Апостол Варнава был киприотом иудейского происхождения из рода Левитов. Согласно священным преданиям, Варнава играл ведущую роль среди семидесяти апостолов, к числу которых принадлежал, и занимал видное место в Церкви Иерусалима. Его называли “сыном молитвы”, так как он умел действенно поддерживать неофитов (новообращенных) в церковной общине. Именно он убедил христиан Иерусалима принять в свою среду апостола Павла, так как они не могли уверовать в то, что даже самый свирепый гонитель Церкви Христовой перешел в их веру.
Распространяя христианство в Антиохии и Селевкии, он возгорел желанием проповедовать его и на своей родине. В этом стремлении он нашел себе единомышленника – апостола Павла. Таким образом, они вместе, взяв с собой Марка, племянника Варнавы, проповедовали Слово Божие на всем острове. Более того, им удалось обратить в новую веру римского проконсула Сергия Павла в столице Кипра Пафосе. Это, конечно, сыграло решающую роль в принятии Евангельского учения как киприотами, так и римской верхушкой. Во время своего пребывания в Пафосе апостолы наказали иудейского колдуна и лжепророка Элима (Вариисуса). Предполагается, что этот миссионерский поход состоялся в период 45-46 гг... Затем апостол Варнава сопровождал святого Павла в путешествии по Малой Азии. Это было весьма тревожное путешествие, которое привело в смятение иудейские общины региона, но при этом способствовало умножению числу верующих христиан.
Позднее Варнава, на сей раз сопровождаемый лишь Марком, совершает второй миссионерский поход на Кипр. Этому предшествовало некое разногласие с Павлом, так как тот не хотел брать с собой Марка, потому что во время первого похода он покинул их и вернулся в Иерусалим. Во время этого похода он создал множество христианских общин, но и претерпел всяческие гонения со стороны иудейской общины острова. Там апостол Варнава принял мученическую кончину. Ожесточенные иудеи возбудили против него язычников, и те стали забрасывать его камнями. Это произошло в городе Саламина, около 57 года н.э... Предание гласит, что его похоронил апостол и евангелист Марк вместе с копией Евангелия от Матфея, которую Варнава всегда носил при себе. Местоположение гробницы смог определить архиепископ Кипрский во время правления императора Зенона (474-491 гг.), и это событие стало весьма знаменательным для всего Православия.
Брошенное апостолами семя веры пустило глубокие корни, поскольку позднее не возникли какие-либо еретические лжеучения, от которых могли бы серьезно пострадать только что созданные христианские общины. Напротив, великий остров Кипр дал Церкви множество мучеников и святых, а также стал родиной многих монашеских общин.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.