Филарет (Денисенко)

Филарет Денисенко (в миру Михаил Антонович Денисенко, укр. Михайло Антонович Денисенко)

В миру Денисенко Михаил Антонович, родился 23 января 1929 года в селе Благодатном Амвросиевского района Донецкой области, в семье шахтера. Отец — Антон Денисенко, шахтер, погиб в 1943 г. на фронте. Мать — Мелания Денисенко, домохозяйка. Имел двух братьев.

В 1946 году Денисенко окончил среднюю школу, после чего поступил в третий класс Одесской духовной семинарии, которую окончил в 1948 году. В том же году Денисенко поступил в Московскую духовную академию. Обучаясь на втором курсе, 1 января 1950 года, он был пострижен в монашество под именем Филарета и назначен исполняющим обязанности смотрителя Патриарших покоев в Троице-Сергиевой Лавре. В том же месяце он был рукоположен в сан иеродиакона, а 1952 году – в сан иеромонаха.

В 1952 году Филарет окончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем Святого Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии. Одновременно Филарет исполнял обязанности благочинного Троице-Сергиевой Лавры. В марте 1954 года ему было присвоено звание доцента.

В августе 1956 года Филарет был возведен в сан игумена и занял пост инспектора Саратовской духовной семинарии. В следующем году он занял аналогичную должность в Киевской духовной семинарии. В июле 1958 года Филарет был возведен в сан архимандрита. В 1960 году архимандрит Филарет занял пост управляющего делами Украинского экзархата.

В мае 1961 года Филарет стал настоятелем подворья Русской православной церкви при Александрийском патриархате в Александрии (Объединенная Арабская республика), и занимал этот пост до января 1962 года.

В 1962 году Филарет был возведен в сан епископа Лужского, викария Ленинградской епархии (таинство хиротонии, или рукоположения, совершено 4 февраля 1962 года). Тогда же он был назначен управляющим Рижской епархией. Летом того же года он был освобожден от обязанностей викария Ленинградской епархии и назначен викарием Среднеевропейского экзархата с временным управлением Среднеевропейским экзархатом. В ноябре того же года он стал епископом Венским и Австрийским.

В декабре 1964 года Фирарет — уже как епископ Дмитровский — стал викарием Московской епархии и ректором Московской духовной академии и семинарии.

14 мая 1966 года Филарет был возведен в сан архиепископа Киевского и Галицкого, Экзарха Украины, и назначен членом Священного Синода. В этом качестве он начал принимать активное участие в международной деятельности РПЦ и в декабре того же года возглавил Отдел внешних церковных сношений Московского патриархата в Киеве. На этом посту он продолжил активно работать, неоднократно в составе делегаций Украинского экзархата, Московского патриархата и Русской православной церкви выезжал за рубеж, принимая участие в разного рода мероприятиях – конференциях, ассамблеях и конгрессах. В 1979 году указом Президиума Верховного совета УССР Филарет был награжден орденом Дружбы народов, а в 1988 году — орденом Трудового Красного Знамени (награда священнослужителю была присвоена указом Президиума Верховного совета СССР за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси).

В мае 1990 года, после кончины Патриарха Московского и всея Руси Пимена, Филарет стал местоблюстителем Патриаршего престола и одним из кандидатов в патриархи.

6 июня в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся Архиерейский Собор, избравший трех кандидатов на патриарший престол: митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера), митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) и митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко). Имея давние и тесные связи с руководством страны, Филарет рассчитывал, что именно он возглавит Русскую Православную Церковь. По словам митрополита Никодима «он пошёл накануне выборов к Лукьянову А. И. и говорит, что есть договорённость с ЦК, что именно он будет Патриархом. На что Лукьянов ответил: „Михаил Антонович, теперь мы вам не можем помочь: как решит Собор, так и будет“».

В результате тайного голосования за Алексия было отдано 139 голосов, за Владимира — 107, за Филарета — 66.

В частности, порицание вызывал его небезупречный нравственный облик — манера поведения, грубость, властолюбие и «немонашеский» образ жизни

В июле 1990 года украинский епископат подаёт прошение о автономии православной церкви на Украине.

В октябре того же года, рассмотрев утвержденное синодом Украинского экзархата «Обращение епископата УПЦ к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию ІІ и Священному Синоду РПЦ», Архиерейский собор РПЦ принял решение предоставить УПЦ независимость и самостоятельность в управлении. После этого наименование «Украинский экзархат» было упразднено, Филарету как предстоятелю УПЦ был предоставлен титул «Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины».

Во время августовского путча ГКЧП выступил в поддержку ГКЧП. После провозглашения 24 августа 1991 года Верховным Советом УССР независимости Украины, секретарь ЦК КПУ Леонид Кравчук стал первым её президентом, Митрополит Филарет резко меняет свои убеждения на кардинально противоположные. Филарет Денисенко получает указание создать «в независимом государстве — независимую церковь».

Митрополит Филарет возглавил созванный Архиерейским собором УПЦ 1 ноября 1991 года Собор УПЦ, который единогласно принял решение о полной каноничной независимости, то есть автокефалии Украинской Православной Церкви. Собор обратился к патриарху Алексию II и епископату РПЦ с этим решением, но Архиерейский Собор РПЦ 2 апреля 1992 года перенёс его рассмотрение на Поместный собор РПЦ, который в 2009 году не имел в повестке дня данного вопроса

Однако Филарет продолжил деятельность, направленную на отделение Украинской церкви, опираясь при этом на поддержку председателя Верховного Совета УССР Леонида Кравчука (рассказывая о связях церковного иерарха с Кравчуком, СМИ называли украинского лидера «давним знакомым» Филарета «еще по работе в идеологическом секторе ЦК Компартии Украины»). После того как в 1991 году Украина стала независимым государством, Кравчук активно поддерживал работу по созданию независимой церкви на основе канонической УПЦ (церковь униатов, а также Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) не подходили для этой цели, поскольку не пользовались широкой поддержкой населения). Отмечалось, что наделение УПЦ статусом канонической автокефалии могло послужить объединению православных церквей Украины в одну конфессию, что должно было способствовать снижению религиозного противостояния в стране, а следовательно и повышению социально-политической стабильности украинского общества.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Филарет (Денисенко)”

  1. fdsfdg:

    «Убивать русских — главная заповедь украинского патриарха, Филарета (Денисенко)» — да вон, пусть Менделя (Медведева) шлёпнут. Убирают неевреев и немножко своих («очищают расу», избавляются от конкурентов) – пишут «русских». Русских по происхождению нет и не было. Евреи сами разделились условно на народы, далее на сионистов, фашистов, простых евреев, криптоевреев... и смотри, чем занимаются – критикуют друг друга, продолжая размножаться. Еврейчики только так и воюют, с безоружным. Религиозные деятели всех религий (одной и той же талмудической – со скрытыми практическими наставлениями, см. «Выдержки из Талмуда») крпитоевреи. По наглой морде видно, что Денисенко еврей – говнистая косая гнида. На лбу шестикрылый Маген Давид. Всё дело в присутствии евреев. Геогр. назв-я тоже еврейские. Нет ни афонов, ни россий, ни украин, ни израилей. Пархатым ничего не принадлежит.

Оставить комментарий