Духовное и историческое значение наследия равноапостольного Космы Этолийского (1714—1779) и преподобного Паисия Святогорца (1924—1994)

Равноапостольный Косма Этолийский и преподобный Паисий Святогорец

Часть2

Паисий Святогорец предложил новое прочтение целого ряда пророчеств Космы Этолийского (прежде всего речь идет о предсказаниях, связанных с освобождением Константинополя). Ценность толкований святого Паисия обусловлена тем, что он дал многим пророчествам Космы Этолийского совершенно новое прочтение. Старец, который и сам обладал пророческим даром, ушел от повторительного толкования многочисленных авторов, в течение длительного времени транслировавших одни и те же трактовки предсказаний Космы Этолийского.

В качестве примера можно привести новое прочтение пророчества “Турки уйдут, но снова вернутся и дойдут до Ексамилий. Из них одна треть погибнет, одна треть уверует во Христа, а одна треть уйдёт в Коккини Милья” – “Никто не может этого объяснить, все высказывают ошибочные предположения. Эксамилья есть в Лангадасе, Килкисе1, во Фракии2, в Коринфе, но никто не знает, что те, о которых он говорит, – шесть миль территориальных вод”3. “Шестимилие, о котором говорит святой Косма, – это не что иное, как шесть миль морского шельфа. Это та тема, из-­за которой мы в последние годы грызёмся с Турцией и из­-за которой мы в конце концов «схватимся». Однако они не войдут в Элладу: они продвинутся только на эти шесть миль, и тогда на них найдёт великое бедствие с севера, как говорят писания, и все их замыслы рухнут”4.

Во многих случаях толкования преподобного Паисия идут полностью вразрез с предшествующей герменевтической традицией. Пророчество «Придёт время – и там, где сейчас парни вешают свои ружья, цыгане развесят свои музыкальные инструменты» он связывает не с событиями периода Греческой революции 1821 года, а с событиями современности: «Мы дожили до того времени, о котором говорил святой Косма Этолийский… Там, где раньше подвизались монахи, там, где раньше висели их четки, сейчас голосят радиоприемники и шипят прохладительные напитки!»5. Пророчество «Придёт время и женщина своей прялкой будет прогонять десять турок» греческие исследователи связывают с событиями антитурецкого восстания 1821 года: греческие женщины приняли активное участие в вооружённой борьбе и успешно сражались против турецких войск. Старец Паисий, напротив, относит его к грядущему освобождению Константинополя и распаду Турции6.

Косма Этолийский и Паисий Святогорец были “носителями подлинного святогорского духа”7. Оба подвижника прошли школу афонского монашества, Святая Гора была для них не географической точкой на карте, а образом жизни, мысли, существования.

Косма Этолийский, который на Святой Горе “плакал о своих грехах семнадцать лет”8, покинув Афон никогда не прерывал с ним духовных связей. Святая Гора была исходным пунктом его миссионерских путешествий. С особым чувством относился к Афону и преподобный Паисий, подчеркивавший, что “Святая Гора может дать нашему народу многое. Она вновь может создать Византию, от которой произошла”9.

Особые условия, исторически сложившиеся на Святой Горе, сделали ее главным центром восточного монашества, где сохранялась духовная традиция и культурное наследие православных народов. Косма Этолийский был активным участником традиционно-просветительского движения («филокалического возрождения»). Паисий Святогорец – один из плеяды выдающихся афонских старцев, привлёкших множество людей к монашеской жизни и оказавших большое духовное влияние на молодое поколение иноков. Оба подвижника были одними из тех, кто дал новый импульс афонскому монашеству и оставил после себя множество учеников и духовных преемников.

Косма Этолийский и Паисий Святогорец не были «просто компиляторами, повторяющими то, что было сказано до них»10. Они стали олицетворением афонской традиции, показав, что она не является проявлением мертвого фундаментализма и консерватизма, а представляет собой неповторимое творчество в рамках Предания.

«Нужно прежде себя очистить, а затем других учить чистоте; нужно прежде себя умудрить, а затем других учить мудрости; нужно прежде самому стать светом, а затем других просвещать; нужно прежде самому приблизиться к Богу, а затем других приводить к Нему; нужно прежде самому стать святым, а затем других освящать»11 — эти слова святителя Григория Богослова в полной мере можно отнести к жизни и служению преподобных Паисия и Космы.

Оба подвижника не ставили перед собой великих задач: стать апостолами, миссионерами, проповедниками. Они поставили перед собой “только одну единственную цель – стать монахом: очиститься от страстей и посвятить себя Богу”12. Поэтому их служение и увенчалось богатыми плодами. Слова проповеди Космы Этолийского и Паисия Святогорца были наполнены глубоким смыслом именно потому, что их поучения “были плодом святой жизни и Божественного Просвещения13.

Общность Космы Этолийского и Паисия Святогорца между собой и с отцами Церкви достигнута не путём интеллектуального усилия, а общим духовным опытом. Непрестанная аскеза была предпосылкой и основой их богословия, ведь по словам Паисия Святогорца «богословие без личного опыта похоже на крота, который пытается описать солнце»14.

1.Лангадас, Килкис – города в Македонии.

2. Фракия – область Греции.

3. Ιερομόναχος Χριστόδουλος Αγιορείτης. Σκέυος Εκλογής. Άγιον ΄Ορος, 1996. Σ. 221.

4.   Χριστόδουλου Αγιορείτου. Ο Γέρων Παίσιος. Άγιον ΄Ορος, 1994. Σ. 211.

5. Старец Паисий Святогорец. «С болью и любовью о современном человеке» Слова. Т. I. М., Издательский дом «Святая Гора», 2003. С. 182-183.

6. Γεωργίου Κρασανάκη Η παιδαγωγία του γέροντος Παισίου

7.  Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) Выступление в Мегало Дендро 24 августа 2014

8.  Косма Этолийский «Слова». Москва, «Святая Гора», 2009. С. 201.

9.  Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006. С. 717.

10.  Василий (Кривошеин) Аскетическое и богословское учение святого Григория Паламы. //Альфа и Омега. №3 (6), М., 1995 с.77-82

11.  Cв. Григорий Богослов (Слово II, 71).

12.  Монах Никодим (афонский монастырь Святого Павла): О поклонении Дарам волхвов, церковной жизни, афонских старцах и Паисии Святогорце

13.  Там же.

14.  Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006. С. 573.

Часть1          Часть 3

Источник: «Издательский дом Святая Гора»

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий