Архиепископ Леонтий (Филиппович)

Архиепископ Леонтий (в миру Василий Константинович Филиппович; 6 (18) августа 1904, Киев — 2 июля 1971, Буэнос-Айрес) — епископ Русской Православной Церкви заграницей; архиепископ Буэнос-Айресский, Аргентинский и Парагвайский.


Отец — Константин Константинович, родился в городе Могилёве, служил в Киевской контрольной палате, затем в Екатеринославе, позднее снова в Киеве и Одессе. С 1922 — вновь в Киеве.
Мать — Анна Николаевна, из семьи обедневших помещиков Чернобыльского уезда Киевской губернии. Умерла в 1922.
Братья — Александр и Виктор; сестра — Антонина.

Учился в городском училище в Киеве, в Екатеринославском духовном училище, во время Гражданской войны — в Киево-Софийском духовном училище. В детстве пел в архиерейском хоре в Екатеринославе. С 1923 был послушником Киево-Печерской лавры, помощником библиотекаря лавры и певчим. Стал духовным сыном архимандрита Ермогена (Голубева). Передавал гонимым духовным лицам собранные верующими деньги (с этой целью, в частности, посетил Черемисский край), носил передачи в тюрьмы. Позднее вспоминал:

   Было время, когда я был посредником между добрыми людьми, оказывавшими помощь, и заключенным духовенством, а когда я стал священником, и мне добрые люди везде и всегда оказывали такую же помощь, — в тюрьме, на принудительных работах, в условиях подпольного существования. Благодаря этому, я всегда имел возможность помогать своим соузникам и тем, кто меня скрывал и терпел нужду.

В 1923—1924 изучал богословие у преподавателей Киевской духовной академии. После передачи Киево-Печерской лавры обновленцам переехал в Китаевскую пустынь. В 1926 вместе с архимандритом Ермогеном совершил паломничество в Саровскую обитель и Дивеевский монастырь.
Монах и священник

В 1927 был пострижен в монашество. В 1927—1930 жил в Ленинграде на подворье Киево-Печерской лавры, учился на Высших православных богословских курсах, на которых преподавали бывшие профессора Петербургской духовной академии и другие учёные (ректором курсов был протоиерей Николай Чуков). Участвовал в деятельности богословского кружка.

С 1928 года — иеродиакон.

В 1930 году, после закрытия курсов, был вынужден покинуть Ленинград и вернулся в Киев; в том же году был рукоположен во иеромонахи, а затем возведён в сан игумена. Завершил духовное образование в Киеве, где сдавал зачёты бывшим профессорам духовной академии и написал кандидатскую работу на тему «Жития святых, как материал для христианской апологетики». Получил степень кандидата богословия в 1934 (по решению Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского)).

В 1932 года был арестован в Киеве, обвинён в антисоветской агитации. Через несколько месяцев освобождён. Служил в храме в киевском пригороде Приговка.

В 1933 года вновь арестован, оправлен на принудительные работы в каменоломни в город Коростень, там тяжело заболел и был освобождён как неспособный к физическому труду.

С 1935 года — архимандрит.

Тайное служение

В 1937 перешёл на нелегальное положение, жил у одной бедной старушки в городе Переяславле, затем в Житомире. Тайно служил на дому. Позднее вспоминал об этих годах своей жизни:

Живя на нелегальном положении, служа самой малой части своих верных пасомых (всего несколько человек), я не всегда мог позволить себе роскошь посетить тайно своего когда-то близкого собрата. Если я это делал иногда, не выдерживая одиночества и желая в беседе с таким же, как я, хоть немного укрепить себя, то у него я вызывал неприятное беспокойство своим посещением. Не обратили ли кто-либо из соседей внимания, что прошёл незнакомый, не следил ли за мной какой-нибудь секретный агент, не взят ли дом под подозрение? и т. п. Так смотрел на вещи и я. Старался избегать встреч с духовными лицами, пользовавшимися свободой, или их знакомыми. Через других до меня доходили сведения, что где-то скрывается священник, тайно совершает службы, но я не желал знать, кто он и откуда, в каком доме служит, не зная, вынесешь ли допрос и невольно не предашь ли.

Служение на Украине

После занятия Житомира немецкими войсками в 1941 перешёл на легальное положение. С 7 ноября 1941 — епископ Бердический в составе Украинской православной автономной церкви (архиепископа Алексия (Громадского)), которая признавала себя частью Московского Патриархата. Управлял Житомирской епархией. Служил на церковнославянском языке, иногда проповедовал по-украински. Организовал краткие богословские курсы, выпускников которых рукополагал в священники (всего около 200 выпускников), открыл в Житомирской епархии около 300 приходов.

После занятия советскими войсками Житомира в 1943 переехал в Варшаву, с июля 1944 жил в Вене, затем в Мюнхене. 17 мая 1944 был принят в юрисдикцию Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), с августа 1944 был викарием Германской епархии РПЦЗ, однако к исполнению обязанностей не приступил.

Служение в Южной Америке

С 1946 года — епископ Парагвайский, основал монастырь в селении Капитан Миранда, построил два храма, занимался с православными детьми. С 1948 — епископ Аргентино-Парагвайский в юрисдикции Северо-Американской митрополии, но уже в 1949 году вернулся в юрисдикцию РПЦЗ. В 1950 году получил назначение на Эдмонтонскую кафедру, но остался в Южной Америке. С 1953 — епископ Чилийский и Перуанский, глава самой малочисленной епархии РПЦЗ. В 1957 году построил Свято-Троицкий храм в Лиме (Перу), но уже в следующем году этот приход оказался в юрисдикции Американской митрополии. При нём в Чили была основана женская монашеская община во имя Успения Пресвятой Богородицы. По воспоминаниям архимандрита Вениамина (Вознюка),

   когда у нас монашеское братство было, за обедом мы больше всего читали преп. Феодора Студита, его послания монашествующим. У нас было много святоотеческих книг, библиотека, это была наша главная пища духовная, но каких-то специальных наставлений от себя владыка не давал. Молодым людям владыка говорил, что нужно исполнять христианские заповеди, жить по-христиански. Это каждый из нас должен говорить обращающемуся с вопросом, как жить. Нельзя говорить, что, мол, сейчас мораль такая, это ничего, потом покаетесь, — это абсурд.

Резко негативно относился к экуменическому движению и церковному «модернизму», был противником сокращений при проведении богослужений. С 23 августа 1957 года — архиепископ (носил титул Сантъягский и Чилийский).

В истории РПЦЗ, опубликованной в конце 1960-х годов, говорилось:

Жизнь Чилийско-Перуанской епархии протекает более чем скромно, но зато богата своей духовной, поистине подвижнической жизнью, родственной жизни наших русских отдаленных скитов среди девственных лесов уединенных уголков былой России, близкой жизни Катакомбной Церкви в теперешней подъяремной России. Архиепископ Леонтий… живёт в деревянном примитивном домике, примыкающим к собору, где находится и его Епархиальное управление. Владыка ежедневно совершает строго уставные богослужения в Свято-Троицком соборе с помощью монахинь, которые живут в своем небольшом каменном домике вблизи собора. При епископе причта нет, кроме игумена Вениамина (Вознюка); остальное духовенство (4 священника) переехало в США. По воскресным и праздничным дням поет небольшой хор, которым управляют поочередно монахини Иоанна и Иулиания.

В 1967 году был назначен на архиерейскую кафедру в Сан-Паулу, но затем это назначение было отменено, и владыка Леонтий остался в Чили.

В 1969 году был переведён на кафедру в Буэнос-Айрес с титулом архиепископ Буэнос-Айресский, Аргентинский и Парагвайский. В его юрисдикции находились приходы РПЦЗ, расположенные в Аргентине, Парагвае, Уругвае, Чили и Перу.

В рамках РПЦЗ входил в неформальную группу архиереев, участниками которой были также владыки Иоанн (Максимович), Аверкий (Таушев), Андрей (Рымаренко), Савва (Сарачевич), Нектарий (Концевич).

Владыка Леонтий и греческие старостильники

Активно поддерживал старостильническое движение в Греции — оппозицию официальному руководству Элладской православной церкви, которая не согласилась с переходом на новый календарный стиль. Действуя без разрешения своего священноначалия, в мае 1962 прибыл в Грецию, где участвовал в епископских хиротониях четырёх старостильных клириков, находившихся в юрисдикции так называемого «Синода архиепископа Хризостома». Руководство РПЦЗ первоначально отказалось признавать эти хиротонии, но в 1969 признало их действительность. Видный деятель РПЦЗ архиепископ Аверкий (Таушев) говорил, что

  я сам не решился бы совершить хиротонию греческих старостильников. Но вместе с тем, в глубине души, не могу не восхищаться смелостью, с которой архиепископ Леонтий совершил поступок, к которому звала его совесть… Он совершил мужественный акт помощи братской Церкви, которая сейчас для нас самая близкая нам по духу… Единственное «но» в поступке архиепископа Леонтия — это то, что он поступил как бы не по-братски, наперекор решению собора, хотя и по добрым побуждениям.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий