Платон (Рождественский), митрополит Северо-Американский и Аляскинский

Платон (Рождественский), митрополит Северо-Американский и Аляскинский Платон (Рождественский Порфирий Федорович), митрополит Северо-Американский и Аляскинский (позднее — Американская Автокефальная Православная Церковь).
Родился 23 февраля 1866 г. в Курской губернии.


В 1886 году окончил Курскую духовную семинарию.

6 января 1887 г. рукоположен во священника. Четыре года был сельским священником в Курской епархии.

В 1891 году овдовел и поступил в Киевскую духовную академию.

В 1894 году пострижен в монашество.

В 1895 году по окончании академии был оставлен профессорским стипендиатом для приготовления к занятию кафедры.

В 1896 году — исполнял должность доцента.

В 1898 году — получил степень магистра богословия за труд «Древний Восток при свете Божественного Откровения».

С 1898 года — помощник инспектора, инспектор, а затем экстраординарный профессор в сане архимандрита.

В 1902 году — ректор академии.

3 июня 1902 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. Хиротония состоялась в великой церкви Киево-Братского монастыря. Чин хиротонии совершали: Феогност, митрополит Киевский и Галицкий; Сильвестр, епископ Каневский и другие.

Во время епископства на Чигиринской кафедре был ректором Киевской академии и настоятелем Киевского Братского монастыря.

С 1906 года издавал журнал «Церковь и народ».

С 12 февраля 1907 г. член 2-й Государственной думы.

С 8 июня 1907 г. — архиепископ Алеутский и Северо-Американский.

В 1909 году был вызван в Св. Синод для присутствия.

С 20 марта 1914 г. — архиепископ Кишиневский и Хотинский.

С 5 декабря 1915 г. — архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии и член Священного Синода.

В этом же году был избран почетным членом Петроградской духовной академии.

С 4 декабря 1916 г. утвержден в звании почетного члена Казанской духовной академии.

После Февральской революции 17 июня 1917 г. назначен председателем Совета по укреплению и распространению веры.

15 июля произнёс речь у Исаакиевского собора на похоронах казаков, убитых 5 июля при разгоне вооруженной демонстрации, руководившейся большевиками: "Какая поразительная по своей громадности разница между этими, которых мы сейчас оплакиваем, и теми, вышедшими тоже из народа нашего, которые, прикрываясь святым именем русского солдата, творят предательство родины и измену ей! ...Чувство глубокой скорби и печали вызывает действие тех русских воинов, которые под влиянием агитаторов готовы покончить со своим долгом перед родиной и любовью к ней. Это чувство, мы уверены, разделяет вся, верная благу родины, Россия. Вся, не забывшая себя Русь, скорбит о народившейся новой измене народу... Не думала она, что наступит время, когда некоторые русские, перед лицом врага, перестанут быть русскими... Рус. рукой убиты дети рус. земли! (См.: Введенский А.И... Церковь и государство... 1918—1922. М., 1923, С. 51-52).

На Государственном совещании в Москве выступил 14 августа с речью: «Другого по трудности такого момента не знала наша история. Но тяжесть эта должна удвоить силу и мощь народной воли, должна не убить, а поднять народный дух. Крайне стеснённая, страна наша всё-таки должна отстоять своё мировое положение и должна устроить свою внутреннюю жизнь на новых началах, при новых условиях, соответствующих её благу, её счастью... Народ достиг свободы, гражданин стал свободным. И хочется со всей силы русской груди крикнуть: свободный гражданин, иди к этому очагу, вздуй пламя этого огня, чтобы к нему устремились, подошли все народы, населяющие Россию, чтобы им у этого очага было тепло и уютно» («Государственное совещание», с. 66).

Участник Священного Собора 1917—1918 гг. в Москве. Совершил торжествественную литургию на открытии Собора 15 августа в Москве. На Соборе избран Председателем отдела внешних и внутренних миссий и членом ряда других отделов.

13 августа 1917 г. возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским.

Во время октябрьских боев в 1917 году в Москве вёл по поручению Собора переговоры с большевиками о перемирии и прекращении военных действий. 2 ноября Платон вместе с епископом Нестором с пением молитв отправились в Московский Военно-Революционный Комитет. Митрополит Платон попытался склонить руководителей к прекращению борьбы с юнкерами. У входа в ВРК толпа солдат встретила их словами: «Где вы были раньше? Зачем мешается религия в наши дела? Зачем здесь духовенство? Идите лучше к своим юнкерам!» (ЦГАОР, ф. 3431, оп. 1, д. 470, л. 24).

Участник Всеукраинского Собора 1918 года.

9/22 февраля 1918 г. — митрополит Херсонский и Одесский.

В 1920 году эмигрировал за границу в Северную Америку.

В 1921 году он принял от епископа Александра (Немоловского), уехавшего в Европу, управление Северо-Американской епархией.

В 1922 году был признан Американским церковным Собором правящим архиереем и утвержден митрополитом всея Америки и Канады.

В сентябре 1923 г. Свят. Патриарх Тихон назначил его Управляющим Северо-Американской епархией с освобождением от управления Херсонской и Одесской епархией в России.

Взяв неверное антиканоническое направление в управлении епархией, он уклонился от чисто церковных дел и превратил кафедру в амвон политических выступлений, враждебных отечеству и Матери-Церкви. Этим он положил начало расколу.

С 16 января 1924 г. Святейшим Патриархом Тихоном и Свящ. при нем Синодом уволен от управления Северо-Американской епархией. Патриарший указ об его увольнении он не выполнил и потому продолжал управлять Северо-Американской епархией.

Четвертый Всеамериканский Собор, состоявшийся 19 апреля 1924 г. в Детройте подтвердил права митрополита Платона на звание правящего епископа Русской Православной Церкви в Америке и постановил объявить Северо-Американскую епархию самоуправляющейся Церковью впредь до созыва Всероссийского Собора.

В 1926 г. вышел вместе с митрополитом Западно-Европейским Евлогием (Георгиевским) из состава Заграничного Архиерейского Синода (Карловацкого).

Ограждая свою самостоятельность от влияния карловчан, он, без всякого на то согласия Московской Патриархии, объявил в 1933 году Американскую Церковь автономной. Этим он снова нарушил единство Матери-Церкви.

За этот грех против Матери-Церкви Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий и Священный при нем Синод в постановлении от 16 августа 1933 г. признали провозглашение автономии Северо-Американской епархии, сделанное по инициативе митрополита Платона, грубым нарушением церковной дисциплины и отменили его, как канонически несостоятельное действие, а митрополита Платона, за учинение раскола, постановили предать суду архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния или до церковно-судебного о нем решения.

Скончался 7 / 20 апреля 1934 г., не покаявшись в грехе учиненного им раскола.

19 апреля 1946 г., внимая просьбе паствы митрополита Платона, Святейший Патриарх Алексий разрешил совершать панихиды по митрополите Платоне с тем, чтобы с этого момента тяготевшее над ним церковное прещение считалось посмертно снятым.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий