По заповедям Блаженства

Дары Божии

Мне довелось слышать много проповедей в храмах разных городов, но никогда – равных по силе воздействия проповедям отца Павла. Они обдуманно выверены по мысли, неопровержимо логичны, безупречно точны богословски и в то же время захватывающе эмоциональны. Основательные познания в истории, литературе, культуре, искусстве позволяют ему на равных общаться с людьми высокообразованными и не препятствуют говорить с амвона или на исповеди с теми, кого почему-то принято называть простыми людьми, которые всегда жаждут слова живого.

Как-то, в Великую Пятницу, проповедь перед Святой Плащаницей была начата словами: «Сегодня все мы свидетели того, какой ценой Господь исполняет наши молитвы…» И, наверное, не было в храме человека, которого не пронзило бы сознание собственной нерадивости, недостоинства, не перехватило горло чувство вины перед Ним, лежащим во гробе ни в чем не повинным Сыном Человеческим, принявшим за меня – вместо меня! – смертные муки.

Собственно, с проповеди и началось наше общение, которое сразу захотелось продолжить и сделать более близким. Теперь могу сказать не только от себя, но от многих и многих почитателей пастыря и проповедника отца Павла: как Христос даже в окружении множества людей никогда не говорил с толпой, но всегда обращался к человеку, так и проповедь отца Павла всегда – здесь и сейчас – обращена к каждому из нас. Словно он, проповедник и исповедник, знает, ведает мою главную болевую точку, ставит диагноз и предлагает лекарство, иногда горькое, но всегда полезное, могущее очистить от духовного шлака. А кто сказал, что с Господом должно быть приятно? «Бог не сентиментален, Он – человеколюбив», — как-то услышал я от архимандрита Зинона.

Так в чем же феномен проповеди отца Павла, в чем секрет, если он есть? Однажды я спросил его об этом.

— Проповедь должна быть построена так, как Христос заповедовал апостолам. Он послал их проповедовать Евангелие Царства Божия. То есть весь смысл проповеди – в том, чтобы проповедовалось Евангелие. Но проповедуется не просто текст, написанный евангелистами, этот текст должен быть пережит, и передано должно быть то, что проповедника в настоящий момент волнует. Если эта проповедь как-то обращена ко мне самому, если я могу сделать из нее какие-нибудь для себя полезные выводы, она оказывается удачной, и только в этом случае есть надежда, что кто-то воспримет ее на себя. …Я не знаю, что я скажу. Т. е. я, конечно, подробно готовлюсь к проповеди, но когда говорю, то не всегда четко знаю, что скажу. Она строится, окончательно выстраивается в момент произнесения. Есть какие-то предположения, мысли, но когда начинаешь ее произносить, может произойти так, что скажешь совсем не то, что ты собирался говорить…

Конечно, как когда-то и слово Христово, проповедь отца Павла не касается чьих-то сердец, даже в алтаре, и кто-то в храме стоит с диктофонами, дабы понести слово дальше, а кто-то считает возможным поговорить о своих житейских, более насущных, с их точки зрения, делах. Так было и так будет. Как были и не проходят скорби о снятии отца Павла с должности настоятеля возрожденного им храма. Но, думается, у понятия блаженства есть еще один полноценный синоним – радость, когда она о Господе. Есть в Евангелии заповеди, заключенные в одно слово, и одна из них – «Радуйтесь!» Сегодня мы радуемся о нашем пастыре, что в этот день Господь даровал ему жизнь и поставил его на нашем жизненном пути.

Поздравляя близких с днем рожденья, мы обычно благодарим их за те особые качества, которые нам особенно дороги. Христиане благодарят Бога: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе». (Фес. 5, 18.) Сегодня мы благодарим Бога за те дары, которыми Он так щедро одарил слугу Своего, и дал ему силы эти дары приумножить. Благодарим (памятуя слова Антония Великого «блажен, кто с юности несет иго брака»), что Он послал ему верную матушку Веру, которая почти полвека делит с ним тяжкие скорби, большие и малые радости; что даровал им детей, которых они вырастили, и внуков, которых растят их дети. Благодарим и молимся, чтобы Господь продлил дни его на радость близких и многочисленных духовных чад, что любят и почитают его во всех концах Земли.

Примечания:

1. УК РСФСР. 1927 г. Особенная часть. 1. Контрреволюционные преступления. Ст. 58-1. Контрреволюционные действия. Ст. 58-10. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений. Ст. 58-11. Всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе преступлений. Все статьи предполагали санкцию в виде «высшей меры социальной защиты – расстрела».
2. Стихи Анатолия Павловича Адельгейма, отца Павла Адельгейма.
3. Ст. 190-1 УК РСФСР — «Распространение заведомо ложных клеветнических измышлений, порочащих советский общественный строй».
4. Отец Анатолия Павловича, дед отца Павла, Павел Бернардович Адельгейм, был расстрелян в Киеве в 1937 году. В связи с этим сыну «врага народа» было запрещено поступать в вуз. И он стал актером.
5. Стихи отца Павла Адельгейма.
6. Инициаторами создания религиозной общины в то время могли стать не менее двадцати человек.

Источник: газета «Псковская губерния»

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий