Православная журналистка расследовавшая деятельность схиигумена Сергия

схиигумен Сергий (Романов)

В пятницу, 26 июня, в Екатеринбурге состоится заседание церковного суда по делу вышедшего из повиновения епархии схиигумена Сергия, в миру Николая Романова. Человека, прославившегося «изгнанием бесов», COVID-диссидентскими проповедями, нападками на руководство РПЦ и на Владимира Путина. На прошлой неделе наперекор епархии Сергий взял под свое управление и продолжает удерживать Среднеуральский женский монастырь. Эта обитель начала строиться в 2002 году на землях фермеров Крековых, и довольно скоро об обитателях этого монастыря поползли странные слухи.

Кажется, первым человеком, кто решился бить тревогу, стала екатеринбургская журналистка и православная активистка Раиса Ильина. Еще в 2013 году она выступила с открытым обращением к свердловскому прокурору Сергею Охлопкову, главе ГУ МВД РФ по Свердловской области Михаилу Бородину и министру соцполитики региона Андрею Злоказову. В своем письме Ильина фактически обвинила Сергия в создании секты и получении многочисленных выгод, в том числе материальных, со стороны своих адептов. Последствий для Сергия это обращение не имело, однако журналистка продолжала пристально следить за его деятельностью и, кажется, практически стала его биографом.

«Не хочет идти за православием»: экс-духовник Поклонской огорчен, но молится за нее

В преддверии заседания церковного суда Znak.com попросил Раису Ильину рассказать о том, что ей известно о человеке, называемом схиигуменом Сергием, и тайнах Среднеуральского женского монастыря, считающегося сейчас одним из оплотов царебожничества — по сути, еретического течения, основанного на сверхпочитании последнего российского императора Николая II Романова.

Вы, кажется первый человек,который придал огласке ситуацию вокруг сниигумена Сергия и Среднеуральского монастыря. С чего началось ваше знакомство с отцом Сергием и пристальное внимание к нему ?

— Первоначально — с темы почитания государя-императора Николая II. Она получила серьезное развитие внутри РПЦ…

Если мы сейчас говорим о царебожничестве,то когда оно вообще возникло ? Кажется в 1990-х годах такого течения вообще не было ?

— Началось все с проявления интереса к этой теме со стороны Русской православной церкви за рубежом. Именно ее деятели первоначально отчаянно стимулировали интерес к последнему российскому государю. Это происходило еще в самом начале 1990-х годов. Тогда они начали сюда приезжать. В частности, в 1991 году мы познакомились с представителями монархического сообщества из Аргентины, которые только начали свои визиты в Россию. Но в самом Екатеринбурге тогда еще не было массового почитания императора. Лишь потом начал накапливаться массив материалов и публикаций по этой теме.

Судя по всему, это совпало с изыскательскими работами группы геолога Авдонина, которая в 1970 =х годах нашла останки Николая, а в 1991 -выкопала их.

— Именно в контексте этих событий и началось сопряжение. Зарубежная церковь и монархические круги в принципе всегда отслеживали эту тему. Мне кажется, там начали проявлять внимание к этой тематике еще с 1960-х годов. И когда был уничтожен дом инженера Ипатьева в Свердловске (в 1977 году, в бытность первым секретарем свердловского обкома КПСС Бориса Ельцина. — Прим. ред.), именно они в первых рядах заговорили об этом. Я знаю примеры попыток нелегальных визитов сюда в 1980-х годах. Позже начались контакты по линии РПЦ. И надо понимать, что там, за границей, не самый худший народ наш собрался. Было несколько волн эмиграции. Среди них оказались представители интеллектуальной элиты, священнослужители, офицеры царской армии. Последняя волна — это те, кого угнали в концлагеря во время Великой Отечественной войны…

Как так вышло, что в самой России это все трансформировалось в культ царебожничества,который некоторые вообще относя к ереси ?

— Те люди, о которых я говорила выше, в это все не играли. Царебожничество — это продукт наших собственных доморощенных, часто маргинальных кругов. Тех, кому надо было пристать к какому-то берегу. Грубо говоря, люди выкатились из пролетарской среды, и им хотелось почувствовать сопричастность к какой-то элитарной группе. Тема государя как нельзя лучше подошла для этого. Тем более сюда начали приезжать люди из-за рубежа. Епископ Никон, а за ним и Викентий благосклонно относились к таким визитам.

Для правящих архиереев это был возможность выделить свою епархию среди прочих ?

— Скажем так, для них это была возможность выхода в иной мир с контактами в Европе, Северной и Латинской Америке. Сюда начали приезжать представители королевских фамилий. В частности, побывал отпрыск британской королевской семьи принц Майкл Кентский. Соответственно появилось движение в русской культуре, которое тоже стало налегать на тему царской семьи. И тогда сложилось понимание, что гибель Романовых — это, помимо прочего, еще и кормящий ландшафт. Достаточно организовать какое-то общество, обозначить его связь с императорской темой — и на это можно жить.

Кормящий ландшафт — это вы имеете в виду гранты и пожертвования, выделяющиеся на исследования тематики ?

— Кормящий ландшафт — это как травка для лошадей Чингисхана. Стали выделяться деньги на проведение исторических конференций и выставок. У кого хватало ума, те начали работать в архивах и издавать книги. У кого не хватало, стали сочинять новую историю. Именно на этой новой истории и родилась тогда идея о государе как удерживающей скрепе нашей страны. Соответственно мы, весь народ, якобы должны осознать свою вину перед этой семьей убиенной, так как без государя мы не выживем. Веры в Иисуса Христа этим людям мало, им надо было создать фактически новый культ. Как говорится, если хочешь стать богатым, придумай свою религию.

На каких ролях в этом движении Сергий ? И был ли кто-то до него ?

— До него были довольно спорадические вещи. В 1990-х годах очень увлекались темой Ипатьевского дома. Николай Романов в конце 1990-х годов пришел из колонии (исправительной колонии № 13 «Красная утка» для бывших силовиков. — Прим. ред.) и начал искать свое место. Надо признать, он личность харизматичная. Хотя термин «харизма» в его отношении, на мой взгляд, нельзя применять, ведь харизма первоначально — это дар божий. Что касается Сергия, то в какой-то момент из уст в уста начала передаваться информация о том, что на Ганиной Яме появился необычный священник, который по-особенному проповедовал и исповедовал.

Почему необычный ?

— К примеру, он проводил литургии на улице, и они были довольно странные по своему виду. Люди вставали в круг, зажигали свечи, выносилось все, что полагается для молитвы, и он начинал вещать. Обратили внимание и на его манеру произношения литургических текстов. Он умел зажигать голосом и говорил со своеобразным гортанным наречием. Тогда же пошли разговоры: «Ах, он так любит царя!» И к нему начали на этой теме приникать. Особенно люди в возрасте около 50 лет, которые в своей жизни не доиграли какие-то роли. При отце Сергии они начали вдруг играть роль богонош, а сам он их стал собирать подле себя. Это примерно сразу после 2000 года. Тогда ведь на Урал приезжал патриарх [Алексий II], он дал свое благословение на строительство в районе Ганиной Ямы места памяти.

Монастыря ?

— По планам того времени, по контуру ямы, куда сбрасывали тела Романовых, должен был идти забор, а внутри планировалось строить один-единственный храм. Толпы монахов там не планировалось. Их там надо ровно столько, чтобы поддерживать порядок. Плюс трудники. Первоначальный макет того, что планировалось строить, потом долго висел в галерее фотографий на территории монастыря. А у кого хватило дурости устроить из этого места монастырь, который даже не может жить в режиме монашеского послушания и схимы, я не представляю. Никакой возможности вести созерцательную жизнь там сейчас нет. Более того, туда набились настоящие охлупни, которые, зная, что туда приезжает масса влиятельных и состоятельных лиц, используют это.

«Он не может быть игуменом »

Отец Сергий,насколько известно, как раз и позиционирует себя как строитель и первый настоятель монастыря на Ганиной Яме

— Тут есть одна особенность, которую важно понимать. Всеми мужскими монастырями руководит лично правящий архиерей епархии или митрополии. И там нет игумена, то есть настоятеля. А тот, кого принято называть настоятелем, не является руководителем. Это почетный статус, но он лишь старший монах. И таким старшим монахом был туда назначен Сергий, в миру Романов, оттоптавший тогда все пятки Викентию.

Его сразу же после колонии отправили на Ганину Яму ?

— Ганина Яма возникла самой последней в череде тех монастырей, где Сергий Романов пытался стать настоятелем. Можно сказать, что стать настоятелем — это была его навязчивая идея. И она даже сейчас прослеживается в истории со Среднеуральским женским монастырем. Только он одного не понимает, что совершенно не может быть игуменом.

Почему ?

— Он не может быть священнослужителем и входить в алтарь, где приносится бескровная жертва. Ведь уже тогда было известно, что он был милиционером и участвовал в тяжелейшем преступлении под городом Пушкино в Московской области. В 1980-х годах там на мосту тремя гражданами, включая Романова, был жесточайшим образом убит человек. Это был обычный командировочный, приехавший на вокзал. Стал искать такси, а эти трое подошли к нему и предложили подвезти. Увидели у него в руках дипломат и заподозрили, что там могут быть деньги. Вывезли его на речку Подосиновку в коллективных садах, потом выманили из машины под предлогом помочь с колесом, нанесли серию ударов по голове монтировкой, связали и скинули в реку. Романову показалось, что у потерпевшего шевельнулась рука, тогда он взял плиту и сбросил человеку на голову. А сейчас он всем рассказывает, что стал жертвой войны КГБ и МВД…

Там же было еще дело против него по хищению госсобственности ...

— Началось с того, что он наехал на человека при ДТП. Завели дело, на этом фоне его тихонько, без шума, уволили из милиции. Тогда он устроился в московский магазин, кажется, магазин № 28, и начал воровать. Государственное имущество в деле этом, насколько я помню, — как раз то, что уперли из магазина. Более того, до приговора суда он развелся с супругой. У него остались жена и дочь, причем появлялась даже информация о том, что они посещали его в монастыре. В конце концов, ему дали 13 лет, и так он оказался на Урале.

Если он как проливший кровь человек не может стать священником, то каким образом считается схиигуменом ?

— Священник — это начиная с иеромонаха. Потом идет по званию игумен, архимандрит, а там епископ. Схима — монашество. Собственно, монашество — это малая схима, то есть подвиг, который совершает человек, отрекаясь от мира. И его миссия — молиться за мир, за всех людей. А схимник — следующий уровень. Как правило, это отшельники — святые старцы, абсолютно отрешившиеся от всего мирского и ведущие уединенный образ жизни. Все силы они должны направлять на чистоту сердца. Для них даже отдельные кельи делают или отправляют в скиты. Их никто и ничто в миру не должно вообще интересовать. Кстати, священник Александр Новопашин из Новосибирска, который много лет занимался сектантами, как-то заявил по поводу Сергия, что среди святых старцев у нас никогда не было убийцы.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий