Свидетель эпохи исповедников веры. К столетию со дня рождения архиепископа Михаила (Мудьюгина)

Одно из последних богослужений в пределах оставляемой им епархии, пасхальную вечерню в 1993 году, он совершил в вологодском Софийском соборе, где никогда не бывал прежде, считая это не совместимым с достоинством Церкви. «Я не могу прийти в мой кафедральный собор в качестве туриста. Если я туда войду, то не как посетитель музея, а вместе с верующими, чтобы совершить службу», – говорил он задолго до того, когда такая возможность представлялась, мягко говоря, маловероятной.

Но одновременно с этими новыми радостями владыку настигала старость и физическая немощь, с которой он не хотел мириться. Особенно мучительной была прогрессировавшая слепота. И еще угнетала его необходимость добывать для епархиальных нужд материальные средства, что стало в то время одной из важных задач как приходского священника, так и архиерея. Владыка органически не мог научиться ладить с «нужными людьми», искать «спонсоров». Действительно, всё это не вязалось с его обликом настоящего князя Церкви, далекого от внешнего процветания, но ничуть не умалившегося в благородстве и достоинстве.

Устав, принятый Поместным Собором Русской Православной Церкви 1988 года, требовал от архиерея по достижении 75-летнего возраста подавать в Священный Синод прошение об отставке. Владыке к той поре было 76. Он исполнил, что полагалось, и получил в ответ просьбу продолжать полезную для Церкви архипастырскую деятельность. Пять лет спустя определением Священного Синода от 22 февраля 1993 года архиепископ Вологодский и Великоустюжский Михаил был освобожден от управления Вологодской епархией с увольнением на покой и выражением глубокой благодарности за архипастырские труды, которые он нес, несмотря на возраст и болезни. Вместе с тем Священный Синод просил владыку продолжать научно-богословскую и педагогическую деятельность в Санкт-Петербургской духовной академии. Указ архиепископ Михаил получил вместе с теплым личным письмом Святейшего Патриарха Алексия II, в котором архиепископу было предложено оставаться в епархии до конца Великого поста и в последний раз встретить Пасху вместе с клиром и паствой.

Помимо преподавания в академии (до лета 1999 года, когда он в больничной палате в последний раз принимал экзамены) владыка по возвращении в Петербург выступал с регулярными лекциями по богословию на одной из городских радиостанций, давал многочисленные интервью разным изданиям, ездил с лекционными курсами в Новгород и Старую Руссу по приглашению архиепископа (ныне митрополита) Льва, вел занятия по Закону Божию для детей в петербургской гимназии Peterschule, читал лекции еще в нескольких учебных заведениях в Москве и в Петербурге. Несмотря на всё это, у архиепископа Михаила оставалось чувство недостаточной загруженности, он считал, что в новых условиях церковной жизни должен успеть сделать как можно больше для открытой проповеди христианства и передачи богословских знаний. Надо отметить, что все свои лекции, посвященные самым различным темам, владыка в этот период готовил и читал, не прибегая к каким-либо книгам и запискам: к тому времени он был уже почти полностью слеп.

Превозмогая особенно горькую для столь книжного человека утрату зрения, владыка Михаил мужественно продолжал литературные труды: подготовил к печати читавшийся им несколько десятилетий апологетический курс лекций по основному богословию, надиктовал своему бессменному личному секретарю С.Н. Тетюшёвой (1940–2005) несколько содержательных богословских статей, а также книгу «Русская православная церковность», которая представляет собой плод многолетних раздумий автора и, по его собственному определению, «попытку правдиво обрисовать некоторые явления церковной жизни с точки зрения их соответствия основной задаче Церкви Христовой – звать, направлять и вести людей к Богу, в жизнь вечную, дарованную нам Сыном Божиим Иисусом Христом».

В начале своего пребывания на покое архиепископ Михаил совершал богослужения и проповедовал в храме духовной академии. Потом был назначен почетным настоятелем храма святого пророка Божия Илии на Пороховых с правом совершать в нем службы, что было возможно для владыки, когда ему удавалось обеспечить прибытие автомобиля и сопровождающего лица. В 1998 году он окончательно лишился такой возможности. С тех пор он причащался святых Христовых таин преимущественно в академической церкви, где также изредка приглашался к сослужению владыке ректору.

Конец земным скорбям настал тихо. Господь удостоил владыку христианской кончины, о какой все мы просим, – безболезненны, непостыдны, мирны. Последним гостем архипастыря – менее чем за час до внезапно наступившей смерти – был петербургский историк профессор С.Л. Фирсов, который познакомил владыку с новообретенными архивными документами о деятельности В.Н. Мудьюгиной в составе Александро-Невского братства.

Церковный путь архиепископа Михаила закончился 1 марта 2000 года там же, где начинался более чем за восемь десятилетий до того. Владыку отпевали в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Собралось более 20 священников, не только петербуржцев, но и прибывших из Вологодской и Новгородской епархий. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, возглавивший чин погребения в сослужении с ректором академии епископом Тихвинским Константином (ныне архиепископ Курганский и Шадринский), огласил телеграмму Святейшего Патриарха Алексия II, в которой была дана высокая оценка архипастырскому служению почившего. Была оглашена и телеграмма с соболезнованиями ректору академии от председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси). В ней были особо подчеркнуты заслуги почившего богослова в области духовного образования и его «большой личный вклад в межхристианское сотрудничество».

Похоронили владыку Михаила на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, неподалеку от могилы митрополита Никодима и от памятного креста святителя Вениамина. Десятилетие кончины архиепископа Михаила 28 февраля 2010 года было отмечено заупокойной молитвой, которую в храме Санкт-Петербургских духовных школ во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова возглавил их ректор епископ Гатчинский Амвросий в сослужении преподавателей и студентов в священном сане. Тогда же в Федоровском просветительском центре при петербургском храме святых новомучеников и исповедников Российских, где владыка не раз молился в последние годы жизни, состоялся вечер, посвященный его памяти. Здесь прозвучали церковные песнопения на музыку архиепископа Михаила; с речью выступил профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Владимир Сорокин. Многие участники встречи, включая и представителей других христианских конфессий, поделились дорогими для них воспоминаниями о проповедническом даре, глубокой церковности и живой вере почившего.

Трудами почитателей архиепископа Михаила, в том числе заведующего аспирантурой Санкт-Петербургской духовной академии священника Константина Костромина, к этой памятной дате были подготовлены издания ряда сочинений покойного богослова, включая первую часть его магистерской диссертации.

Работа по подготовке к печати творческого наследия архиепископа Михаила продолжается и в настоящее время. А яркая личность этого выдающегося проповедника и богослова, свидетеля страданий и славы Русской Православной Церкви, величественного и вместе с тем предельно скромного в повседневной жизни архипастыря-бессребреника, единому Господу служившего не щадя живота своего, остается дорогою для многих, особенно же воспитанных им учеников Санкт-Петербургских духовных школ и всех, кто имел преимущество быть с ним знакомым.

Вечная ему память!

 

Источник: Церковный вестник

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий