Русский подвижник в болгарской обители (окончание)

Памяти архимандрита Климента Рильского (Кучеров; 1900- 1985) —
церковного писателя и летописца Рильского монастыря в Болгарии

Рильский монастырь Рильский монастырь

В 1961 году власти Болгарии неожиданно для братии решили закрыть Рильский монастырь и превратить его в культурно-исторический заповедник. 9 ноября года того же братия обители по решению Святого Синода начала переезжать в Бачковский монастырь.

Бачковский монастырь, г. Бачково Бачковский монастырь, г. Бачково

Это — второй по величине после Рильского православный ставропигиальный мужской монастырь Болгарской Православной Церкви. Находится он в регионе Родопских гор на правом берегу реки Чаи, в 189 км от Софии.

В своих дневниках архимандрит Климент записал, что 25 декабря 1961 года ему была назначена пенсия в размере 63 левов 30 стотинок и что в мае-июне 1962 года он работал в библиотеке Рильского монастыря и одновременно занимался оформлением своей 61 келлии, которая получила наименование «образцово-показательной келлии», а опись всех находившихся в ней предметов мебели и документов  была передана директору Национального музя Анчо Анчеву (1,с. 57).

Бачковский монастырь, г. Бачково Бачковский монастырь, г. Бачково

После первой зимы 1961-62 года, проведенной в Бачковском монастыре, отец Климент написал прошение   Патриарху Болгарии Кириллу, где просил разрешения переселиться в церковный дом при храме Пресвятой Богородицы в Благоевграде, oднако ему было   отказано в этом. Причины обращения в Патриарху с такой просьбой неизвестны, и в мае 2013 года их не могли   прокомментировать монахи Рильского монастыря. В августе 1962 года Святой Синод принял решение зачислить архимандрита Климента в число братии Бачковской обители.

Келлия, где жил до 1961 года монах Климент. Фото автора Келлия, где жил до 1961 года монах Климент. Фото автора

В ночь с 8 на 9 февраля 1964 года у отца Климента резко повысилось кровяное давление и достигло 230 единиц. После этого случая он стал внимательно следить за своим здоровьем и в своем дневнике записал, что это могло произойти из-за нервного состояния   или перемены климата после 40 лет жизни в Рильских горах, где   на высоте 1 147 м расположена Рильская обитель, в то время как Бачковский монастырь находится на морской равнине высотою не более 400 метров.

В октябре 1965 года отец Климент принимает участие в работе комиссии по составлению списка экспонатов в монастырский музей. В январе 1968 года ему поручено написать брошюру об истории Бачковского монастыря, которая и была опубликована Синодальным издательством 56 стр.

24 марта 1966 года он был удостоен научной степени кандидата богословия и ему вручен специальный диплом.

26 марта 1969 года Святой Синод принял решение о возвращении отца Климента в Рильский монастырь. Несмотря на то, что он приложил в письме на имя Патриарха Болгарии Кирилла медицинский документ об атеросклерозе и гипертонии и рекомендацию врачей o желательном проживании ему не в горах, а на высоте не более 900 метров, его просьба о дальнейшем проживании в Бачковском монастыре не была удовлетворена. Своеобразным утешением монаху послужило благословение Cвятого Синода — совершить с 20 по 25 июня 1969 года на пароходе короткое путешествие из Пловдива в город своего детства и юности — Одессу. В августе того же года он был назначен на должность библиотекаря Рилького монастыря с месячным пособием в 30 левов.

Рильский монастырь (монастырь святого Иоанна Рильского)

Работа в библиотеке располагала к творчеству и архимандрит Климент, используя свои долголетние дневниковые записи, начинает писать свои воспоминания. В 1969 году он завершил работу над двумя томами «Воспоминания из моей жизни. Рильский монастырь (1922 -1961)» („Cпомени из живота ми. Рилски монастир (1922 -1961)».

Свой дневник он писал аккуратным почерком в зеленых и голубых тетрадках, каждую из которых он нумеровал и указывал на обложке даты. Далее тексты дневников перепечатывались в нескольких экземплярах на пишущей машинке и составляли   толстые рукописи в синем переплете. В них представлены не только хроника жизни и деятельности Рильского монастыря на протяжении нескольких десятилетий, но и личные рассуждения относительно крупных общественно–политических событиях в Болгарии и СССР. Некоторые записи представляют сводку событий Второй мировой войны или сообщения об актуальных событиях в правительственных кругах Софии, комментарии газетных или радионовостей. Так, 7 мая 1945 года архимандрит Климент Рильский сообщает о «радостной Победе в Великой Отественной войне» и о том, как монахи совершили благодарственный молебен о капитуляции Германии.

Иногда в дневниковых записях пересказываются услышанные монахом анекдоты на политические темы или записи повествуют о капризной погоде в Рильских горах и времени выпадения первого снега на монастырском дворе (1, c.26). Отец Климент откликается и своими   рецензиями на статьи в газете «Отечествен фронт» и других СМИ, если они посвящены Рильской   обители. Так, в дневниках середины 40-х годов отец Климент рассказывает о смерти и захоронении на территории Рильской обители болгарского царя Бориса III (1894 —1943): «28 августа 1943 поступило сообщение о смерти царя Бориса III». За 13 дней до этого известия болгарский монарх в удрученном состоянии вернулся после двухдневного визита в Германию в Софию, а 17 августа отправился в загородную резиденцию в Рильских горах, где пробыл до 23 августа. Возвратившись в столицу, он сразу же пожаловался на плохое самочувствие и через некоторое потерял сознание в своем рабочем кабинете. Отец Климент рассказывает в своих документах, что «1 cентября принято решение хоронить его в монастыре»; «5 сентября состоялось погребение царя». Прослеживая далее тему царя Бориса в дневниках отца Климента, находим у него, что «24 апреля 1946 годa в монастыре по приказу властей из Софии в монастырской церкви извлекли останки царя Бориса» и 6 мая они были перенесены во Вранья — неофициальную резиденцию болгарских монархов на окраине Софии. (Далее — в парке или в другом, до сих не известном месте, тело Бориса III было тайно перезахоронено, а после падения коммунистического режима забальзамированное в особом растворе его сердце было перенесено в Рильский монастырь и похоронено в здании церкви «Рождества Богородицы». — Примечание автора).

Он сделал фотоснимки всех братьев монастыря и после оформления альбома передал его в библиотеку В 1949 году он сделал опись всех документов имеющихся в монастрыском архиве и передал этот материал в архивный фонд Государственного архива Болгарии.

Подробно рассказывает о жизни иеромонаха Павла Рильского (1874—1949), о котором в 2011 году болгарский архимандрит Серафим (Алексиев) выпустил в Софии книгу ( см.: 3 ). Он сообщил о внешних обликах и жизни монахов Нифонте, Анфиме, Иоасафе, Кирилле, Самуиле, Синесии, иеродиаконе Дионисии,   иеромонахах: Милетии, Викентии, Гаврииле, Пахомии, Сергии, Арсении и др.

Короткие дневниковые записи отца Климента дают представление и о том, как в Рильской обители развивались русско-болгарские церковные отношения. В его архиве содержится информация о том, что 15 мая 1953 года монастырь посетила делегация Русской Православной Церкви, возглавляемая митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (1870—1955) и митрополитом Минским и Белорусским Питиримом ( 1887 —1963).

В 1957 году 17 сентября монастырь посетили митрополит Минский и Белорусский Питирим и епископом Берлинским и Германским и управляющим Смоленской епархией Михаилом (1912—1985).

Митрополит Алексий и архимандрит Климент Рильский. Фото Рильского монастыря Митрополит Алексий и архимандрит Климент Рильский. Фото Рильского монастыря

В альбоме отца Климента сохранились фотографии о встрече в 1985 году в Рильском монастыре митрополита Таллинского и Эстонскиго Алексия- будущего Патриарха Московского и всея Руси), пребывавшего в Болгарии в составе делегации Русской Православной Церкви. Подробности этой встречи отсутствуют в тех архивных документах, которые изучал автор этого материала.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий