Иже во святыхъ отца нашего Николая, архіепископа Мѵръ Ликійскихъ, чудотворца

С. В. Булгаковъ.

Святитель и чудотворецъ Николай, архіепископ Мѵръ Ликійскіи

Святитель и чудотворецъ Николай, архіепископ Мѵръ Ликійскіи

Онъ родился (около 280 г.) при имп. Валеріанѣ въ Ликійскомъ г. Патарѣ отъ благородныхъ, богатыхъ и благочестивыхъ родителей, Ѳеофана и Нонны. Благодать Божія проявляла на немъ знаменія съ самаго младенчества его.

Будучи отрокомъ, онъ обнаруживалъ наклонность къ строгому воздержанію и уединенной жизни, удалялся мірскихъ забавъ и развлеченій, часто посѣщалъ храмы Божіи и съ любовію изучалъ Свящ. Писаніе подъ руководствомъ своего дяди Николая, епископа Патарскаго.

По просьбѣ послѣдняго, св. Николай отданъ былъ родителями на служеніе Господу и по достиженіи зрѣлаго возраста поставленъ пресвитеромъ. Въ этомъ санѣ св. Николай проводилъ еще болѣе строгую и подвижническую жизнь: пребывалъ постоянно въ бдѣніи, постѣ и молитвѣ, и все болѣе совершенствовался въ добродѣтельномъ житіи.

Во время путешествія дяди ко св. мѣстамъ, св. Николай управлялъ Патарскою паствою, а по возвращеніи его самъ отправился въ Іерусалимъ и во время пути своими молитвами дважды укротилъ бурю.

Возвратившись на родину, онъ, по особому внушенію Божію, переселился въ г. Мѵры, вскорѣ за св. жизнь избранъ былъ здѣсь епископомъ и для всѣхъ явился образцомъ несокрушимой вѣры и пламенной ревности по ней, высокаго благочестія и безмѣрнаго смиренія, кротости и незлобія, достохвальной чистоты и цѣломудрія и великаго воздержанія, истинно христіанскаго человѣколюбія и глубокаго милосердія и состраданія къ несчастнымъ.

Одежды его были просты, пища — постническая; двери дома его были отверсты для всѣхъ, и онъ весь день упражнялся въ дѣлахъ своего званія, самъ всегда внимательно выслушивая просьбы всѣхъ, приходившихъ къ нему.

При Діоклитіанѣ вмѣстѣ съ прочими христіанами онъ былъ подвергнутъ тюремному заключенію и претерпѣвалъ оное до воцаренія Константина Великаго, «гладъ и жажду и тѣсноту терпя темничную».

Въ 325 г. онъ присутствовалъ на I Всел. Соборѣ и явилъ на немъ свою особенную пламенную ревность къ защитѣ православія и къ посрамленію лжеученія Арія.

За свою глубокую истинно-христіанскую любовь Мѵрликійскій святитель еще при жизни именовался отцемъ сирыхъ и утѣшителемъ страждущихъ. Прославленный отъ Господа даромъ чудотвореній, св. Николай «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, въ бѣдахъ сущимъ помогая, и отъ потопленія спасая, и изъ глубины морскія на сухо износя, отъ плѣненія восхищая и принося въ домъ, отъ узъ и темницъ избавляя, отъ мечнаго посѣченія заступая, и отъ смерти свобождая, многимъ многая подаде исцѣленія: слѣпымъ зрѣніе, хромымъ хожденіе, глухимъ слышаніе, нѣмымъ глаголаніе; многихъ въ убожествѣ и нищетѣ послѣдней страдающихъ обогати, гладнымъ пищу подаде, и всякому во всякой потребѣ готовый помощникъ, теплый заступникъ и скорый предстатель и защитникъ показася; и нынѣ такожде призывающимъ его помогаетъ и отъ бѣдъ избавляетъ. Вѣсть великаго чудотворца востокъ и западъ, вѣдятъ и вси концы земныи чудотворенія его».

Св. Николай скончался въ глубокой старости, около половины IV в. (въ 343 г., по другимъ — въ 341 г., по инымъ — между 345-352 г.) въ г. Мѵрахъ, гдѣ и былъ погребенъ.

Въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ св. Николай прославляется, какъ «свѣтильникъ свѣтлѣйшій», «правило православія», «столпъ церковный», «нечестія противоборецъ и благочестія поборникъ», «питатель вдовъ и сиротъ», «плачущимъ утѣшеніе», «зѣло милостивѣйшій и молебникъ крѣпкій», «великій заступникъ и теплый въ бѣдахъ обрѣтающимся, сущимъ на земли и плавающимъ».

Призывая всѣхъ къ прославленію Мѵрликійскаго святителя, св. Церковь взываетъ: «премудраго іерарха восхвалимъ, яко тепла въ бѣдахъ и въ скорбехъ суща отъ Бога помощника и защитника, вси Николая вѣрніи богоноснаго благочестно: молится бо ко Господу, о вѣрою творящихъ и поющихъ божественную память его»; «цари и князи да стекутся», «да воспоютъ», «пастыріе и учителіе, добраго пастыря», «сошедшеся, восхвалимъ, иже въ недузѣхъ врача, и иже въ бѣдахъ избавителя, грѣшніи заступника, нищіе сокровище, и иже въ скорбехъ утѣшителя, спутника путешествующіи, на мори сущіи правителя, и вси вездѣ теплѣ предваряюща, великаго святителя восхваляюще, сице рцемъ: пресвятнй Николае, предвари и избави ны отъ настоящія бѣды и спаси стадо твое молитвами твоими»1.

Примѣчаніе:
1. Русскіе люди съ особеннымъ усердіемъ чествуютъ св. Николая и всего чаще къ нему обращаются съ своими молитвами.

Онъ является заступникомъ отъ всѣхъ бѣдъ и скорбей, и его образъ имѣется едва ли не у каждаго посѣлянина.

Предъ нимъ русскій человѣкъ заявляетъ свои самыя простодушныя желанія и надежды.

Простолюдины говорятъ: «нѣтъ за насъ поборника супротивъ Николы», «попроси Николу, и онъ скажетъ Спасу», и имя Николай у насъ является однимъ изъ самыхъ употребительныхъ. На такое почитаніе св. Николая могли имѣть вліяніе какъ положенная ему еженедѣльно въ четвергъ служба (по Октоиху), такъ и яркость изображенія въ Четьи-Минеяхъ личнаго характера и душевныхъ качествъ угодника Божія.

Его покровительство угнетаемой невинности, рѣшительное заступничество за неправильно осужденныхъ и гонимыхъ, скорая помощь во всевозможныхъ бѣдахъ и обстояніяхъ всѣмъ призывающимъ его, ревность по вѣрѣ и кротость — все это особенно близко открытой и смѣлой, доброй и мягкой русской натурѣ.

Съ самаго начала введенія св. вѣры на Руси безпрерывно воздвигались и продолжаютъ воздвигаться въ нашемъ отечествѣ въ честь святителя Николая монастыри, церкви, часовни. Не сотнями, а тысячами считаютъ посвященные имени св. чудотворца Николая престолы въ храмахъ Божіихъ. Немало ввѣрено его покровительству и различныхъ благотворительныхъ учрежденій.

Въ частности св. Николай у насъ почитается заступникомъ на водахъ, и св. Церковь величаеть его въ своихъ пѣснопѣніяхъ «спутникомъ путешествующихъ и на морѣ сущимъ правителемъ».

Изображеніе св. Николая на однихъ иконахъ въ митрѣ, а на другихъ безъ митры — нѣкоторыя объясняютъ тѣмъ, что онъ сначала былъ пресвитеромъ, а затѣмъ епископомъ, а потому на нѣкоторыхъ иконахъ онъ и изображается пресвитеромъ, т. е. безъ митры (Цер. Вѣст. 1892, 42).

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий