Архиепископ Пахомий (Кедров)

Черниговский архиепископ Пахомий Кедров (1876—1937) был первым черниговским епископом, избранным по традиции Древней Церкви на епархиальном съезде в мае 1917 года. Жизнь Пахомия (Кедрова) крепко и надолго соединилась с Черниговщиной. Здесь было признано его духовное и пастырское достоинство, здесь он был свидетелем и участником бурных событий революции, из Черниговщины началось его восхождения на собственную Голгофу. Управлять епархией ему пришлось в сложный революционный период и первое десятилетие существования советской власти. Когда начались полномасштабные репрессии против церкви и священнослужителей, как истинный «пастырь своего духовного стада», он первым пострадал в 1921 – 1922 годах.

Архиепископ   Пахомий  ( Кедров ) родился 30 июля (ст. ст.) 1876 г. в семье священника г. Яранска, Вятской губернии Петра Кедрова. В крещении его тоже назвали Петром. Семейство Кедровых было традиционно большим. Кроме Петра (будущего владыки Пахомия) у четы Кедровых родились сыновья Иоанн, Александр, Николай, Поликарп, Михаил и две дочери — Зинаида и Вера. Все сыновья пошли по духовной стезе. Трое из них, включая Пахомия, достигли архиерейской степени священства и, впоследствии, подверглись репрессиям со стороны советской власти. В семье царил дух христианского благочестия. Дети с маленького возраста были научены распорядку церковной жизни и церковного богослужения. Брат Пахомия, Поликарп (епископ Аверкий), вспоминал, как они в детстве помогали отцу-священнику «петь, читать и храм прибирать».

Несмотря на многочисленное семейство, родители Кедровых выучили всех своих детей. Сыновья окончили Яранское духовное училище и Вятскую духовную семинарию. Петр затем поступил в Казанскую духовную академию. В академии на одном курсе с ним учился Александр Поздеевский, будущий ректор Московской духовной академии, а затем известный архиепископ Феодор, который в своих воспоминаниях отмечал, что «пономарем академической церкви был смиренный и кроткий юноша Петр Кедров».

Хотя у Петра, как и у многих детей священников, почти не было возможности выбора жизненного пути, он не тяготился семейной традицией, очень любил свое пастырское служение и духовное делание. «Я вообще никогда не занимался и не интересовался политикой, — говорил владыка  Пахомий  следователю в 1922 году, — с 22 лет от роду, с 3 курса духовной академии, я стал монахом, и главным и почти исключительным предметом моих занятий было изучение религии, вне которой для меня не было других интересов».

В декабре 1898 года Петр Кедров, тогда студент третьего курса академии, принял обет иночества с именем  Пахомий . После окончания академии в 1900 году, он три года преподавал в Липецком духовном училище, затем был переведен в Кременецкое духовное училище. Через год после последнего назначения  Пахомий  оказался на новом месте службы — в с. Дермань Волынской губернии на должности настоятеля Дерманского Свято-Троицкого монастыря с одновременным заведыванием Дерманской церковно-учительской школы. Тогда же он был возведен в чин архимандрита. Семь лет, проведенные в этом  тихом живописном волынском уголке, по признанию Пахомия, были лучшими в его жизни. «В школе учились только дети крестьян и я в этой обстановке чувствовал себя очень хорошо», — вспоминал владыка через несколько лет.

Дерманская тишь нравилась Пахомию потому, что он был человеком высокодуховным, всегда стремящимся к исполнению главного монашеского труда — молитвы. Кроме этого подлинно христианского монашеского настроения,  Пахомий  имел философский ум, что прослеживается в его проповедях и других материалах, где перед нами предстает в большей мере философ-учитель, нежели руководитель-пастырь. В Чернигов он попал в 1911 году. 30 августа в Почаевской Лавре состоялась хиротония архимандрита Пахомия в епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии. Ее совершал Волынский архиепископ Антоний (Храповицкий). Дальнейшая пастырская деятельность Пахомия (Кедрова) была связана с Черниговом, ставшим для него родным и близким. Несмотря на титул Новгород-Северский, но проживал постоянно в Чернигове, заведовал Черниговским Успенским Елецким монастырем, исполнял различные, как правило, мелкие поручения действующего Черниговского епископа.

В сентябре 1911 г. в Чернигове состоялось знаменательное событие: город посетил император Николай ІІ. Одним из пунктов высочайшего визита был обзор императорской семьей святынь древнего Чернигова, поклонение мощам святителя Феодосия Угличского. Черниговская местная власть, светская и церковная, тщательно готовилась к встрече высокого гостя. В честь императора подчистили и удалили немалый фолиант из истории Черниговской епархии, отремонтировали и принарядили церковные сооружения. В конце концов, император Николай ІІ остался удовлетворенный поездкой в Чернигов, хотя, как известно, сентябрьские дни 1911 года были омраченные смертельным покушением в Киеве на премьер-министра П.Столипина.

Черниговский губернатор М.О.Маклаков вскоре после визита императора был переведен в Санкт-Петербург и назначен министром внутренних дел. Высочайшей милости сподобился и Черниговский епископ Василий (Богоявленский), который со временем был посвящен в сан архиепископа. После отъезда из Чернигова высоких гостей в городе воцарились будничные, однообразные дела. В такую рутинную работу включился и епископ Пахомий, который по обыкновению, кроме викарных обязанностей, управлял Черниговским Елецким Успенским монастырем.

Черниговская епархия в период стремительного развития капитализма между двумя революциями, благодаря деятельности правящего архиерея, отметилась рядом экономических, хозяйственных, социальных, образовательных проектов. Епископ Василий (Богоявленский), будучи человеком властным, хотя, в конце концов, священномученик, настойчиво и твердо реализовывал задуманное, привлекая для этого ресурсы епархии и священнослужителей, из-за чего зажил неоднозначной, как оказалось потом, довольно критической характеристики кое-кого из них. В это время епископ Пахомий оставался в тени правящего владыки. Кроме церковных служб, его обязанностью было поставлять дьяконов, возглавлять временные комиссии, принимать участие в заседании разных епархиальных советов.

От июня 1916 года епископ Василий находился в Петрограде на заседании летней сессии Священного Синода, в октябре того же года он был возведен в сан архиепископа. Обязанности правящего архиерея перешли к епископу Пахомию. В сентябре 1916 г. в Черниговской епархии была основана еще одна викарная кафедра – Стародубская. Ее возглавил епископ Пахомий, сохранив право исполнять обязанности правящего архиерея. Через полгода состоялась революция. Архиепископ Василий (Богоявленский) вернулся из Петрограда в Чернигов 24 марта 1917 г., а через два дня был арестован и вскоре отправлен под арестом назад в Петроград. Там его освободили из-под ареста и отправили «на покой». Со временем он был вовлечен в подготовку Всероссийского церковного собора. В Чернигове же было инициировано расследование деятельности владыки Василия в епархии, однако о результатах ничего неизвестно, а, следовательно, они не имели никаких юридических последствий.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий