Архиепископ Алексий (Дородницын)

Архиепископ Алексий (в миру Анемподист Яковлевич Дородницын, епископ Православной Российской Церкви, архиепископ Владимирский и Шуйский. Духовный писатель и богослов.

Родился в селе Успенское, Славяносербского уезад, Екатеринославской губернии 2 (14) ноября 1859, в семье дьячка , Екатеринославской епархии.

Окончил Екатеринославскую духовную семинарию.

В 1885 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра без нового устного испытания.

В 1886 году был назначен на должность учителя в Херсонское Духовное училище и вместе с тем с июня 1890 года состоял противоштундистским миссионером Херсона.

В 1890 году представил в Совет Московской Академии на соискание степени магистра богословия сочинение «Церковно-законодательная деятельность Карла Великого».

В 1891 году был утверждён Святейшим Синодом в учёной степени магистра богословия.

В марте 1902 года был пострижен в монашество с именем Алексий и в том же году рукоположён во иеромонаха; в августе назначен инспектором Ставропольской Духовной семинарии.

В сентябре 1903 года получил назначение на должность ректора Литовской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.

30 мая 1904 года в Харьковском кафедральном соборе был хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Хиротонию совершали архиепископ Харьковский Арсений (Брянцев), епископ Таврический Николай (Зиоров), епископ Екатеринославский Симеон (Покровский) и другие. На хиротонии присутствовало множество народа, желавшего видеть впервые для Харькова совершавшееся торжество.

С 18 июля 1905 года епископ Елисаветградский, викарий Херсонской епархии.

С 27 августе того же года — епископ Чистопольский, первый викарий Казанской епархии; 5 сентября был назначен ректором Казанской Духовной Академии.

С 17 января 1912 года — епископ Саратовский и Царицынский.

Состоял почётным членом «Казанского Общества Трезвости» и избирался членом Совета Казанского отдела Русского собрания.[1]

20 июля 1914 года — архиепископ Владимирский и Суздальский (с 24 марта 1916 — Владимирский и Шуйский).

Весною 1917 года съезд духовенства и мирян епархии потребовал удаления архиерея за «деспотическое» управление и грубое обращение с духовенством, а также в связи с обвинениями в близости к Г. Е. Распутину. Святейший Синод был вынужден уволить его на покой и назначить выборы епископа, по результатам которых Владимирскую кафедру занял архиепископ Сергий (Страгородский).

После Февр. рев-ции 1917 Алексий опубликовал 18 марта в газ. «Новое Время» заметку с возражениями против отнесения его к поклонникам Г.Е. Распутина: «Распутина я никогда не видел и лично не был с ним знаком, никогда ни с какой просьбой к нему не обращался ни письменно, ни через третьих лиц. Но сам Распутин упорно домогался знакомства со мной, выступая предо мною ходатаем за разных лиц... Распутна и распутинство я всегда ненавидел и несколько лет боролся с ним». В мае опубликовано его обращение «Спасайте отечество от голода»: «„.нужно принимать все меры к тому, чтобы землевладельцы могли прежде всего спокойно приступить к посеву своих полей, в твёрдой уверенности, что они не понесут при этом никаких убытков от возможной национализации их собственности. Верьте, братия, что зем. вопрос будет разрешен согласно воле народа в Учред. Собр., мирно, законодат. путём. Поэтому национализация зем. собственности в то время, когда требуется всеобщее напряжение земледельч. сил для победы над врагом, должно считаться изменой Родине. Спасите же, братия, отечество от голода!» («Тамбовские Епархиальные Ведомости», 1917, № 18, 6 мая, с 427-28).

8 мая Чрезв. съезд духовенства и мирян Владимирской епархии единогласно постановил: «Удалить архиепископа Алексия из Владимирской епархии... как члена „Союза рус. народа“ и связанного с Распутиным, за деспотич. управление и дерзкое обращение с духовенством... Архиепископ Алексий настраивает против нового пр-ва, читая свои проповеди, в к-рых называет новое пр-во проклятым, оно создано не от Бога, а от самого сатаны» (ЦГИА, ф. 796, оп. 204, 1917. 5 ст., 1 от., N" 102, л. 20). В мае же Алексий писал в Синод: «Когда начались аграраные движения и возникли случаи насилия над зем. собственностью частных лиц, я указывал духовенству выступить против этих явлений нар. жизни... Ко мне стали поступать просьбы от частных лиц обратиться к народу с воззванием по поводу агр. беспорядков, и я немедленно отозвался на этот призыв своим воззванием „Спасите Россию от голода“... Вскоре возникли во Владимирской епархии насилия мирян над приходскими священниками — изгнание их из приходов, запрещение служить и прочее» (там же, лл. 59, 59 об.).

Осенью 1917 года самовольно поселился в Киево-Печерской лавре и, при поддержке Центральной Рады, пытался захватить церковную власть в Киеве и объявить автокефалию на Украине, возглавив в конце 1917 года Всеукраинскую церковную раду, почётным председателем которой он был избран.

В декабре объявил себя «украинцем» и выступил в газ' «Киевлянин» с открытым письмом: «Когда горит дом, когда пламя охватило его со всех сторон, когда мы видим, что спасти его мы не можем, то мы тогда спасаем то, что есть в доме самое дорогое для нас. Для меня в „этом доме“ самым дорогим является моя родина — Украина, и её счастью я решил отдать остаток своей жизни. ...обвиняют меня в несочувственном отношении к деятельности Всерос. Собора. Я этого не скрываю и открыто говорю, что теперь не время заниматься изобретением пышных нарядов для нашей церкви. В самом деле, в чём протекают самые важные моменты соборной деятельности? В восстановлении патриаршества, „надевании белых клобуков“, на одном из к-рых, не погрешив против истины, можно было сделать надпись: „На память от Керенского“. И так бесцветно, безыдейно, бессодержательно деятельность Собора протекает тогда, когда кругом льётся кровь, когда по городам и сёлам, по деревням идёт грабёж, насилие убийства...» («Всеукр. Церковно-Обществ. Вестник», 1917, № 157, 3 дек., с. 3).

7 января 1918 года за непослушание священноначалию и нарушение канонов был извержен из сана Всеукраинским церковным собором, проходившим под председательством митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) († 25 января 1918). Выступал против последнего; однако новым митрополитом Киевским и Галицким после митрополита Владимира был избран не он, а митрополит Харьковский Антоний (Храповицкий).

Скончался в 1919 году от паралича сердца в маленьком монастыре в Новороссийске, примирившись с Матерью-Церковью и приобщившись Св. Таин. Отпевал его еп. Евлогий (Георгиевский), который в своих воспоминаниях описал обстоятельства похорон.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий