Духовное и историческое значение наследия равноапостольного Космы Этолийского (1714—1779) и преподобного Паисия Святогорца (1924—1994)

Равноапостольный Косма Этолийский и преподобный Паисий Святогорец

Афанасий Зоитакис

Часть 1. Народное почитание

В народном сознании Косма Этолийский и Паисий Святогорец сразу воспринимались как святые. Почитание этих подвижников получило широчайшее распространении сразу после их кончины.   

Житие Космы Этолийского содержится в «Новом Мартирологе» Никодима Святогорца, изданном в 1799 году. В минеях 1818 и 1843 года он также упоминается как святой, равно как и в Синаксарии изданном в Константинополе в 1842 году. «Равноапостольным», «священномучеником», «святым», «новомучеником» он именуется и в более ранних источниках1. После блаженной кончины старца Паисия были издано несколько его жизнеописаний, митрополитом Эдесским Иоилем ему была написана служба, многочисленные церковные деятели призывали к его скорейшей канонизации.

Равноапостольный Косма Этолийский

Особый интерес представляет иконография Космы Этолийского и Паисия Святогорца. Первые иконописные изображения святого Космы появились уже в год его мученической кончины (1779)2. В 2013—2014 году ученый Михаил Пантулас обнаружил более 290 фресок, икон, литографий Космы Этолийского, которые были созданы еще до официальной канонизации святого. Эти иконописные изображения находятся в храмах и частных собраниях Греции, Албании, Святой Горы Афон и Румынии. Даже в период гонений на веру при многолетнем единоличном правителе Албании Энвере Ходже в храмах этой страны появлялись фрески с изображением святого.

Равноапостольный Косма Этолийский

Так как равноапостольный Косма не был канонизирован, у иконописцев не было единого исходного образца, в связи с чем каждый изображал его в соответствии с собственными представлениями. Поэтому изображения святого очень разнообразны и порой не похожи друг на друга.

Паисий Святогорец

Иконописные изображения преподобного Паисия Святогорца появились во многих греческих монастырях и храмах еще до его официального прославления. В некоторых случаях он был изображен без нимба, в некоторых с нимбом, иногда назван “святым” и “преподобным”. Иконы Паисия Святогорца также отличались значительным разнообразием.

 Преподобный Паисий Святогорец

Фреска, на которой изображен старец Паисий, появилась еще до его канонизации за пределами Греции – в храме Вознесения Господня в Белграде.

Сразу после мученической кончины святого Космы на месте обретения его мощей был воздвигнут небольшой храм, известный как «Малая церковь святого Космы». В память о нем Али-паша построил монастырь и греческую школу. Окончание работ по строительству обители святого относится к 1806 году, уже в 1814 году «трудами всех благочестивых христиан, клира и народа»3 в честь Космы Этолийского был воздвигнут величественный храм. Храмы Паисия Святогорца также начали строится до его официального прославления в Александрупольской и Патрской епархии Эладской Православной Церкви, а после его прославления во многих областях Греции и Кипра.

Во многих населенных пунктах, которые святой Косма посетил со своей проповедью, хранятся части его облачения и личные предметы (ботинки, металлические кресты, трость, Священные сосуды, кадило). Сохранились и материальные свидетельства пребывания равноапостольного Космы на Святой Горе Афон.

 выполненные его руками

Множество вещественных источников связанно и с преподобным Паисием Святогорцем. Это выполненные его руками резные иконы и кресты, четки 4, монашеские пояса и рясы.

Отмечая сходство святого Космы и преподобного Паисия, митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) говорит, что оба они обладали «чистым сердцем, аскетической жизнью и любочестием»5. Для подвижников были характерны и такие черты, свойственные православным старцам, как «дар рассуждения, простота, смирение, глубокий душевный мир, искренняя любовь к людям, светлое, радостное настроение»6. Также им было свойственно мужество, остроумие, пламенность в вере. Они обладали прозорливостью и пророческим даром.

В своих поучениях Паисий Святогорец неоднократно ссылался на наследие Космы Этолийского. Это обстоятельство представляется нам не случайным: преподобный Паисий вырос и некоторое время подвизался в Конице7 – месте особого почитания равноапостольного Космы.

Коница – была одним из главных пунктов, где Косма Этолийский сосредоточил свою деятельность. Он основал в самом городе и окрестных селениях школы, произнес проповеди, установил деревянные и металлические кресты. Некоторые из сохранившихся пророчеств святого были произнесены именно здесь.
Во многих селениях коницкого района сохранились вещественные источники, связанные с Космой Этолийским (металлические кресты и деревья посаженные проповедником). В селении Пиргос и других окрестных деревнях до сих пор распространена святогорская версия Иисусовой молитвы, которую пропагандировал в своих поучениях святой Косма: «Господи Иисусе Христе, Сыне и Слове Бога Живаго, Богородицею помилуй мя».

 Собор Космы Этолийского

В Конице построен величественный собор Космы Этолийского и хранятся его святые мощи.

Продолжение следует…
1. Святой Косма неоднократно назван святым еще в прижизненных рукописных документах. См.: Αναλυτική βιβλιογραφία Κοσμά του Αιτωλού. 1765—1973. Αθήνα, 1974. Σ. 39-44.

2. По мнению некоторых ученых фреска с изображением Космы Этолийского в храме Святителя Николая в Зитце была написана еще при жизни проповедника. См. Ευθυμίας μοναχής. Οι προφητείες του αγίου Κοσμά του Αιτωλού μέσα στην Ιστορία. Αθήνα, 2004. Σ. 524-528.

3. Так гласит сохранившаяся до наших дней надпись над дверьми этого храма.
4. Монах Никодим (афонский монастырь Святого Павла): О поклонении Дарам волхвов, церковной жизни, афонских старцах и Паисии Святогорце
5. Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) Выступление в Мегало Дендро 24 августа 2014
6. Четвериков С., прот. Бог в русской душе. М., 1998. С. 24.
7. Коница – греческий город на границе с Албанией.

Часть 2

Источник: «Издательский дом Святая Гора»

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий