Паисий Святогорец ( Παΐσιος Αγιορείτης)

Паисий Святогорец (греч. Παΐσιος Αγιορείτης; мирское имя Арсений Езнепидис, греч. Αρσένιος Εζνεπίδης; 25 июля 1924, Фарасы, Каппадокия — 12 июля 1994, Греция) — блаженный старец схимонах, один из самых уважаемых греческих старцев и духовных светил греческого народа XX века, старец и монах Афонской горы, известный своими духовными наставлениями и подвижнической жизнью. Старца Паисия Святогорца широко почитают в России а его канонизация считается вопросом времени.

Паисий родился в турецкой Каппадокии, как раз перед обменом населения между Грецией и Турцией в 1924 году. Имя Арсений (Арсениос, греч. Αρσένιος) он получил от Святого Арсения Каппадокийского который его крестил и предсказал монашеское будущее. В сентябре 1924 года, семья Езнепидисов поселилась в городе Коница (греч. Κόνιτσα) в Эпире, в 66 км от Янины. Арсений здесь вырос и после окончания школы получил профессию плотника.

В 1945 году Арсений был призван в действующую армию, где три с половиной года служил радистом. В то время в Греции шла гражданская война. После окончания войны, он хотел начать монашескую жизнь, но ему было необходимо сначала помочь своим сёстрам. В 1950 году он пошел на гору Афон: стал послушником духовника Кирилла, будущего игумена монастыря Кутлумуш на Афоне. Затем Кирилл направил послушника в монастырь Эсфигмен, где Арсений будучи послушником в течение 4 лет, принял в 1954 году рясофор с именем Аверкий и перешёл в обитель Филофей, там стал учеником отца Симеона. В 1956 году отец Симеон постриг Аверкия в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита кессарийского Паисия II, который тоже был родом из Фарасы Каппадокийской.

В 1958 году из Стомио Коницкой его просили прийти помочь остановить распространение протестантов, Старец, пошёл и жил в обители Рождества Богородицы в Стомио, оттуда отправился в 1962 году на Синай. В 1964 году Паисий вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту. В 1966 году он тяжело заболел и ему отняли большую часть легких. С мая 1978 года отец Паисий поселился в келье Панагуда монастыря Кутлумуш. Сюда к нему потянулись тысячи людей. В октябре 1993 года Старец поехал с Горы Афон в монастырь св. Иоанна Богослова в Суроти.

Жизнь Старца, принимавшего визиты духовных детей и паломников, известна достаточно подробно. Одним из наиболее ярких проявлений монашеских добродетелей Паисия Святогорца было его крайнее нестяжание.

Старец Паисий скончался 12 июля 1994 года, неподалеку от Салоник, в Свято-Иоанно-Богословском монастыре, расположенным близ Суроти, где был и похоронен, за алтарём монастырского храма Преподобного Арсения Каппадокийского[6]. Место его погребения стало святыней для всего православного мира.

Панагуда (келья старца Паисия). Скит святого Пантелеимона

Недалеко от Кутлумуша находится келья Панагуда, где подвизался Старец Паисий Святогорец, а также принадлежащий этой обители скит святого Пантелеимона.

Недалеко от Кутлумуша находится келья Панагуда, где подвизался Старец Паисий Святогорец, а также принадлежащий этой обители скит святого Пантелеимона. Он был основан монахом Харалампием в 1780 году на руинах античного города. Кириакон был возведён в 1790 году. В скиту хранятся мощи вмч. Пантелеимона, прп. Нила Афонского, новомч. Панагиота Кессарийского, свт. Василия Великого, и св. Иакова, брата Господня.

Келья «Панагуда» находится на вершине небольшого холма среди густой растительности, недалеко от тропы, соединяющей Кариес с Иверским монастырём, напротив скита святого Пантелеимона. Храм кельи занимает её юго-восточный угол, он освящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы (поэтому келья и называется «Панагуда» – то есть «малая Панагия»). Храм расположен справа от коридора – сразу возле входа. Слева – напротив входа в храм – дверь в келью самого Старца. Далее по коридору ещё два помещения: правое Старец переделал в архондарик, а слева устроил себе мастерскую. Дверь из архондарика выходит на балкон, с которого открывается вид на Кариес.

Несмотря на то, что Старец искал безмолвную келью в южной части Святой Горы, он пошёл на жертву ради паломников и поселился в месте, которое было для них более доступно, – в Панагуде. Эта маленькая аккуратная келья находится неподалеку от Кариеса. Это было удобно приходившим к Старцу людям: они могли ночевать в расположенных неподалёку монастырях. То есть многие паломники, приходившие к Старцу, могли распределяться по нескольким монастырям, чтобы тяжесть их приёма не падала лишь на какую-то одну обитель.

От одного родничка Старец подвёл к «Панагуде» пластиковый шланг с водой. Однако в летние месяцы воды не хватало, поэтому Старец починил старую подземную цистерну, которая наполнялась зимой. Он огородил участок вокруг каливы проволочной сеткой, оставив два входа. Также он возделал крохотный огородик, в котором посадил несколько корней многолетней дикой капусты. Кроме этого, каждый год он сажал на своём огородике лук, салат-латук и несколько кустов помидоров. Других овощей он не выращивал.

Калива была старой и запущенной, в ней многого не хватало, многое было не доделано. Не было дверей, окон и потолков, в полу зияли дыры, а сквозь кровлю сочилась вода. С огромным трудом Старец взялся за самое необходимое из ремонта. Денег у него не было, да и от других он принимал их неохотно. Весь день он трудился, а вечером целый час шёл пешком в келью своего ученика, где ночевал, пока не починил свою каливу. Туда он перенёс из кельи Честного Креста и свои немногие вещи. В ремонте Старцу помогал вышеупомянутый ученик и отцы монастыря Кутлумуш, которые выделили мулов для перевоза строительных материалов. Прежде всего, Старец постарался привести в порядок храмик своей каливы, а после этого келью (комнату) для себя, чтобы в ней ночевать.

Однажды, идя в «Панагуду» и еле волоча ноги от усталости, Старец думал: «Если бы в “Панагуде” была, по крайней мере, кровать, чтобы я мог немножко отдохнуть!» Дойдя до «Панагуды», он увидел, что пока его не было, кто-то из монахов из старой двери сколотил ему аскетический лежак.

Помимо утомительных трудов в течение целого дня Старец принимал людей. Он готовил цементный раствор, но, когда приходили люди со своими проблемами и затруднениями, садился с ними и их выслушивал. Возвращаясь к работе, он видел, что раствор уже затвердел и надо было готовить новый. Однако Старец не роптал. «Люди испытывают такие муки! Да пропади он пропадом, этот цемент», – говорил он, стараясь не замечать усталости и одновременно отвлекая людей от их скорби. Он лез перекрывать крышу, но видя, что пришли паломники, снова спускался вниз. Паломники уходили, и Старец вновь лез наверх, чтобы продолжить работу. Так продолжалось до тех пор, пока он не переселился в «Панагуду» окончательно. Однако и впоследствии, жертвуя собой, он часто оставлял необходимые работы ради приходивших к нему людей.

Из книги Иеромонаха Исаака «Житие Старца Паисия»

Творчество Паисия Святогоца

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий