Фрески гениального иконописца Андрея Рублева подпалил Тарковский во время съёмок фильма

Преподобный Андрей Рублев

Oт редакции. В год 585-летия блаженной кончины всемирно известного художника Древней Руси прп. Андрея Рублева († 17 октября 1428) уместно вспомнить малоизвестные подробности в судьбе рублевского наследия.

Казалось бы, интерес к творчеству гениального иконописца во всём мире усилился в большой степени после нашумевшего фильма Андрея Тарковского «Страсти по Андрею», но мало кто знает, что во время киносъёмок из-за халатности режиссера сильно пострадали бесценные фрески прп. Андрея Рублева в результате тушения пожара на кровле кафедрального Успенского собора во Владимире. Надо сказать, что данный факт весьма редко упоминается в печати, хотя тот же академик Борис Александрович Рыбаков крайне резко отзывался об Андрее Тарковском, обвиняя его в нанесении непоправимого ущерба рублевским росписям …
Когда весной 1965 г. у стен Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале был вырыт котлован, жители встревожились не на шутку: неужели рядом с древним памятником начнётся стройка? Но прошло время, и в котлован уложили по частям огромный чугунный колокол. Это было необходимо для съёмок одной из новелл фильма «Страсти по Андрею», известного позже как «Андрей Рублёв». Из дневника автора фильма Андрея Тарковского: «С вертолёта облюбовал я дивное место между Покровским и Спасо-Евфимиевым монастырями. О живописности этого места рассказать словами невозможно, на экране это будет выглядеть куда убедительней».

Убедительность, доведённая до откровенного натурализма, и стала программным требованием творческого почерка режиссёра. Тарковский жестокими сценами пытался рассказывать о времени столь же жестоком, иногда первобытно диком. Вспомните хотя бы эпизод пытки ключаря Успенского собора Патрикия, которому монгольские ратники вливали в рот горячую смолу. Снимая набег царевича Талыча на Владимир, режиссёр решил показать пожар кафедрального Успенского собора во Владимире. На крышу были подняты дымовые шашки на металлических подносах. На подносы должны были уложить слой песка, страховавшего от возгорания. Но рабочие то ли забыли, то ли не захотели поднимать такую тяжесть на 30-метровую высоту собора. От раскалённых шашек стропила древнейшего храма стали тлеть, а затем вспыхнули. Настоящий пожар вместо бутафорского! К собору с бесценными фресками прп. Андрея Рублёва примчались пожарные машины, а насмерть перепугавшийся Тарковский в отчаянии скрылся в свой номер в гостинице «Владимир». По счастью пожарные смогли быстро залить очаг возгарания, и в кратчайшие сроки был организован ремонт храмовой кровли, т.к. Госкино расплачивалось за нанесённый ущерб живыми деньгами.

После этого грандиозного скандала на съёмках фильма Тарковского фрески прп. Андрея Рублева во владимирском Успенском соборе нуждались в срочной реставрации, которой с 1974 по 1982 гг. занимался реставратор Александр Некрасов, причинив уникальным росписям еще больший ущерб: «после расчистки живопись начала XV века была безжалостно затонирована и навсегда потеряла подобие подлинности…, и мало кому известно, что такая же «реставрация» и теми же лицами была произведена также в Успенском соборе на Городке в подмосковном Звенигороде…»

Источник

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий