Протоиерей Павел Адельгейм

Протоиерей Павел Адельгейм

Арестованный в советские годы по доносу (за антисоветские высказывания) и отработавший три года в Кызыл-Кумских рудниках, где потерял ногу, о. Павел Адельгейм с 1976 года служит в Псковской епархии. На его счету два восстановленных храма в Пскове и один построенный в Псковской области, православная общеобразовательная школа регентов, которую он создал и содержал в течение 16 лет, приют для детей-инвалидов с выраженной психической патологией.


Протоиерей Павел Адельгейм — автор множества работ, посвященных наиболее острым и больным вопросам современной церковной действительности. Особое место среди его трудов занимает книга «Догмат о Церкви», впервые вышедшая в 2002 году, которая ставит проблему церковного христианского самосознания, рассматривает отношение членов церкви друг к другу и к миру, главное место уделяя понятию «соборности». Однако именно она стала причиной нового витка гонений на священника, которые в конце концов привели к тому, что 22 февраля 2008 года указом правящего архиерея архиепископа Псковского Евсевия отец Павел был смещен с поста настоятеля храма Святых Жен-Мироносиц. О.Павел является членом Попечительского совета Свято-Филаретовского института.

* * *

Автобиография

Мой дед Адельгейм Павел Бернардович, 1878 г. р., из русских немцев, получил образование в Бельгии, владел имением Глуховцы и Турбово под Киевом, построил каолиновый, сахарный и конный заводы. После революции имения и заводы национализировали, а деда пригласили в Винницу, он построил там каолиновый завод и был его директором до 1938 года. Арестован и расстрелян в Киеве 29 апреля 1938 года. Реабилитирован 16 мая 1989 года. Отец Аделъгейм Анатолий Павлович, 1911 г. р., — артист, поэт. Расстрелян 26 сентября 1942 года. Реабилитирован 17 октября 1962 года.
Другой дед, Пылаев Никанор Григорьевич, — полковник царской армии. Судьба после революции неизвестна. Мать Пылаева Татьяна Никаноровна, 1912 г. р., арестована и осуждена в 1946 году, из мест заключения сослана в п. Ак-Тау Казахской ССР. Реабилитирована в 1962 году.

Родился я 1 августа 1938 года. После того как мать арестовали, жил в детдоме, затем вместе с матерью находился на принудительном поселении в Казахстане, позднее был послушником в Киево-Печерской лавре. Оттуда в 1956 г. поступил в Киевскую Духовную семинарию. Исключён игуменом Филаретом Денисенко по политическим мотивам в 1959 году и рукоположен архиеп. Ермогеном Голубевым во дьякона для Ташкентского кафедрального собора. Закончил Московскую Духовную академию, назначен в г. Каган Узбекской ССР священником в 1964 году. В 1969 году построил новый храм, арестован, осуждён по ст. 190' (клевета на Советскую власть), приговорен к трём годам лишения свободы. В 1971 году в связи с волнениями в ИТУ п. Кызыл-Тепа потерял правую ногу. Освободился из заключения инвалидом в 1972 году. Служил в Фергане и Красноводске. С 1976 года служу в Псковской епархии. Женат, трое детей, шесть внуков.
Один из двух моих приходов в г. Пскове называется храм Святых Жен Мироносиц. С 1992 года при храме открыта приходская общеобразовательная православная школа регентов.
Другой мой приход во имя св. Апостола Матфея находится в деревне Писковичи. При храме Святого Апостола Матфея с 1993 года существует приют для сирот-инвалидов.
* * *

Биография о. Павла Адельгейма

Павел Анатольевич Адельгейм родился 1 августа 1938 года. После того как арестовали его отца и мать, жил в детдоме. Через несколько лет мать отправили по этапу в ссылку в Казахстан, где они жили до смерти Сталина, затем переехали в Караганду.
Еще будучи школьником, Павел нашел в Караганде православную общину отца Севастьяна и стал регулярно ездить туда. Богослужения были тайными, служили по ночам в частных домах на переносном антиминсе. В 21 час начинали всенощную, потом до пяти утра служили литургию. О. Севастиан в молодости был келейником старца Нектария из Оптиной пустыни. Собор 1988 г. прославил о. Севастиана одним из первых среди новомучеников. Именно он, по воспоминаниям отца Павла, пробудил в нем интерес к церковной жизни. «Это действительно был замечательный пастырь, и общение с ним привело меня в храм навсегда. Моё решение служить Церкви созрело в тринадцать лет. С тех пор моё сознание нашло точку опоры в Промысле Божием. Тайна Промысла открывалась мне в жизненных обстоятельствах. С тех пор Промысел Божий строит мою судьбу, а я только принимаю её с благодарностью Богу».
Из Казахстана Павел переехал в Киев к родственникам. В 1954 году он становится послушником Киево-Печерской Лавры. Так как ему не было еще 18-ти, он жил в монастыре неофициально в келье строгого монаха игумена Феодосия (Сердюка), регента правого хора. Павлу дали послушание чтеца. «Читать приходилось много, постоянно, это не было обременительно, напротив, я пристрастился к чтению и выполнял своё послушание с радостью». Вторым послушанием была обычная физическая работа. Третье послушание ему тоже нравилось: надо было водить по пещерам паломников и туристов и проповедовать им Евангелие. В монастыре Павел прожил до 1956 года.
В 1956 году, когда ему исполнилось 18 лет, он поступил в Киевскую духовную семинарию. «Атмосфера монастыря, чтение патериков и житий, общение с иноками воспитали во мне благоговейное отношение к монашеству, и я предполагал для себя монашеское будущее до самого конца учёбы в семинарии. Но Промысел Божий указал мне другой путь». (Отец Павел женился, сейчас у него трое детей и шесть внуков — ред.)

Павлу нравилось учиться в духовной школе, он много времени проводил за чтением. Когда он учился на 3 курсе, ректором семинарии стал игумен (затем — арихмандрит) Филарет (Михаил Денисенко). В 1959 году празднование Первого мая пришлось на Великую Пятницу, день сугубого поста. Филарет назначил торжественное собрание, во втором отделении — хор с патриотическими песнями. «Леня Свистун предложил мне пойти к ректору с протестом. Мы пошли, и Филарет произнёс воспитательную речь о любви к советской власти: «Я, сын шахтера, стал архимандритом и ректором. При какой другой власти это могло бы случиться? Под чьим небом вы живёте? Чей хлеб едите? По чьей земле ходите? Вы неблагодарные, вас советская власть учит...» и т.д.». После этого случая Филарет заставил Павла написать заявление об отчислении из Киевской семинарии «по собственному желанию».
В том же 1959 году Павел был рукоположен архиепископом Ташкентским Ермогеном (Голубевым) во дьякона для Ташкентского кафедрального собора. В 1964 году о. Павел закончил Московскую духовную семинарию и был назначен священником в г. Каган Узбекской ССР, где ему удалось, несмотря на противодействие властей, построить новый храм. В те годы это был практически беспрецедентный случай.

В 1969 году о. Павел был арестован, осуждён по ст. 190 (клевета на советскую власть) и приговорен к трём годам лишения свободы. «Почему меня арестовали, теперь можно только гадать. Первая причина, предположительно, строительство храма. … Вторая причина – донос бывшего друга и одноклассника Лени Свистуна (будущий митрополит Макарий – ред.), который я прочёл при ознакомлении с делом перед судом. Наш общий друг и одноклассник, отец Милий Руднев, рассказал мне, что именно Филарет Денисенко заставил Лёню написать на меня донос в 1970 году». (Ныне Филарет Денисенко отлучен и извергнут из сана за создание в Украине раскольнической «православной церкви Киевского патриархата» – ред.)

В 1971 году в результате волнений в колонии п. Кызыл-Тепа потерял правую ногу. Освободился из заключения инвалидом в 1972 году. После освобождения служил в Ташкентской и Рижской епархиях, где его связывали теплые доверительные отношения с епархиальными архиереями, проявлявшими к нему и его исповедничеству искреннее уважение.
С 1976 г. служит в Псковской епархии.

В 1992 г. при храме святых Жен Мироносиц открыл приходскую общеобразовательную православную школу регентов. В 1993 г. при храме святого апостола Матфея в деревне Писковичи открыл приют для сирот-инвалидов.
В 2002 г. вышла в свет книга о. Павла «Догмат о Церкви в канонах и практике». В ней он пишет: «Моя общественная работа в Пскове пресеклась в 1993 г. с приходом нового епископа. Он обратился к областной и городской администрациям с требованием никогда не привлекать священника Павла Адельгейма к общественным мероприятиям и не оказывать ему содействия и помощи в социальной деятельности» (более подробно см. «Догмат о Церкви в канонах и практике», гл. 13).

Архиеп. Псковский и Великолукский Евсевий воспринял публикацию книги как личное оскорбление. В начале декабря на нескольких службах в своих проповедях он публично обвинил о. Павла в клевете. В одном из храмов города в поисках «преступной» книги был произведен обыск. 20 декабря 2002 г. на собрании епархиального духовенства архиерей назвал книгу «сатанинской», а ее автора «служителем сатаны». О. Павел обратился к патриарху с просьбой о назначении церковного суда. Просьба осталась без ответа.
20 марта 2003 г. на о. Павла было совершено покушение. В тот день его автомобиль внезапно потерял управление, съехал с дороги и врезался в забор жилого дома. Слава Богу, скорость была небольшой, и это спасло о. Павла от неминуемой гибели. Заключение экспертов было однозначным: авария произошла в результате преднамеренного повреждения рулевого управления автомобиля.

Затем к о. Павлу в храм был назначен свящ. Владимир Будилин. В течение семи лет он демонстративно отказывался служить и причащаться вместе с о. Павлом, никогда не служил всенощную, предоставив совершать ее исключительно о. Павлу, и т.д. Потом он вообще перестал появляться в храме. И, наконец, начал писать в епархиальное управление жалобы на настоятеля о том, что о. Павел препятствует его служению в храме. В ходе конфликта архиеп. Евсевий приказал пожилому настоятелю, инвалиду, на коленях каяться перед молодым священником. Затем на 25 декабря 2007 г. было назначено заседание епархиального суда Псковской епархии. О. Павел отказался участвовать в нем, поскольку рассмотрение споров между клириками не входит в компетенцию церковного суда и противоречит церковным канонам.

До 22 февраля 2008 года был настоятелем храма святых Жен Мироносиц города Пскова. Освобождён от должности указом архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина), но с сохранением права службы. В последние годы жизни служил в храме святых Жен Мироносиц (со Скудельниц) на Мироносицком кладбище.

В жизни протоирея Павла Адельгейма в который раз подтверждаются слова Писания о том, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим 3:12). Его свидетельство обладает «солью», и потому он ненавистен тем, кого обличает самой своей жизнью. Отец Павел борется со злом словом и делом. Он прилагает все свои силы, чтобы сохранить регентскую школу и приют для детей-сирот от разрушения.

О. Павел читает лекции в Свято-Филаретовском институте, членом Попечительского совета которого он является (в мае 2008 года он провел в СФИ курс лекций по вопросам применения канонов в современной церковной жизни). Его статьи и интервью неоднократно публикуются в прессе.

«Иногда созидание невозможно до тех пор, пока церковная неправда не будет осознана полностью и очищена покаянием. Прежде чем строить, приходится очищать площадку от залежалого мусора. В этом я вижу смысл анализа недостатков церковной жизни»
В мае 2008 года, в связи с подготовкой «Положения о церковном суде Русской Православной Церкви», принятого 26 июня 2008 года Архиерейский Собор РПЦ[6], выступил с критикой принципиальных положений, положенных в основу Положения, отметив, в частности, противоречие ряда его положений как действующему российскому законодательству, так и церковному праву.

16 июня 2010 года Патриарх Кирилл утвердил, среди прочих, решение первого заседания Общецерковного суда Московского Патриархата, которое гласило: «Общецерковный суд Русской Православной Церкви, в составе председателя митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора рассмотрев в первой инстанции заявление клирика Псковской епархии протоиерея П. А. Адельгейма от 13.04.2009 г. о церковных правонарушениях: настоятеля храма святых Жен-мироносиц Псковской епархии священника С. И. Иванова — в виде составления и подписания недействительного протокола Приходского собрания от 14.03.2008 г., а также незаконного исключения из состава приходского собрания храма святых Жен-мироносиц Псковской епархии ряда членов, в том числе протоиерея П. А. Адельгейма; РЕШИЛ: Считать установленным факт подписания священником С. И. Ивановым недействительного протокола Приходского собрания местной православной религиозной организации Прихода храма святых Жен-мироносиц Псковской епархии Русской Православной Церкви от 14.03.2008 г. о внесении изменений (дополнений) в устав Прихода, следствием чего стало нарушение порядка и строя церковной жизни.

Настоятельно рекомендовать митрополиту Псковскому и Великолукскому Евсевию и протоиерею П. А. Адельгейму, следуя духу Евангельской любви, лично встретиться для взаимного прощения и примирения, и впредь не выносить на публичное обсуждение обоюдные упреки, разрешая возникающие разногласия в духе богозаповеданного мира, а в случае затруднительности — обращаясь в установленном порядке к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси.»

Был женат, имел троих детей, шесть внуков.

Убит ударом ножа в собственном доме в Пскове 5 августа 2013 года.

Из семинарии меня выгонял лично Филарет Денисенко. Беседа с клириком Псковской епархии отцом Павлом Адельгеймом

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий