«Догматы – основание жизни христианина»

– «Точное изложение православной веры» – первая попытка создать стройную систему православного богословия. Этот труд по праву считается образцовым догматическим сочинением. С чем связан его успех? И почему богословы берут за основу именно его?

– Уточню: преподобный Иоанн не был в этой области первым – какие-то попытки создания богословской системы, изложения церковных догматов делались и до него. Вспомним хотя бы «Большое огласительное слово» святителя Григория Нисского или «Краткое изложение божественных догматов» блаженного Феодорита Киррского. А первой, самой древней, но неудачной попыткой – по понятным причинам – являлся трактат «О началах» Оригена, который пытался сделать какое-то такое философско-богословское обобщение христианского учения, но этот текст еретический. На Западе попытки создания богословских систем древние церковные писатели тоже делали, например блаженный Августин. Однако первым обширным и удачным плодом такого догматического творчества является как раз «Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина.

Иногда преподобному Иоанну ставят в вину некоторую неполноту системы. Например, у него слабо отражена экклесиология, учение о церковных таинствах. Но, повторюсь, до него никто подобной совершенной богословской системы из древних святых отцов не создавал.

Схема построения этого произведения соответствует Никео-Цареградскому символу веры. Преподобный Иоанн закладывает надежный фундамент для своего творения, имея намерение четко, ясно и последовательно идти за учением святых Соборов, одним из результатов деятельности которых явился как раз Никео-Цареградский символ веры. Схема простая: учение о Боге – «Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя», затем учение о творении мира, христология, различные догматические вопросы. И всё завершается учением о конце времен – «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».

Что касается влияний, то преподобный Иоанн Дамаскин стремится следовать учению своих предшественников, святоотеческому преданию древнейшей Церкви. Наибольшее влияние на него оказали святые каппадокийцы, святитель Кирилл Александрийский, Ареопагитский корпус, преподобный Максим Исповедник, святитель Афанасий Великий.

Что касается общего содержания, тут очень важно иметь в виду следующее. В современной практике публикаций этого произведения мы пользуемся делением, которое предложила средневековая европейская католическая схоластика. А преподобный Иоанн Дамаскин писал свой труд совсем в другом жанре. Он не делил его на части. Он написан в жанре сотниц. «Точное изложение православной веры» изначально состоит из 100 глав.

– Что это за жанр – сотницы?

– Сотницы создавались древними церковными писателями как аскетические произведения, направленные на наставление монахов в том, как им совершать их духовный подвиг. Тут именно стыки догматики и аскетики, догматики и учения о молитве, как это делал, например, преподобный Максим Исповедник.

“Точное изложение православной веры” – это не учебник по догматическому богословию. Это учебник христианской жизни

«Точное изложение православной веры» – это не учебник по догматическому богословию. Это учебник христианской жизни, в которой догматы должны стать основой аскетического делания, аскетического подвига, восхождения христианина к спасению. Он подразумевает неторопливое спокойное чтение с проникновением в смысл написанного, сопровождение этого чтения молитвой и обращением к Священному Писанию. Это такой монашеский труд для спасающихся. Для тех, для кого догматы должны стать основой христианской жизни. Для кого догматы должны являться не просто списком от «а» до «я» истин, в которые положено верить. А для тех это написано, для кого догматы становятся сердцевиной и основанием их христианской жизни. Потому что догматы спасительны.

И догматы есть основание жизни христианина – как следование ко Христу, к встрече с Богом, в Которого право веришь. И, если ты в Него право веришь и к Нему стремишься, ты можешь с Ним истинно и подлинно соединиться.

– А в чем смысл изучения догматического богословия? Насколько это необходимо? И каковы особенности его постижения?

– Преподобный Иоанн Дамаскин, давая список ересей, среди прочих называет очень неожиданную – ересь гносеомахов. Кто такие гносеомахи? Процитирую: «Они отвергают необходимость для христианства всякого знания. Они говорят, что напрасное дело делают те, кто ищет какое-либо знание в Божественных писаниях, ибо Бог не требует от христианина ничего, кроме добрых дел. Итак, лучше жить скорее проще, не любопытствовать ни о каком догмате, относящемся к знанию». С точки зрения преподобного Иоанна Дамаскина, нежелание знать, отказ от стремления к знанию – это ересь. И всякий человек должен стремиться к познанию истины и Бога.

Но… Не всякому и не при всяких обстоятельствах надлежит стремиться стать богословом. И об этой опасности предупреждают нас, в первую очередь, древние святые отцы Григорий Богослов и Григорий Нисский.

– О какой именно опасности и почему именно эти святые отцы?

– Потому что как сейчас модно говорить о политике или об экономике, и все знают, как спасать Россию, как строить международные отношения и так далее, так и во времена святых отцов-капподакийцев модным направлением мысли было побогословствовать. Церковь в Империи тогда была новостью. Вдруг в один миг она стала из гонимой – государственной. Поэтому все и говорили о Церкви, о Боге, о богословии. Святитель Григорий Нисский жаловался: придешь на рынок – там тебе толкуют про Троицу; спрашиваешь, готова ли баня, – тебя пытаются обратить в арианство. Я, конечно, не точно цитирую его слова, но передаю их смысл. Происходило обесценивание самой идеи богословия как молитвенного делания.

Кроме того, не всякий человек мог по своим способностям, по своим возможностям, по своему внутреннему настрою быть готов к такому труду. Древние святые отцы были убеждены: надо соблюдать золотую середину. Святитель Григорий Богослов предлагает такой выход: человек должен читать и знать Священное Писание и знать содержание символа веры, но в глубины богословия, если он к этому не готов, без руководства и без наставления погружаться всё-таки не следует.

Богословствовать на свободном пространстве Интернета опасно

Конечно, у нас сегодня есть такие возможности, как церковно-богословское образование. Есть многочисленные академии, семинарии, другие учебные заведения, курсы, которые Церковью устроены, Церковью основаны, священноначалием благословлены. Там действительно люди получают систематическое хорошее богословское образование. Но, скажем, богословствовать на свободном пространстве Интернета, на каких-то сайтах и форумах – это достаточно опасно, если ты не имеешь системы, если ты не имеешь фундамента, если ты не имеешь основания. Современный человек должен очень аккуратно и очень вдумчиво относиться к таким вещам. Если он действительно стремится постичь смысл и содержание богословия на каком-то более углубленном уровне, он должен искать наставничество, руководство, искать тех, кто может его направить. Отказываться, если человек к этому стремится, не нужно, и надо реализовать в своей жизни это, если ты чувствуешь в себе такую жажду познать Бога. Но этот важный святоотеческий принцип необходимо учесть. Он позволяет пройти по царскому пути, позволяет пройти по срединному, трезвому пути, не уклоняясь ни в какие крайности, не впадая ни в какие ереси, которые ты сам будешь изобретать, но в то же время и не впадая в ересь гносеомахов, о которой писал преподобный Иоанн Дамаскин.

– «Всё, что мы знаем о Боге, – это только лишь то, что Он Сам нам открыл о Себе», – писал преподобный Иоанн Дамаскин. Важные вероучительные истины открыты нам в текстах Священного Писания. Почему тогда святые отцы, и в частности преподобный Иоанн, не только обращались к Священному Писанию, но и сами писали огромные разъяснительные трактаты? И для кого они предназначались: для монашества или вообще для всех?

– Прежде напомню, что роль монахов в то время вообще была особая. Потому что монахи в первую очередь были хранителями Православия. Собственно говоря, Империя еще не забыла последствия ереси монофелитства, которая была такой государственной ересью, искусственно сформулированной властью – как искусственная попытка примирения между православными и монофизитами. И этой ереси противостояли монахи, в том числе преподобный Максим Исповедник. Ереси иконоборчества монахи противостояли практически на протяжении столетия. Монашеский авторитет в ту эпоху был высок как никогда. В то же время Иоанн Дамаскин, как и многие другие святые отцы, писал полемические трактаты, адресуя их не только монахам, но и православному образованному читателю, каковых было тогда достаточно много, и еретикам, которые должны были, прочитав эти трактаты, по милости Божией как-то задуматься и обратиться ко Христу, к истине, к православной вере.

Большую часть православного церковного богословского учения мы узнаём из полемических сочинений древних отцов. Догматическое богословие, особенно в первые века, никогда не было самоцелью древних церковных писателей. Принцип какой? Если ты хочешь спастись, если ты хочешь быть христианином настоящим, подлинным, что тебе нужно? Тебе нужно ходить в храм, участвовать в церковных таинствах, исполнять заповеди Христовы, читать Священное Писание, которое является необходимым и спасительным, исповедовать основы веры, выраженные в древних символах, которые люди читали перед крещением, когда готовились вступить в Церковь. Но богословствовать, вникать в какие-то тонкости богословия человеку совершенно не обязательно. Другое дело, что время от времени в околоцерковной среде возникали какие-то гордые люди, еретики, которые говорили: «А я всё про Бога знаю, я знаю, как в Боге всё устроено, я знаю, как устроено всё в Пресвятой Троице». Какие-нибудь Аэции – был такой древний еретик – начинали рисовать на доске геометрические фигуры, с помощью которых они объясняли отношения между Отцом и Святым Духом.

Но если ты всё в Боге понял, в Боге постиг, тебе срочно надо бежать к батюшке каяться, а не заниматься подобными вещами, потому что Бог есть тайна: «мы знаем о Боге то, что Он Сам открыл нам». Какая точная и верная цитата из Иоанна Дамаскина! Еретики впадают в гордыню, и тогда Церковь вынуждена формулировать точное догматическое учение в ответ на эту провокацию. Так что за все учебники догматического богословия нам нужно «благодарить» древних еретиков, которые инициировали их написание. «Если бы не было свирепости львов, то не было бы и славы мученичества», – как писали древние церковные писатели. Так же и здесь: получается, что «благодаря» еретикам мы имеем замечательное подлинно духовное православное наследие святых отцов, в том числе преподобного Иоанна Дамаскина, который создавал свой полемический трактат в ответ на еретические заблуждения уклонившихся от истины современников.

– Сочетание слов «догматическое богословие» часто отпугивает людей. Они думают, что это нечто сложное, малопонятное, сокрытое. Так ли это на самом деле?

– Да, всё, что в богословии нам открывается, это действительно тайное, действительно сокрытое, действительно таинственное, потому что Бог – всегда тайна. Но с другой стороны, мы к этой тайне призваны приблизиться, приобщиться – это обязательное условие жизни всякого человека. Богословие – слово, обращенное к Богу, и слово, принимаемое нами от Бога, потому что богословие не только наше слово о Боге, но и слово Бога, данное нам в Божественном Откровении – в Священном Писании, Священном Предании. «Кто правильно молится, тот и богослов», – писал авва Евагрий, древний церковный писатель IV века. В этом смысле богословие есть основа нашей жизни, есть наполнение нашей жизни.

Догматическое богословие – это живая жизнь, в которой мы, христиане, участвуем

Всякая молитва есть богословие, всякое чтение Священного Писания есть богословствование о Боге, обращенное к нам, – богооткровенное богословие. Мы живем в среде богословия, мы живем в полноте богословия, явленного Церкви в ее таинствах, в ее церковных молитвах, в ее церковных песнопениях. А догматы – это основание нашей веры, такие маячки на путях к спасению, которые не позволяют нам сбиться с пути, которые ведут нас на встречу с крестом. Догматическое богословие – это живая жизнь, в которой мы все участвуем.

– Вы привели слова аввы Евагрия: «Кто правильно молится, тот и богослов». Практически у всех святых отцов присутствует такая мысль: подлинным богословием является богоугодная духовная жизнь. А какое влияние на духовную жизнь оказывает изучение догматического богословия? И что нужно знать приступающим к изучению богословия?

– Чтобы приступить к изучению догматического богословия, надо быть церковным человеком, надо жить жизнью Церкви. Это вещи строго, крепким образом взаимосвязанные. Я сейчас привел слова аввы Евагрия, но каждый раз, когда произносишь эти слова: «Кто правильно молится, тот и богослов», всегда присутствует некая горечь. Авва Евагрий, будучи великим подвижником, наставником молитвенной жизни – его творения включены в «Добротолюбие», – был оригенистом, еретиком. Но сами слова очень верные.

Связь между богословием и церковной жизнью самая прямая. Связь между молитвой и содержанием этой молитвы самая прямая. Мы молимся словами Священного Писания, мы молимся словами святых отцов, мы молимся тому Богу, Которого познаём из учения Церкви, догматического учения. Мы знаем, Кому мы молимся. Мы должны знать, Кому мы молимся, Какому Богу молимся: Богу Троице. Мы должны знать, Какому Христу мы молимся: Христу, Который есть истинный Бог и истинный Человек.

Чтобы общаться с кем-то, надо его знать, надо постараться узнать о нем всё, что только возможно. Что этот человек любит, что ему нравится, каков он. Так же и здесь. Молитвенная жизнь как соединение с Богом для нас есть соединение с тем Богом, про Которого мы стараемся побольше узнать. О Его «привычках», о Его намерениях, о Его желаниях, о том, каков у Него «характер». Это всё и открывает нам учение о Боге – догматическое богословие.

Богословие в древней Церкви – это термин, который в древности в первую очередь относился к учению о Боге Троице. И к этому Богу Троице церковное учение как раз и восходит, возводя к Нему и нас. С Ним мы стремимся соединиться в Церкви. Духовная жизнь христианина неотрывна от познания Того, к Кому мы устремлены.

 

С Петром Малковым
беседовал послушник Никита Попов

 

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий