Феоктист Студит – византийский агиограф и гимнограф XIV века. Часть 1

Студийский монастырь

Вишняк Михаил

Поздневизантийская агиография является сравнительно малоизученной областью византийской литературы. Вместе с тем, ее изучение представляет немалый интерес как с научно-богословской, так и с церковно-практической точки зрения. Портал Богослов. Ru публикует первую часть из цикла статей об одном из замечательнейших византийских агиографов и гимнографов XIV века – Феоктисте Студите.

Личность Феоктиста Студита

1.1 Обзор научной литературы

Личность и творчество Феоктиста Студита на сегодняшний день мало изучены. Его имя лишь упоминается во многих справочниках1.

Наибольшее внимание в своих работах Феоктисту уделила известный американский византолог A. -M. Talbot. Ей принадлежит заслуга издания слова на перенесение мощей свт. Афанасия2, а также две научные статьи, посвященные литературной деятельности Феоктиста3. Еще одна статья, посвященная Феоктисту, принадлежит иеромонаху Василию Grolimund4.

Биографические данные, касающееся Феоктиста Студита, также содержатся в изданиях его творений Fusco и протопресвитером Афанасием Κατζίκας5. Образцовой работой на немецком языке, в которой анализируется личность и творчество Феоктиста Студита, а также патриарха Афанасия, является работа исследовательницы Afentoulidou-Leiteb6. Единственным недостатком является то, что ее автор в своем издании гимнографического наследия Феоктиста не учитывает осуществленного за 8 лет до этого вышеупомянутого аналогичного издания протопресвитера Афанасия Κατζίκας. В последнее входят также гимнографические произведения, которые немецкая исследовательница объявляет неизданными.

В русскоязычной литературе имя Феоктиста Студита практически не упоминается. Единственный отечественный ученый, занимавшийся литературным наследием Феоктиста – Н.Д. Барабанов7.

1.2 Личность Феоктиста Студита

Любые биографические данные о Феоктисте могут быть получены только из его творений. Он был младшим современником свт. Афанасия, был лично знаком с ним8 и даже, возможно, был его пострижеником, если буквально толковать текст составленного Феоктистом похвального слова святителю: ἐπικαλούμεθά σε τὰ σὰ τέκνα, ἃ διὰ τοῦ Εὐαγγελίου καὶ τοῦ ἀγγελικοῦ σχήματος ἐγέννησας (призываем тебя мы, твои чада, которых ты родил через Евангелие и ангельский образ)9. Дату его рождения, вероятно, следует относить к последнему десятилетию XIII века, поскольку ко времени составления им житиясвт. Афанасия в 1320-х гг. он был уже состоявшимся агиографом и гимнографом, как он сам повествует о себе в житии св. Афанасия10. Свт. Афанасий преставился не позже 1323 года, а житие было составлено спустя недолгое время после преставления.

Прозвание Студита предполагает его принадлежность к братии Студийского монастыря. Естественно было бы думать, что такой пламенный последователь свт. Афанасия должен был состоять в монашеской общине Ксиролофа – монастыря, основанного свт. Афанасием. Для объяснения этого факта возможны два предположения. Первое – Феоктист сначала пребывал в монастыре Ксиролоф в качестве ученика Афанасия, а впоследствии перешел в Студийский монастырь, что было довольно распространенной практикой в то время. Так, сам свт. Афанасий постоянно переходил из одного монастыря в другой в свои ранние годы; Иерофей Студит, упоминаемый в житии свт.Афанасия, первоначально подвизался в обители Эсфигмен на Афоне11. Второе предположение – Феоктист был ученым монахом Студийского монастыря, а почитатели свт. Афанасия из монастыря Ксиролоф поручили ему составление жития, предоставив источники и информацию.

Феоктист имел возможность свободно перемещаться по Константинополю, посещать тех, кто сообщал ему сведения для составления жития в различных частях столицы. Все произведения Феоктиста были также написаны в Константинополе, на что имеются указания в их тексте.

Стихи в честь свт. Григория Паламы, в которых Феоктист хвалит его как φύλαξ τ ῶν δογμάτων, могут указывать на то, что Феоктист был активным паламитом и жил в Константинополе в период исихастских споров (1337–1351 гг.). Иосиф Калофет, известный паламит, в своем варианте жития свт. Афанасия называет Феоктиста «святым и мудрым человеком» и хвалит его труд12.

Некоторые исследователи полагают, что Феоктист Студит мог быть вторым духовным наставником Ирины Евлогии Хумнены13.

1.3  Образование Феоктиста Студита

Читая творения Феоктиста, можно сделать вывод, что он был даровитым литератором, при этом широко знакомым с классическими авторами. Это может навести на мысль, что он, подобно свт. Григорию Паламе, получил традиционное классическое образование перед тем, как последовать монашескому призванию.

Однако знакомство Феоктиста с классическим наследием носит по большей части опосредованный характер. В процессе исследования было установлено, что большая часть ссылок и аллюзий на классических авторов в житии свт. Афанасия была сделана, скорее всего, без непосредственного обращения к текстам первоисточников. Самые главные предшественники Феоктиста на литературном поприще XI–XIII веков, к которым он обращается, – это Михаил Пселл и Никита Хониат.

Вышеприведенные факты позволяют сделать вывод, что Феоктист был образованным и начитанным монахом, в достаточной мере знакомым с работами более ранних авторов, как церковных, так и светских14.

 


 

1. Morelli I. Bibliotheca Manuscripta graeca et latina, 29; Παπαδόπουλος Γεώργιος Ι., Συμβολαὶ εἰς τὴν ἱστορίαν τῆς πάρ’ ἡμίν ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς καὶ οἱ ἀπό τῶν ἀποστολικῶν χρόνων ἄχρι τῶν ἡμερῶν ἡμῶν ἀκμάσαντες ἐπιφανέστεροι μελωδοί, ὑμνογράφοι, μουσικοὶ καὶ μουσικολόγοι, 247-248; Analecta Bollandiana 44 (1926) 6; Wellesz Egon, A History of Byzantine Music and Hymnography, Oxford, 1961; Ehrhard A. Überlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der griechischen Kirche: von den Anfängen bis zum Ende des 16. Jahrhunderts. III, 991; ИАБ 6, № 724–727; Beck 700; PLP 7498.
2. Talbot, Faith Healing.
3. Talbot, Fact and Fiction; Talbot, Compositional Methods.
4. Grolimund, Theoktistos Studites.
5. Fusco, Encomion; Katsika, Hymns.
6. Afentoulidou-Leiteb, Hymnen.
7. Барабанов, Слово.
8. Fusco, Enkomion II, 17-19; VII, 1-2; Пападопуло-Керамевс, Житие, с. 4
9. Fusco, Enkomion XVIII, 2-3.
10. Пападопуло-Керамевс, Житие 1.1-4.
11. Пападопуло-Керамевс, Житие, с. 6.
12. Tsamis, Syngrammata, 501.1572-73.
13. См. Afentoulidou-Leitgeb, Hymnen, 33-38; Байер, Участие Ирины-Евлогии Хумнены.
14. См. Talbot,Fact and Fiction, p. 100.

Источник: Портал Богослов.Ru

Часть 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий