Архиепископ Тамбовский и Козловский Зиновий (Дроздов) (14.07. 1875 г . — 9.09. 1942 г.)

Архиепископ Зиновий (Дроздов)

Лёвин О.Ю., заведующий историко-архивным отеделом Тамбовской епархии

Есть какая-то связь между Костромой и Тамбовом. Судите сами: первый епископ Тамбовский из костромичей (епископ Леонтий до назначения епископом Тамбовским был настоятелем Галичского Авраамиева монастыря), один из самых интересных ректоров местной Тамбовской семинарии занимающий эту должность в непростое для семинарии время первой русской революции, будущий архиепископ Феодор (Поздеевский) (кстати первый из духовных лиц на кого было совершено покушение), также костромич и, наконец, последний досоветский епископ Тамбовский Зиновий (если учитывать, что советская власть в Тамбовской губернии окончательно закрепилась только к осени 1918 г.) уроженец костромского села Холм.
Старинное это село было очень дорого сердцу владыки и не раз он вспоминал его в течении своей жизни как милый и приятный для души уголок, в котором прошло детство.

В этом селе в семье священника Петра Дроздова 14 июля 1875 г . и родился будущий владыка Зиновий, названный в крещении Николаем. Путь его был обычен для выходцев из духовного сословия, многие из них шли по накатанной отцами и прадедами дорогой, не был исключением и Николай Дроздов. В 1897 г . он заканчивает Костромскую духовную семинарию. Женится, принимает сан священника, служит на приходе. Этот период жизни отца Николая нам меньше всего известен, видно и сам он в последствии не любил вспоминать о нем, так как это причиняло боль в сердце. Знаем только, что семейная жизнь длилась не долго, и вскоре священник Николай Дроздов овдовел, а впоследствии потерял и сына. О том, что сын у него был, мы узнаем из анкеты, которую он заполнял в 1940 г . при допросе в органах НКВД, там он указывает, что сын умер в 1902 г . А в одном из писем есть такая грустная фраза: «Как живой встает передо мною мой маленький, шестилетний (уже покойный) спутник. Вспоминаются все мелочи, точно это было вчера. Вспоминалось, как это дитя, долго гуляя, вот точно по таким полям, утомлялось и просило отдыха. «Посидим немножко, я устал», просил он. Как я его подбодрял и успокаивал: «Подожди не долго, скоро придем домой, и будем пить чай». И мой малютка успокаивался, снова прыгал и резвился. Потом придет домой, минутку посидит и опять бежит гулять со сверстниками. О, счастливые, незабвенные детские годы!» Сколько в этих словах написанных спустя три года после смерти сына чувствовалось боли и горя.

В 1900 г . отец Николай поступает в Санкт-Петребургскую духовную академию, которую заканчивает в 1904 г. со степенью кандидата богословия. На четвертом курсе постригается в монахи и с этих пор он уже иеромонах Зиновий. По окончании академии молодой кандидат богословия поступает судовым священником на госпитальное судно «Орел» и направляется вместе с эскадрой адмирала Рожественского в Цусимский залив, где японцами в мае 1905 г . был уничтожен почти весь русский флот. Выбор именно такой стези иеромонахом Зиновием был не случаен. Он как настоящий патриот очень переживал за неудачи своей родины и искренне полагал, что его место там, где нужно отстаивать честь России и с теми кто эту честь отстаивает.

Покинув родной Холм 2 августа 1904 г . он сначала добирается до Либавы, где попадает на транспорт «Иртыш». Попав в среду офицеров он с болью замечает: «Как мало энтузиазма, веры в себя, в Россию, желания послужить своему ближнему. Большинство смотрит на свою службу, как на неприятную, противную обязанность, и служит только из-под палки, из страха подвергнуться наказаниям и лишениям. Меньший брат забыт, каждый думает о себе». Ему представляется, что такая ситуация только здесь на транспорте, но уж на «Орле», который является госпитальным судном и где, казалось бы должно быть все иначе, много лучше. Но нет, и тут иеромонах Зиновий видит тоже: «Боюсь ошибиться, но мне кажется, что большинство живет только своими узкими, эгоистическими интересами. Более высокие порывы и благородные движения души, если и есть там, в глубине, то они не проявляются во вне. Не то я думал найти на службе Красного Креста. Как это ни прискорбно, но должно сознаться, что здесь мало единения и согласия, столь необходимого на святом деле самоотверженного служения ближнему. И здесь на первом плане стоит чинопочитание и свое эгоистическое «я». Я не утверждаю этого безусловно, может быть однообразие морской жизни и отсутствие серьезной работы испортило благороднейшие характеры, но, то что я вижу, мало дает повода к хорошим заключениям» — с горечью пишет он.
В Капштадте 30 ноября моряки русской эскадры получают известие о сдаче Порт-Артура. С болью в сердце принимает это известие отец Зиновий, но, внимательно вглядываясь в окружающую его обстановку, общаясь с людьми, монах делает очень важное для себя наблюдение: «Сердце обливается кровью, когда слышишь ехидные укоризны пылким патриотам, дорожащим честью и славою родины, добровольно идущим на защиту русского имени: «что они глупо делают, что только дураки рвутся на верную смерть». К счастью и достоинству нашей родины, таких лиц, позорящих русское имя, немного, и не смотря на это, их разъедающее и убивающее всякую энергию влияние довольно заметно и присутствие их в рядах защитников России крайне нежелательно. Их черная мысль грязнит и позорит начальников, отнимая от них всякую даровитость и талантливость, опошливает всякие решительные распоряжения. Какая-то безнадежность овладевает всем моим существом, когда я слышал эти речи; негодование кипело в сердце, так и хотелось бросить им в лицо это страшное слово: «предатели! изменники!» но для них оно не страшно. Служить ближнему не их дело; они знают только самих себя». Конечно, когда в обществе присутствует большое количество людей очень верно описанных иеромонахом Зиновием, победить очень сложно. Но будущий владыка верит в лучшее, верит в то, что вера может и станет тем, что объединит всех. В этом его убеждает то, как матросы относятся к богослужению: «Здесь не тяготятся богослужением, часть даже принимает, так сказать, негласное участие в нем» — отмечает он. А последние предпасхальные службы вообще вызвали всеобщее воодушевление: «За молитвой матросы отдыхали душой и телом. Сколько было ропота, когда служба отменялась!»

Многомесячный, изнурительный поход закончился для иеромонаха в мае 1905 г . Госпитальное судно «Орел» было пленено японцами и отведено в Шанхай. Сам Зиновий жил какое-то время в одном из пансионатов в Шанхае, затем вернулся в Россию, где был назначен сначала преподавателем в Вятскую духовную семинарию, затем смотрителем Кутаисской духовного училища, одно время (1907—1908 гг.) был правителем канцелярии экзарха Грузии. В Грузии отец Зиновий пробыл недолго, уже 13 июля 1908 г . он назначен смотрителем Екатеринбургского духовного училища (в это время, он уже был в сане архимандрита), а затем ректором Кишиневской духовной семинарии. Правящим епископом Кишиневским был Серафим (Чичагов), владыка Зиновий впоследствии вспоминал, что его связывали дружественные отношения с этим иерархом. Здесь в Кишеневе архимандрит Зиновий посвящен во епископа Измаильского, викария Кишиневской епархии. Произошло это событие 11 декабря 1911 г.

Спустя два года, 17 января 1913 г. молодой владыка назначается епископом Козловским, викарием Тамбовского архиепископа Кирилла (Смирнова). Под руководством опытного архипастыря, каковым был архиепископ Кирилл, епископ Зиновий постигал азы церковно-административной деятельности. Эти годы наполнены тяжелой работой, которая подготовила его к тем испытаниям, которые предстояло перенести.
После 1917 г . началась новая эпоха в истории епархии, и владыка Зиновий стал первым тамбовским епископом избранным соборно. Произошло это событие 28 мая 1918 г . Архиепископ Рязанский и Зарайский Иоанн, специально командированный Патриархом и Св. Синодом, открыл собрание, на котором присутствовало 121 деп. (67 от духовенства и 54 от мирян). Из кандидатов на епископскую кафедру предлагался епископ Козловский Зиновий и председательствующий в училищном совете при Св. Синоде протоиерей Павел Ильич Соколов (бывший ректор ТДС). Избран был Зиновий, Патриарх утвердил это решение собрания 4 июня. Викарий Козловским епископом стал Павел (Поспелов).

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий