Епископ Николай (Оно) (1872—1956)

Епископ Николай (Оно)  Николай, епископ (Русско-Православная Греко-Кафолическая Северо-Американская митрополия). В миру Ямадзаки Киити (山崎帰一).
Родился 8 сентября 1872 года в деревне Каннами, префектура Сидзуока, Япония, вторым сыном в языческой самурайской семье. Когда Киити был еще в начальных классах школы, его старший брат, Кэнзабуроо Ямадзаки, крестился под именем Саввы и сделался православным катехизатором.


В надежде продолжить свое образование после окончания школы, уехал в Токио и отправился в штаб-квартиру Русской Духовной Миссии в Японии где жил и трудился его брат. Киити был радушно встречен самим святителем Николаем (Касаткиным) который пригласил его поступить в Токийскую православную семинарию. Юноша согласился и вскоре, в преддверии Святой Пасхи 1885 года, был крещен под именем Иоанна.

Иоанн окончил образование в июле 1892 года и стал катехизатром. 2 июля 1894 года он вступил с брак с Верой Оно, дочерью одного из первых православных иереев Японии – Иоанна Сакаи. По этому поводу был усыновлен семьей супруги и принял фамилию Оно (小野).

19 марта 1905 года Иоанн был рукоположен в пресвитерский сан святителем Николаем Японским и определен настоятелем в православный храм городаТакасаки. В 1905 году, в связи с Русско-Японской Войной, был временно назначен пастырем лагеря русских военнопленных в предместье города Осака.

В 1925 году возведен в сан протоиерея архиепископом Сергием (Тихомировым).

Согласно решению Японского Церковного Собора 1939 года, был переведен в Токийский Воскресенский собор и временно также назначен настоятелем православного храма в Иокогаме. После смещения митрополита Сергия (Тихомирова) с поста предстоятеля под давлением японского государства, японская кафедра осталась вдовствуещей, среди паствы начались волнения и нестроения. Временный управляющий делами Церкви Арсений Ивасава, а также поддержавшие его верующие, сумели убедить отца Иоанна, одного из старейших японских протоиереев и земляка Ивасавы, принять архиерейское рукоположение. Поскольку отец Иоанн был женат, его возведение в епископский сан могло быть совершено только при условии принятия монашества его женой, в соответствии с 48-м правилом VI Вселенского Собора.

В марте 1941 года чета Оно пребыла в Харбин где матушка Вера приняла постриг под именем Елена, а отец Иоанн – под именем Николай. 6 апреля 1941 года в кафедральном соборе Харбина состоялась хиротония архимандрита Николая (Оно) во епископа Токийского и Японского архиереями Русской Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Харбинским Мелетием. Епископ Николай стал первым православным епископом-японцем.

Многие японские верующие оказали сопротивление новому епископу – когда он вернулся в Японию, он не смог отслужить Пасхальную службу в Токийском соборе так как его двери оказались заперты. Однако, на Внеочередном Церковном Соборе 18 июня 1941 года, проходившем в присутствии представителей японских светских властей, епископ Николай был признан японским предстоятелем.

Военное время принесло много лишений японской православной пастве. К концу войны епископ Николай проводил почти все свои ночи за отпеванием множества умерших которые грузовиками свозились в Токийский собор, оставшийся единственным зданием нетронутым американскими бомбёжками на всем квартале.

Противостояние разделившее японскую паству вылилось в новый конфликт после окончания Второй Мировой Войны. 5-6 апреля 1946 года состоялся первый послевоенный Японский Церковный Собор, вынесший решение об удалении епископа Николая от управления – он выехал на покой в город Каннари, префектура Мияги.

Хотя решение воссоединиться с Московской Партиархией было уже сделано Японской Консисторей в конце марта 1946 года и японская паства во главе с епископом Николаем была принята патриархом Алексием Ι, большинство японских православных, под влиянием Американских Оккупационных Властей, приняло в начале 1947 года епископа Вениамина (Басалыгу) из Америки и вошло в юрисдикцию русской «Американской митрополии». Немногие оставшиеся верными Московской Патриархии были возглавлены вернувшимся в Токио владыкой Николаем, а также протоиереем Антонием Такай.

Однако, под конец своей жизни епископ Николай принял решение о воссоединении с большинством японских верующих. 24 апреля 1954 года он подписали акт примирения с американским епископом в Японии, Иринеем (Бекишем) и, вместе с большинством иереев и верующих в его подчинении, перешел в юрисдикцию «Американской митрополии».

Вскоре владыка Николай почил на 85-м году жизни, 19 ноября 1956 года.

За 16 лет своего епископства владыка Николай рукоположил 3-х иереев, 1-го диакона, 2-х иподиаконов и построил 1 церковь. Один из видных мирян Японской Церкви тех лет, Александр Манабэ, отзывался о епископе Николае как о человеке мягком и слабохарактерном, не обладавшим ни честолюбием ни административными способностями. Однако, владыка был одним из старейших японских священнослужителей, воспитанником самого апостола Японии Николая.

  Несмотря на противодействие многих, епископ Ириней дал позволение на захоронение епископа Николая (Оно) на кладбище Янака, рядом с могилами предыдущих японских предстоятелей — просветителя Японии архиепископа Николая (Касаткина) и митрополита Сергия (Тихомирова).

  Награды:
золотой наперсный крест (за усердную заботу о русских военнопленных, от страстотерпца императора Николая II; февраль 1907).
украшенное напрестольное Евангелие (за усердную заботу о русских военнопленных, от Святейшего Синода; февраль 1907).

Погребён на кладбище Янака в городе Токио (Япония). Могила находится в православном мемориале, где погребены предстоятели Японской автономной Православной Церкви.

Источник

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий