три года и получил учёную степень кандидата прав за своё сочинение Комбатанты и некомбатанты во время войны.

В 1899—1900 годах находился на военной службе в качестве вольноопределяющегося в 7-м гренадерском Самогитском полку. Вышел в запас в чине прапорщика.

9 февраля 1902 года в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество епископом Арсением; 17 марта того же года рукоположён во иеродиакона, 21 декабря 1903 года — во иеромонаха.

В 1904 г. — Московскую духовную академию, со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета»). Значительное влияние на него оказал тогдашний ректор академии епископ (затем митрополит) Арсений (Стадницкий); инспектором Академии был архимандрит Евдоким (Мещерский)...

В 1904—1906 годах — инспектор Псковской духовной семинарии, одновременно преподавал Священное писание Нового завета (в этот период владыка Арсений был Псковским архиереем). В 1906 году стал архимандритом и ректором Тульской духовной семинарии.

С 6 октября 1911 года — ректор Новгородской духовной семинарии и, одновременно, настоятель монастыря св. Антония Римлянина (владыка Арсений к тому времени стал архиепископом Новгородским и перевод архимандрита Алексия был осуществлён по его инициативе).

28 марта (ст. ст.) 1913 года был высочайше (императором Николаем II) утверждён доклад святейшего синода[2] о бытии архимандриту Алексию епископом Тихвинским, 2-м викарием Новгородской епархии (епархиальным архиереем был архиепископ Арсений (Стадницкий)). Наречение 27 апреля во Входиерусалимском соборе в Новгородском кремле и хиротонию 28 апреля 1913 года в Софийском соборе возглавил Патриарх Антиохийский Григорий IV (находился в России с визитом) в сослужении Арсения (Стадницкого) и других; присутствовал обер-прокурор В. К. Саблер[3]. Указом святейшего синода от 27 мая 1913 года был утверждён в должности председателя Новгородского Епархиального Училищного Совета.

Согласно высочайшему повелению от 11 декабря 1916 года, с 8 января 1917 года, по хиротонии во епископа (2-го викария Новгородской епархии) Варсонофия (Лебедева), стал именоваться первым викарием.

После Октябрьской революции, в январе 1920 года вместе с митрополитом Арсением был арестован Новгородской ЧК, однако вскоре оба архиерея были освобождены. В ноябре 1920 года предстал перед судом по обвинению в самовольном освидетельствовании мощей святых накануне их вскрытия органами власти и был приговорён к условному сроку заключения.

21 февраля 1921 года Патриархом Тихоном, по просьбе митрополита Петроградского Вениамина (Казанского), был назначен епископом Ямбургским, первым викарием Петроградской епархии. Переехав в Петроград, жил в доме при Казанском соборе, затем в Александро-Невской лавре.

Несмотря на уговоры приехавшего в Петроград в апреле 1921 года бывшего епископа Пензенского Владимира (Путяты) покинуть Петроград и занять Пензенскую кафедру, успешно воспротивился переводу.

В октябре 1922 г. по обвинению в «контрреволюционной деятельности» подвергся административной высылке на 3 года в Казахстан.

С 1926 г. управлял Новгородской епархией. Будучи ближайшим сотрудником митрополита Сергия, участвовал в составлении «Декларации» от 29 июля 1927 г. Входил в состав Временного патриаршего священного синода.1 С 1932 г. — митрополит Новгородский. В период с октября 1933 по февраль 1945 г. управлял Ленинградской епархией, пережил вместе со своей паствой блокаду Ленинграда.

В сентябре 1943 г. участвовал в работе Архиерейского собора2, где был избран постоянным членом Святейшего синода.

В 1945 г. на Поместном соборе3 избран патриархом Московским и всея Руси. Возглавлял Русскую православную церковь в течение 25 лет.

Скончался в Москве. Погребен в Троице-Сергиевой лавре.

Взаимоотношения Церкви и государства в сталинскую эпоху исследует священник Г. Якунин 4.  Он отмечает, что среди бесчисленных поздравлений и множества подарков ко дню семидесятилетия со дня рождения Сталина Приветственный адрес духовенства Русской Православной Церкви Вождю народов СССР был, пожалуй, самым ценным подношением, полученным Великим юбиляром в эти дни. Этот почетный «словесный подарок» был апофеозом поклонения «служителей культа» «культу личности» Сталина.

Канонархом патриархального хора, воспевающего славословия Великому Вождю, был патриарх Алексий. Он выражал вполне религиозное благоговение к Сталину, называя его «наш любимый», уверял вождя, что «искренние и сердечные» поздравления и «горячие пожелания» исходят от «заветных чувств наших к Вам», выступал «с горячими молитвенными пожеланиями» Сталину «благословения Божия и многих лет неизменного руководства нашей великой державой» и даже призывал всех православных русских христиан... превыше всего благодарить Бога за то, что «Он... возглавил страну нашу избранным Им Гениальным Вождем...» В дальнейшем Алексий величает Сталина словосочетаниями: «Верховный Вождь русского народа», «Гениальный Вождь», «Великий и мудрый Вождь», «Великий строитель народного счастья».

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий