Архимандрит Софроний ( Сахаров)

Архимандрит Софроний (Сахаров)

Священнослужитель Константинопольской православной церкви, схиархимандрит, ученик и библиограф Силуана Афонского; основатель ставропигиального монастыря Святого Иоанна Предтечи в Мальдоне, Эссексе, Англии.

Архимандрит Софроний (Сергей Семенович Сахаров) родился в Москве в верующей, купеческой и просвещенной семье.

Няня его, Екатерина, была человеком глубокой и сильной молитвы. Она подолгу молилась в церкви, а маленький Сергей сидел иногда у ее ног. В такой обстановке и у него возникала естественная потребность молиться. В первые годы жизни Сергей был очень слаб и много болел, но постепенно, под влиянием прогулок с няней и молитв здоровье его стало поправляться.

В детстве увлекался чтением Гоголя, Толстого, Достоевского и Пушкина. Среднее образование получил в Москве.

Молитва сопровождала Сергея до семнадцати или восемнадцати лет. Он увлекся живописью и многие отмечали его талант художника. В 1915 году поступил в Академию художеств, где учился до 1917 года. Участник Первой мировой войны в чине младшего офицера инженерных войск.

В 1918 году в Москве дважды арестовывался органами ЧК.

В этот период, не отвергая христианства, он интересовался мистической литературой.

В 1921 году эмигрировал из России и несколько месяцев провёл в Италии и Берлине.

В 1922 году переехал в Париж, где работал художником и выставлял свои картины в парижских салонах.

В 1924 году на Пасху у него было видение Нетварного Света в связи с чем он решил посвятить свою жизнь Богу.

В 1925 году он поступил на подготовительные курсы в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, но вскоре уехал сначала в Югославию, а оттуда — на Афон, где 8 декабря 1925 года был принят в монастырь святого великомученика Пантелеимона и 18 марта 1927 года пострижен в монашество с именем Софроний.

Архимандрит Софроний (Сахаров)

В 1930 году познакомился со старцем Силуаном Афонским, который стал его духовным руководителем.

30 апреля 1932 года (по другим данным 13 мая 1930 года) монах Софроний был рукоположен во иеродиакона епископом Николаем Сербским.

В 1935 г. иеродиакон Софроний тяжело заболел. Он оказался на грани смерти. Многие, в том числе и сам отец Софроний, были уверены, что ему осталось жить совсем немного, но по Божиему милосердию и по молитвам преподобного Силуана отцу Софронию было даровано еще много лет жизни  и 1 декабря 1935 года был пострижен в великую схиму.

24 сентября 1938 г. отошел ко Господу старец, духовник и сотаинник отца Софрония преподобный Силуан. Перед смертью старец передал отцу Софронию сделанные им записи, которые после значительного редактирования стали основой самого известного творения о.Софрония — книги “Старец Силуан”. Отец Софроний также написал первую часть этой книги — жизнеописание Старца Силуана.

После смерти своего духовника отец Софроний с благословения настоятеля монастыря уходит в “пустыню”. Он подвизается в Карульском и в некоторых других афонских скитах.

В 1941 году он был рукоположён во иеромонаха и с 15 февраля 1942 года стал духовником монастыря св. Павла на Афоне. С 1943 по 1947 годы — член братии Троицкой кельи в Новом Скиту.

После войны, по политическим соображениям иеромонах Софроний вместе с группой других русских монахов был выслан с Афона и в 1947 году приехал во Францию, где поступил на четвёртый курс Свято-Сергиевского богословского института. Ввиду перехода в клир Западно-Европейского Экзархата Московского Патриархата был исключен из института и начал служить помощником настоятеля Никольской церкви при Русском старческом доме в Сен Женевьев де Буа (1947—1956).

В 1948 году публикует первое ронеотипное ручное издание книги «Старец Силуан», а в 1952 году в Париже вышло первое типографское издание книги этого труда о Силуане Афонском.

25 апреля 1954 года был возведён в сан архимандрита, а в 1956 году во Франции, на ферме Колара (близ Сен Женевьев де Буа), им была учреждена монашеская община, но основать полноценный монастырь во Франции у него не получается.

Постепенно вокруг отца Софрония собирается круг духовных детей и учеников, стремящихся к монашеской жизни. В 1956 г. по благословению церковной иерархии он создает во Франции, на ферме Колара, монашескую общину.

В ноябре 1958 г. отец Софроний с некоторыми своими духовными детьми переезжает в Великобританию, в графство Эссекс, где было приобретено имение, которое легло в основу монастыря Святого Иоанна Предтечив юрисдикции Константинопольского Патриархата. С 1959 по 1974 годы был его первым настоятелем. 1 сентября 1974 года отошёл от настоятельства и стал духовником обители.

Основанный им монастырь стал одним из наиболее почитаемых православных мест в Великобритании. Сюда съезжаются люди со всего мира — от Японии до Канады, — чтобы припасть к духовному источнику преподобного Силуана.

Скончался 11 июля 1993 года в монастыре Святого Иоанна Предтечи в Эссексе.
Изречения

  •     Когда мы в благом ужасе от видения святости Бога и в то же время в отчаянии от нашего крайнего недостоинства такого Бога, то молитва становится могучим порывом духа, разрывающим тесное кольцо тяжелой материи.
  •     «Блаженны мы, Израиль, что мы знаем, что благоугодно Богу. Дерзай, народ мой …» (Варух 4:4-5). А мы, христиане, одаряемся Богом в безмерно большей степени, чем все пророки и праведники до пришествия Иисуса на Землю. Когда осознаем сие, то в благодарности восклицаем: "Блаженны мы, Новый Израиль, освященный род христиан, ибо Сам Господь благоволит соединяться с нами настолько, что и Он, и мы — становимся «едино», (ср. Ио. 17:21-23).

 

  •     Мы малодушествуем, но Христос говорит нам: «Дерзайте: Я победил мир». Если Он победил «мир» (по гречески «космос»), то это значит, что Он и как человек стал превысшим твари, надмирным. И всякий, верующий в Него, побеждающий в подвиге покаяния действующий в нас «закон греха» (ср. Рим. 7,23), становится, подобно Христу, надмирным (сверх-космическим).

 

  •     Гордость, как явная или скрытая тенденция к самообожению — извратила сердца людей; едва мы увидим в себе некоторые признаки духовного восхождения, как этот змий подымает свою голову и тем омрачает ум, пресекает видение, удаляет от Бога.

Труды

«Старец Силуан», 1948
«Об основах православного подвижничества», 1952
«Видеть Бога как Он есть», 1985
«О Молитве», 1991
Архимандрит Софроний. Письма в Россию. Эссекс : Братство Святителя Тихона, 1997. — 191 с. ISBN 5-86407-013-0 (книга на amazon.com)
Архимандрит Софроний (Сахаров). Духовные беседы. СПб.: Сатисъ, 1997. 87 с.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий