Виктор (Островидов), епископ Глазовский, викарий Вятской епархии

 

Виктор (Островидов), епископ Глазовский, викарий Вятской епархии

Родился 20 мая 1875 года (село Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии) в семье псаломщика Троицкой церкви Александра и его супруги Анны. Кроме старшего сына Константина, в доме было ещё трое детей: Александр, Мария и Николай.

По окончании Камышинского духовного училища в 1893 году Константин поступил в Саратовскую Духовную семинарию и окончил ее по первому разряду в 1899 году. В этом же году Константин Островидов поступил в Казанскую Духовную академию. По окончании академии он был удостоен степени кандидата богословия (1903) с правом преподавания в Духовной семинарии.

В 1903 году Константин Александрович был пострижен в мантию с именем Виктор, рукоположен во иеромонаха и назначен в город Хвалынск настоятелем Свято-Троицкого общежительного подворья Саратовского Спасо-Преображенского монастыря. Вёл миссионерскую деятельность среди чувашей. В основу миссионерского дела было положено обучение чувашей грамоте и совершение богослужения на родном для них языке.

В 1905—1908 — иеромонах Иерусалимской духовной миссии (служил до 1908 года).
С 13 января 1909 — смотритель Архангельского духовного училища.

С 15 октября 1909 — иеромонах Александро-Невской Лавры.

22 ноября 1910 года иеромонах Виктор был назначен настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии и возведен в сан архимандрита.

В сентябре 1918 года архимандрит Виктор назначается наместником Александро-Невской Лавры в Петрограде.

В декабре 1919 года архимандрит Виктор был хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. В 1919—1920 подвергался кратковременным арестам. Прибыв в январе 1920 года в Вятскую епархию, он приступил к исполнению своих архипастырских обязанностей, просвещая и научая паству вере и благочестию. Безбожным властям не понравилось столь ревностное отношение епископа к Церкви, и он был арестован. Преосвященного Виктора обвинили в том, что он будто бы агитировал против медицины, и Вятский губревтрибунал приговорил его за это к лишению свободы до окончания войны с Польшей. Находился в заключении в течение 5 месяцев и был освобожден.

В 1920 — епископ Слободский, викарий Вятской епархии. В 1921 году владыка Виктор был назначен епископом Глазовским, викарием Вятской епархии, с местом жительства в Вятском Трифоновом монастыре на правах настоятеля. В Вятке владыка был постоянно окружен народом и служил ему поддержкой среди неустройств и тягот жизни в безбожном государстве. Владыка был характера прямого, чуждого лукавства, спокойного и жизнерадостного.
С 14 сентября 1921 — епископ Глазовский, викарий Вятской епархии.

Весной 1922 года активизировалось обновленческое движение, направленное на разрушение Церкви. Святой Патриарх Тихон был заключен под домашний арест, передав церковное управление митрополиту Агафангелу, которого власти не допустили в Москву. В июне митрополит Агафангел обратился с посланием к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, советуя архиереям до восстановления высшей церковной власти управлять своими епархиями самостоятельно.

Еп. Виктор решительно выступил против обновленческого движения. Писал своей пастве: «…умоляю вас, возлюбленные во Христе братья и сестры, а наипаче вас, пастыри и соработники на ниве Господней, отнюдь не следовать сему самозванному раскольническому соборищу, именующему себя „церковью живой“, а в действительности „трупу смердящему“, и не иметь какого-либо духовного общения со всеми безблагодатными лжеепископами и лжепресвитерами, от сих самозванцев поставленными».

В мае 1922 года во Владимире был арестован епископ Вятский Павел (Борисовский). Обязанности управляющего Вятской епархией временно перешли к епископу Виктору. К нему и направил свое послание председатель обновленческого ВЦУ «епископ» Антонин (Грановский): «Позволяю себе осведомить Вас о главном руководящем принципе нового церковного строительства: ликвидация не только явных, но и потайных контрреволюционных тенденций, мир и содружество с советскою властию, прекращение всяких оппозиций ей и ликвидация патриарха Тихона, как ответственного вдохновителя непрекращавшихся внутрицерковных оппозиционных ворчаний…»

После недолгого пребывания в заключении владыка Павел был освобожден. Это было время, когда обновленцы пытались захватить церковную власть в епархии или же добиться нейтрального отношения к себе епархиальных архиереев.

В августе 1922 года обновленцы созвали в Москве съезд, по окончании которого были посланы уполномоченные во все российские епархии. Прибыл уполномоченный ВЦУ и в Вятку, где он встретился с епископом Павлом и попросил его содействия в деле созыва общегородского собрания духовенства, чтобы информировать о состоявшемся в Москве съезде.

Владыка не принял уполномоченного и отказался взять от него какие-либо бумаги. Епископ Виктор тем временем составил письмо к пастве, которое было одобрено и подписано владыкой Павлом и разослано по храмам епархии:

«В последнее время в Москве открыла свои действия группа архиереев, пастырей и мирян под названием «живая церковь» и образовала из себя так называемое «высшее церковное управление». Объявляем вам во всеуслышание, что эта группа самозванно, без всяких на то канонических полномочий захватила в свои руки управление делами Православной Российской Церкви; все ее распоряжения по делам Церкви не имеют никакой канонической силы и подлежат аннулированию, которое, надеемся, и совершит в свое время канонически правильно составленный Поместный собор. Призываем вас не входить ни в какие сношения с группой так называемой «живой церкви»...»

Уже на следующий день, 25 августа, владыка Павел и епископ Виктор, а с ними несколько священников были арестованы. Вятское ГПУ сочло, что дело имеет большое значение, и решило отправить обвиняемых в Москву. Люди, узнавшие время отправления поезда, устремились на вокзал. Они несли продукты, вещи, кто что мог в то тяжелое время. Для разгона православных власти направили отряд милиции. Поезд тронулся. Многие люди плакали. Епископ Виктор из окна вагона благословлял и благословлял свою паству.

23 февраля 1923 приговорён к трём годам ссылки, которую отбывал в маленькой деревне в Нарымском крае Томской губернии. К владыке приехала его духовная дочь, монахиня Мария, которая помогала ему в ссылке и впоследствии сопровождала во многих скитаниях.

В 1926 вернулся в Вятскую епархию. За три года отсутствия архиереев-исповедников епархия пришла в плачевное состояние. Один из викариев Вятской епархии, епископ Яранский Сергий (Корнеев), перешел к обновленцам и увлек за собой много священнослужителей.

Архиереи-исповедники сразу же принялись за восстановление разрушенного епархиального управления, напоминая верующим почти в каждой проповеди о пагубности обновленческого раскола. Архиереи обратились к пастве с посланием, в котором писали, что единственным законным главой Русской Православной Церкви является местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр, и призывали всех верующих отойти от раскольничьих группировок и объединиться вокруг митрополита.

Поскольку для Вятской епархии вернувшиеся из ссылки архиереи-исповедники были единственным законным священноначалием, после их обращения к пастве начался массовый возврат приходов в Патриаршую Церковь. Созидательная деятельность владыки Павла и епископа Виктора продолжалась чуть большне двух месяцев, после чего власти приняли решение арестовать архиереев. Владыка Павел был арестован 16 мая 1926 года. Вскоре арестовали и епископа Виктора, который обвинялся в том, что содействовал архиепископу Павлу и произносил проповеди, которые, по мнению властей, имели «контрреволюционное содержание».

Сразу же после допроса архиереи были направлены под конвоем в Москву, во внутреннюю тюрьму ОГПУ, а затем переведены в тюрьму Бутырскую. Здесь им объявили, что Особое Совещание при Коллегии ОГПУ от 20 августа 1926 года постановило лишить их права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Вятке и соответствующих губерниях с прикреплением к определенному месту жительства сроком на три года. Место пребывания можно было до некоторой степени выбирать самому, и архиепископ Павел выбрал город Александров Владимирской губернии, где он когда-то был викарным епископом, а епископ Виктор — город Глазов Ижевской губернии, поближе к своей вятской пастве.

Во время своего краткого пребывания в Москве после освобождения из тюрьмы владыка встретился с заместителем местоблюстителя митрополитом Сергием и в соответствии с местом ссылки с осени 1926 был назначен епископом Ижевским и Воткинским, временно управляющим Вятской епархией.

В 1927 отказался признавать Декларацию Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Человек прямой, лишенный лукавства, епископ Виктор решил не читать декларацию верующим, чтобы не выразить публичного согласия с ее содержанием. Владыка отослал декларацию обратно Сергию. Обратился также к митрополиту с просьбой пересмотреть свою позицию, но в ответ владыка Виктор был перемещён на должность епископа Шадринского, викария Екатеринбургской епархии. Нового назначения не принял.

Необходимо заметить, что епископ Виктор еще в 1911 году официально высказывался о митрополите Сергие как о иерархе, могущем принести Церкви потрясения:

«Его заблуждения о Церкви и спасении в ней человека мне ясны были ещё в 1911 году, и я писал о нём в старообрядческом журнале, что придет время и он (митрополит Сергий) потрясет Церковь...» (Из письма другу, еп. Уржумскому Авраамию Дернову). В том же московском старообрядческом (в синодальных журналах не позволили бы критиковать таких видных богословов как Сергий и Антоний) журнале Святитель и опубликовал статью «Новые богословы», где разбирал антиправославные взгляды Сергия Страгородского и Антония Храповицкого. Самой важной в статье, очевидно, является та мысль, что митр. Антоний и Сергий совершенно отрицают сверхъестественную сторону спасения, заменяя ее чисто естественным развитием самой церковной организации. Это природное развитие — преодоление с помощью «любви» греховной раздробленности человеческого естества.

 

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий