Русский подвижник в болгарской обители

Через два года иеромонах Климент решил предпринять путешествие по Европе. В 1933 году обратился к руководству монастыря с просьбой разрешить ему провести длительный отпуск за границей.   Просьба была удовлетворена и 29 августа 1933 года он отправляется в первое большое путешествие. Пароходом он прибыл в Будапешт, а оттуда в Вену, где провел несколько дней. В Австрии он посетил Зальцбург, и оттуда, преодолев на поезде более 150 километров,   приехал в столицу Баварии — Мюнхен, где пребывал некоторое время. Далее он покинул Германию и далее его путешествие продолжилось уже во Франции. В Париже он встретился со своими родственниками и провел там целый месяц (1, c. 52). Во французской столице он изучал исторические памятники и посещал церкви и музеи. Здесь cостоялось его знакомство с католическим епископом, доктором Адольфом Кюри (Adolf Küry;1870—1956), возглавлявшем в те годы Старокатолическую церковь (Христианско-католическая церковь) Швейцарии и поддерживавшем хорошие отношения с Православной Церковью. Cтарокатолики свидетельствовали о своей приверженности догматам и канонам Древней Неразделенной Церкви. По всей вероятности, отец Климент решил более глубоко познакомиться со старокатолицизмом, чтобы написать в Болгарии книгу об особенностях этой Церкви.   Старокатолицизм как группа национальных церквей возникла в 1870-е годы вследствие неприятия частью духовенства Римско-католической церкви решений Первого Ватиканского собора: догмата о непогрешимости папы римского и догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. Помимо этого старокатолики отвергали также филиокве — догмат об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына. Иеромонах Климент выразил желание послушать в Швейцарии цикл лекций и епископ Адольф Кюри предоставил ему жилье в пансионате Берна и помог ему записаться для слушания лекций во время зимнего семестра при богословском факультете местного университета. После завершения учебы в феврале 1934 года отец Климент решил отправиться в обратный путь из Швейцарии в Болгарию через Италию.С целью знакомства и изучения историко-культурных памятников отец Климент по нескольку дней останавливался в Милане, Флоренции, Болонье и Риме. Из Вечного Города   его путь лежал в Геную, Венецию и Триест. Далее он направился в Белград и оттуда приехал в Софию. В Рильский монастырь он возвратился 21 марта 1934 года.

Итогом путешествия монаха Климента по Европе стали следующие опубликованные им работы:

1. Литургията на старо-католиците. — Пловдив, 1935. -13 стр.

2. Старокатолицизм, негова история и вероучение. — Пловдив, 1936. -157 с.

3. Ново-езическо движение в Германии. — Пловдив. 1936. — 68 с.

По решению Святого Синода в 1933—1934 гг. в Рильском монастыре вводится штатная должность секретаря с месячным вознаграждением (1, с. 52) и эту работу выполняет отец Климент. 30 марта 1934 года Святой Синод назначил отца Климента ефимерием ( старшее по административной власти духовное лицо в монастыре. — Примечание А.Х.).С середины 30-х годов начинается активная издательская деятельность монаха Климента. С 1935 года он сотрудничает с церковной прессой Болгарии. Его богословские статьи и заметки появляются в изданиях «Църковен вестник», «Духовна кyлтура», «Православен миссионер» и др. В эти годы монах Климент подготовил и две книги, посвященные житию святого Иоанна Рильского и его чудесам, истории Рильской обители и чудесам высокочтимой в Болгарии иконы «Божия Матерь Осеновица»:

Чудотворная икона Божией Матери «Осеновица» - святыня Рильского монастыря Чудотворная икона Божией Матери «Осеновица» — святыня Рильского монастыря

1.Животът на св. Ивана Рилски. Историята на Рилския монастир. Пътеводител из Рилския монастир. — Дупница, София, 1937 -1947 ( 10 изданий);

2.Чудесата на св. Ивана Рилски и чудотворната икона на Пресвятая Богородица «Осеновица» в Рилския монастир. — Дупница, София, 1937 -1946 (7 изданий).

Эти книги имели успех у читателей и в разные годы переиздавались   до 10 раз.   Монах собирает материалы к другим своим книгам: в 1938 году в Пловдиве выходит его книга о могаметанстве (религия Мухаммеда). В 1940—1941 годах вышли в свет его книги на богословские темы: «По въпроса за различията в служебниците. -Пловдив, 1940 и „Наръчна книга за духовен живот». Том 1. — София, 1941. В 1941 году он выпускает на немецком языке небольшую книгу на немецком языке о Рильском монастыре («Das Rila Kloster».

Архимандрит Климент Рильский в 1939 году   В конце января 1938 года решением cобора монастыря монах Климент назначается на должность библиотекаря. Знаменательным событием в его жизни явилось решение Святого Синода от 31 декабря 1939 года о возведении иеромонаха Климента в сан архимандрита.

Отец Климент решил приобрести профессиональные знания по библиотековедению, поэтому летом 1940 года в городе Левеч он посещал библиотечные курсы и 28 августа успешно их завершил, получив специальное свидетельство. Кроме того, с 1939 по 1940 год он заочно учился в Кооперативной школе Софии и с отличием завершил учебу, получив диплом, где указана его специальность «кооперативный счетовод» (1, с. 54). В эти же годы он он продолжает заниматься издательской и переводческой деятельностью. На русском языке выходит в 1950 году его книга «Рильский монастырь». На болгарском языке в 1958 году он выпускает в сокращенном переводе книгу Никодима Святогорца «Невидимая брань».

Среди других послушаний, которые до 1961 года выполнял в Рильском монастыре архимандрит Климент, была работа в качестве советника по оценке старинной   церковной утвари и председателя «музейного совета по старине», ведение в 1951 -1952 гг. книги «кондиката», где   записывались имена братии для их вечнаго поминовения, книги протоколов монастырского собора (1, с. 55) и книги отчетности монастырского хозяйства. Кроме тогo, по просьбе игумена он проводил по вечерам для братии духовные беседы и произносил в храме проповеди. Так, начиная с 1952 по 1961 год им проведено 259 бесед и произнесено 186 проповедей (1, с. 56).

С 20 мая по 5 июня 1958 года архимандрит Климент с благословения   монастырского правления и лично Болгарского Патриарха Кирилла в составе экскурсионной группы «Балкантурист» совершил поездку в Совeтcкий Союз, где посетил Киев, Ленинград и Москву.

В январе 1959 года настоятель епископ Стобийский Варлаам, управлявший Рильской обителью с апреля 1949 по ноябрь 1961 года, назначил архимандрита Климента «референтом, докладчиком, экскурсоводом и библиотекарем» с месячной зарплатой 668 левов (с. 56).

Продолжение следует

 

Источник: «Издательский дом Святая Гора»

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий